Библиографическое описание:

Кислица В. В. Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 970-973.



В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессия, вербальная агрессия, профилактика.

 

Увеличение агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из наиболее острых социальных проблем нашего общества. Жалобы на агрессивное поведение подростков возникают с каждым годом все больше и больше. Все чаще мы слышим о демонстративном и вызывающем поведении подростков в обществе. Они не замечают нормы и требования взрослого мира, совершают действия, направленные против основных прав других людей. Подростки становятся импульсивными, раздражительными, вспыльчивыми, испытывают сильное чувство гнева и обиды, могут проявлять и физическую жестокость по отношению к людям или животным, умышленно портить постороннее имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома.

Особое место в поведении подростков занимает вербальная агрессия, которая становится преградой для реализации наиболее важных задач результативного речевого общения: препятствует полноценному обмену информацией, тормозит понимание собеседниками друг друга.

Термин «вербальная агрессия» в переводе с латинского языка означает «бранная речь». Данный термин широко используется, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе последних десятилетий. Многими ученными предпринимались попытки сформулировать определение вербальной агрессии, однако сложно дать научно обоснованное определение «вербальной агрессии» с учетом видов и форм ее проявления. Поэтому понятие «вербальная агрессия» до сих пор не имеет единого определения [7, 17].

В общем виде вербальную агрессию можно определить, как обидное обращение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [17].

Вербальная агрессия рассматривается как социально-психологическое явление, встречающееся в любой логосфере и представляющее одну из наиболее актуальных и значимых психолого-педагогических проблем современного общества [8].

Вербальная агрессия может выражаться как в открытой форме, в виде конфликтов, ссор, скандалов, так и в пассивной форме в виде сплетен, ябедничества, отказ общаться с собеседником, враждебные намеки, клевета, иронические замечания [8, 17].

Наиболее выраженными проявлениями вербальной агрессии в речи подростков являются угрозы сверстникам, обвинения, оскорбления, критика, клевета, игнорирования, крики, унижение окружающих, проклятия, ненормативная лексика, грубые требования, язвительная насмешка и т. д. [14, 17].

Помимо перечисленных форм вербальной агрессии подростки используют сленг и мат, являющиеся способом преодоления социальных запретов на недопустимые культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся из-под прессинга предопределенного контроля речи.[6 с.367].

Наиболее желательным способом противодействия агрессивному поведению являются систематическая профилактика вербальной агрессии подростков [9 с. 49].

В общем смысле слова понятие «профилактика» означает предупреждение нежелательных явлений [16 с.195].

Профилактика — это своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека, в его поведении и отношениях [12 с. 82].

Профилактика — это действия, направленные, на поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, помощь им в достижении установленных целей и раскрытие их внутренних возможностей.

По мнению многих исследователей наилучшей системой для профилактики психического здоровья детей является школа, выступающая первой и основной моделью социального мира для ребенка и помогающая осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.) [12 с. 80].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно выделить главные направления в профилактике вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении:

 ранее выявление проблемы, препятствующей развитию личности, а также факторов и воздействий, вызывающих вербальную агрессию подростков;

 устранение этих неблагоприятных влияний, вызывающих вербальную агрессию подростков [15].

Одно важнейших мест в профилактической деятельности, и в профилактике вербальной агрессии подростков в частности занимает диагностика [2 с.31, 13].

Своевременная диагностика позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, а именно, выявить детей с вербальной агрессией, определить программу развития и принять меры, направленны на устранение и смягчение аномального развития, разработать рациональные методы организации, контроля и определить эффективность профилактического воздействия [10].

Исследование вербальной агрессии подростков возможно с помощью использования следующих диагностических методик:

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью визуального наблюдения;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью опросника Л. Г. Почебут;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью рисуночного теста Розенцвейга;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Рисунок несуществующего животного»;

 диагностика состояния вербальной агрессии подростков с помощью методики «Незаконченные предложения».

На основании данных, полученных с помощью диагностики, можно строить дальнейшую работу, направленную на профилактику вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении. Исходя из этой цели профилактическая деятельность организуется следующим образом: выбираются основные формы, методы, приемы профилактики агрессии в речи подростков, составляется проект работы с подростками в зависимости от их личностных качеств и ценностных ориентаций, проводится непосредственно сама профилактическая работа с подростками и их окружением, оцениваются результаты проведённой работы и корректируются выявленные недостатки в профилактической работе [10].

Профилактическая работа может проводиться с подростками как индивидуально, в виде консультаций, так и с группами детей, классами, возрастными параллелями.

Значимое место в системе профилактической работы в образовательном учреждении уделяется психолого-педагогическому просвещению подростков, следствием которого является присваивание подросткам нужных для них знаний о феномене «вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, каковы последствия применения вербальной агрессии в общении с окружающими и каковы способы ее преодоления, а также навыков эффективной речевой коммуникации, запрещающей грубость и бестактность [3].

Однако, необходимо отметить, что подобное информирование задает несовершеннолетним слушателям инертную позицию, и в этой ситуации новые знания у подростка могут быть забытыми или вообще отвергнутыми, если они приходят в противоречие с имеющимися у детей представлениями. Просвещение ориентированно на создание условий для активного усвоения подростками необходимых знаний в процессе обучения, общения, личностного развития и использования их в дальнейшем в жизни [2 с. 49]. Поэтому, для того чтобы даваемые подросткам знания могли активно включаться в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания информации и к выбору форм и методов работы.

Наиболее результативными являются следующие формы информирования подростков о вербальной агрессии: лекции по данной проблеме; семинары; тематические вечера и встречи типа «Что? Где? Когда?»; экскурсии, в ходе которых теоретические знания наглядно иллюстрируются на практике; индивидуальные беседы; КВНы, использование видеофильмов с дальнейшим их обсуждением; диспуты, предметом которых является такая проблема, как вербальная агрессия подростков и ее последствия, а также способы ее преодоления; олимпиады; обсуждение книг и статей и по данной проблеме, которое позволяет не только пополнить запас необходимых знаний, но и сформировать своё отношение к ним и т. д. [2 с. 48].

Помимо устных форм информирования подростков о проблеме вербальной агрессии различают также и наглядные формы просвещения: тематические стенды, плакаты, специальные витрины, буклеты, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература.

Но одно просвещение подростков по данной проблеме не даст положительного результата, поэтому необходима активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности, направленной на исправление и преодоление отрицательных качеств и привычек, помощь подросткам в работе над собой. Добиться решения данной проблемы можно с помощью специальных элективных курсов, коррекционно-развивающих занятий, направленных на предупреждение и снижение вербальной агрессии в речи подростков, и включающих в себя как теоретическую, так и практическую подготовку детей к культурному общению в обществе. Данные курсы могут содержать элементы психологического тренинга, систему заданий, проведение дискуссий, разыгрывание и анализ проблемных ситуаций, направленных на повышение уровня знаний и умений эффективного, культурного общения. Проводить такие курсы могут как классные руководители в своем классе, так и конкретный педагоги, а также специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения [5].

В процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание проблемам досуга подростков, направить усилия на развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Как отмечает Беличева С. А., «избыток свободного времени является криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи». Поэтому немалую роль в профилактике вербальной агрессии несовершеннолетних играют внешкольные воспитательные учреждения, ставящие своей целью развивать полезные интересы подростков, приобщать детей к участию в общественных организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.), чтобы свободное время стало фактором развития, а не криминализации подрастающего поколения [5].

Образовательные учреждения могут самостоятельно создавать систему дополнительного образования, на территории школы, разрабатывать свои образовательные программы внеучебной деятельности.

Внеурочная деятельность может быть организованна:

 по направлениям: спортивно-оздоровительное, нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое, научно-познавательное и проектная деятельность.

 по формам: различные кружки и секции, конкурсы, соревнования, олимпиады, экскурсии, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями;

 по видам: игры, проблемно — ценностное общение, техническое, художественное, социальное, творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность и т. д. [11].

Профилактическая работа, направленная на преодоление вербальной агрессии проводиться как с подростками, так и с педагогами и родителями, которые оказывают большое влияние на развитие ребенка.

Значимая роль в предупреждении вербальной агрессии отводится оздоровлению ближайшего окружения подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания, так как антиобщественное поведение во многих случаях связано с семейным неблагополучием [5, 10].

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка. В обычной жизни родители, имеют мало возможности для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Поэтому родителей необходимо знакомить с основными аспектами проблемы. Просвещение родителей подростков, имеющих или склонных к вербальной агрессии проводится с целью повышения их психолого-педагогической грамотности. Необходимо, чтобы родители знали, почему у их ребенка возникают подобные проблемы, что такое «вербальная агрессия», какова ее природа, и как ее можно преодолеть [13].

В рамках данного направления требуется решить проблему создания благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании [5].

Работая с родителями, подростки которых склонны или имеют вербальную агрессию, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении и именно они могут сыграть большую роль в преодолении данной проблемы у их детей.

Важной для них является информация о возможностях преодоления данной проблемы у их детей, к кому они могут обратиться за помощью, какие существуют кружки, секции, дополнительные занятия, мероприятия в школе которые могли бы посещать дети [13].

Подобную информацию родители могут получить как на родительских собраниях, так и индивидуально, виде консультаций и обучения эффективным способам общения со своими детьми от классных руководителей или специалистов социально-психологической службы, которые могут создавать специальные программы образования родителей. Основной целью таких программ является передача соответствующих знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье [13].

Для эффективной воспитательно-профилактической деятельности с подростками по предупреждению вербальной агрессии необходимо и повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания, либо непонимания возрастных психофизиологических ошибок «трудного», «кризисного» подросткового возраста [5].

Педагоги образовательного учреждения также должны обладать информацией о специфике подросткового возраста, о том, что такое вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, и каковы способы ее преодоления [3].

Необходимую информацию педагоги могут получить во время консультаций специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения, а также с помощью индивидуального изучения теоретической и методической литературы по данной проблеме.

Важным условием в профилактике вербальной агрессии подростков является взаимодействие компетентных специалистов, а именно, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, которые профессионально владеют диагностическими, прогностическими, коррекционно-педагогическими умениями [4 с.157].

Таким образом вербальная агрессия детей подросткового возраста — явление, от которого невозможно застраховаться.Это одно из самых неприятных проявлений подросткового возраста, с которым, к сожалению, сложно бороться. Совсем искоренить вербальную агрессии в речи подростков невозможно. Даже если до переходного возраста ребенок получал массу внимания со стороны ближайшего своего окружения и правильное воспитание, нет гарантии, что он не изменится при достижении подросткового возраста. Поэтому с подростками необходимо систематически проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение вербальной агрессии детей.«Болезнь легче предупредить, чем лечить»

Литература:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание второе, исправленное.
  3. Витковский А. Наши на марафоне// Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 9. — С. 33–35.
  4. Истрофилова О. И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014–244 с.
  5. Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О. В. Коповая, А. С. Коповой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — 80 с.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  7. Назарова Л. А. Основные формы проявления подростковой вербальной агрессии. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997–2911_2014_4–1_43.pdf
  8. Олешков М. Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2005. — № 2. С. 43–50.
  9. Першина Н. В., Заостровцева М. Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  10. Печников, Н. П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н. П. Печников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 72 с.
  11. Положение о внеурочной деятельности ФГОС. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://s_viteb.bol.edu54.ru/p55aa1.html
  12. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  13. Сакович Н. Маркеры беды // Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 12. — С. 4–7.
  14. Самойлова О. Не играй в мои игрушки // Семья и школа. — 2007. — № 6. С.16– 17.
  15. Степанова Е. В., Попов В. А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 788–791.
  16. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. — М.: ИП Матушкина И. И., 2012. — С. 227.
  17. Щербинина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие — М.: Флинта, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle