Библиографическое описание:

Рындина Ю. В., Мартышова Д. А. К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1166-1168.



Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических навыков. Особое внимание обращается на формы компьютерной поддержки, которые целесообразно использовать при работе с младшими школьниками в соответствии с уровнем их психического и физического развития.

Ключевые слова: навык, средство обучения, компьютерная поддержка,компьютерная презентация, электронный тренажер.

Сегодня трудно представить современную школу без минимального набора компьютерной техники. Связано это с тем, что существующая педагогическая система преподавания нуждается в компьютеризации и информатизации основных учебных процессов. Компьютер в современном обществе служит не только мощным техническим средством обучения, но и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии младших школьников. Использование ЭВМ в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Компьютерные технологии могут применяться в образовательном процессе на самых его начальных этапах и на всех изучаемых учебных предметах, а также во время внеурочной и внеклассной работы.

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе. Важное место при изучении английского языка должно уделяться формированию грамматических навыков (наряду с остальными навыками), «представляющих собой автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи и на письме» [1]. Следовательно, перед учителем английского языка встает задача правильной организации учебного процесса, выбора методов и средств, наиболее эффективно способствующих формированию грамматических навыков.

Поскольку одним из ведущих средств обучения иностранному языку на сегодняшний день выступает компьютер, нами была поставлена цель выяснить, влияет ли использование компьютерных технологий на эффективность формирования грамматических навыков, а также выяснить, какие именно компьютерные технологии и каким образом могут быть использованы для формирования этой группы навыков.

При организации урока, отборе его содержания, методов и средств необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их уровень сформированности таких психических функций как память, внимание, восприятие и мышление. Следует отметить, что особенность памяти младших школьников такова, что им свойственно непроизвольное запоминание учебного материала, преподнесенного в игровой форме, а также, связанного с яркими наглядными пособиями. Также учащиеся начальной школы уже способны концентрировать внимание не только на тех действиях, которые представляют для них интерес, но все же, в этот период еще преобладает непроизвольное внимание, отличающееся небольшим объемом и малой устойчивостью. Что касается восприятия учащихся начальной школы, то оно становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим, также в нем выделяются такие произвольные действия, как наблюдение, рассматривание, поиск. Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под влиянием обучения меняются соотношения между его конкретными и абстрактными компонентами [3, С. 74].

Анализ авторской программы курса английского языка М. З. Биболетовой и Н. Н. Трубаневой «EnjoyEnglish» [2] показал, что у выпускника начальной школы должны быть сформированы грамматические навыки по следующим темам:

– Артикли (неопределенный, определенный, нулевой) в пределах наиболее распространенных случаев их употребления; существительные в единственном и множественном числе, исчисляемые и неисчисляемые существительные.

– Правильные и неправильные глаголы; глагол-связка tobe; вспомогательный глагол todo; модальные глаголы can, may, must, would; глаголы в действительном залоге в Present, Future, Past Simple.

– Местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные), неопределенные местоимения some и any.

– Качественные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе и исключения.

– Количественные и порядковые числительные до 100.

– Простые предлоги места и направления (in, on, at, into, to, from, of, with), сочинительные союзы and и but.

– Предложения с простым глагольным сказуемым (Не speaks English.), составным именным сказуемым (My friend is brave.) и составным глагольным (в том числе с модальными глаголами can, may, must) сказуемым (I like to read. Shecanswimwell).

– Некоторые формы безличных предложений (ItisSaturday. It is sunny. It is three o'clock» It is early. Itisinteresting.).

– Предложения с оборотами thereis/ thereare в PresentSimple, а также с оборотом neither... nor..., с конструкцией as... as.

– Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and и but,

– Сложноподчиненные предложения с because.

К изучению английского языка младшие школьники в основном приступают с интересом, у них изначально присутствует высокая мотивация, детям хочется услышать, как произносятся отдельные слова и предложения на изучаемом языке и самим говорить на нем. В задачу учителя входит удовлетворить желания учащихся, поддерживать и развивать интерес к языку.

Практически в каждой школе сегодня кабинеты оснащены компьютерной техникой, кабинет иностранного языка исключением не является. Обычно в классе находится один или несколько стационарных компьютера, которые учитель может использовать на уроке во время работы со всем классом, так и для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Нами были рассмотрены возможности применения стационарного компьютера, находящегося в классе, как для формирования грамматических навыков при работе со всей аудиторией класса, так и во время индивидуальной работы.

При использовании компьютера как компьютерной технологии, способствующей формированию грамматических навыков иноязычной речи, мы можем использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как презентации, тренажеры, видео- и аудиозаписи. Мы остановились на более подробном рассмотрении таких форм цифровых образовательных ресурсов, как компьютерная презентация и электронные тренажеры, которые могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе.

Компьютерная презентация достаточно широко применяется при обучении иностранным языкам. При формировании грамматических навыков у учащихся она может использоваться при фронтальной работе во время изучения нового материала или повторении материала, изученного несколькими уроками ранее.

При создании компьютерной презентации к уроку необходим правильный отбор ее содержания, который включает основные понятия, алгоритм применения грамматического правила, или может быть предложен материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Также в содержание презентации могут входить упражнения по изученному грамматическому материалу, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска и решения и разрешения грамматических задач. Стоит также грамотно подходить к внешнему оформлению презентации, предлагаемой учащимся, которое должно быть ярким, привлекающим внимание и доступным для понимания.

Также широко использование электронных тренажеров, которые применяются для отработки уже сформированных грамматических навыков на предыдущих уроках английского языка. В основном электронные тренажеры применяются во время индивидуальной работы с учащимися, но могут быть использованы и при работе со всеми учащимися класса, если оснащение кабинета иностранного языка позволяет это.

Нами были рассмотрены несколько сайтов, содержащих электронные тренажеры для формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы. Укажем два из них для примера:

  1. Сайт http://cool-kid.ru/anglijskij-yazyk. На сайте содержатся несколько электронных тренажеров по грамматическим явлениям, изучаемым в курсе начального изучения английского языка: глаголы действия, PresentSimple, PastSimple, Irregular Verbs. Перед началом работы с тренажером учащимся предлагается прочитать теоретические сведения о грамматическом явлении, а затем уже приступать к выполнению заданий. В каждом тренажере представлено 18–20 заданий на отрабатываемый грамматический навык. Кроме того, имеется возможность выбрать тренажеры с заданиями различной степени сложности, что также может обеспечить индивидуальный подход в работе с учащимися.
  2. Система https://puzzle-english.com представляет собой сайт для изучения английского языка, выстроенного на основе игры в паззлы. Для развития грамматических навыков предлагаются короткие видеозаписи с теоретическим пояснением, а затем ученик получает задание, состоящее из паззлов — набор слов, которые нужно составить в правильном порядке. Минус данной системы состоит в том, что использование возможно только при наличии подключения к сети Интернет.

С помощью электронного тренажера учащийся сможет не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Такой образовательный ресурс может быть использован на обобщающем уроке по теме или предшествовать контрольному уроку, как для рефлексии учащихся, так и для анализа своей работы учителем.

Использование компьютерных технологий при формировании грамматических навыков является неотъемлемой частью современного обучения иностранному языку младших школьников. Особенностью образовательного процесса с использованием компьютерных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности младших школьников, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности — наличие оперативной обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Литература:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009.
  2. Биболетова М. З. Программа курса английского языка к учебно-методическому комплексу «Английский с удовольствием» («Enjoy English») для учащихся 2–9 классов общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. — Обнинск: Титул, 2006.
  3. Савенков А. И. Педагогическая психология. — М.: Юрайт, 2012. — 672 с.
  4. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2014. — 244 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle