Библиографическое описание:

Рындина Ю. В., Барминова Т. А. Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1161-1163.



На сегодняшний день интернет считается самым мощным инструментом в мире, и, несомненно, неотъемлемой частью человеческой жизни. Вклад глобальной всемирной сети очевиден: это и быстрый обмен информацией, общение по всему миру, легкий доступ к различным материалам (книги, видео, аудио, изображения, документы и т. п.). Каждый день в интернете можно увидеть новую и полезную информацию, в том числе и посвящённую изучению любого иностранного языка. Допускается и бесплатное пользование различными словарями в онлайн режиме, электронными переводчиками. В интернете виртуальная среда построена так, что без проблем предоставляет любому пользователю аутентично общаться с реальными людьми, обсуждать различные актуальные темы.

Иностранный язык — это учебный предмет, который требует широкое использование различных социальных сервисов Web 2.0, чтобы сделать учебный процесс увлекательным и эффективным, выработать мотивацию у обучающихся к его дальнейшему изучению.

Использование сетевых сервисов Web 2.0 на занятиях в старших классах является одним из актуальных средств обучения иностранному языку, которое предоставляет ученикам возможность самостоятельного пополнить словарный запас, что, собственно, является немаловажной частью в изучении любого иностранного языка; позволяет совершенствовать навыки и умения чтения и письменной речи; обеспечивает формирование устойчивой мотивации к самому процессу изучения, повышение ответственности учеников за свой индивидуальный уровень обучения.

Старшеклассник, используя сетевые сервисы Web 2.0, повышает языковую грамотность. Например, в блогах социальных сетей или же на форумах у изучающих иностранный язык есть великолепная возможность правильного выражения своих мыслей, возможность обмена устными и письменными сообщениями непосредственно, причём, в реальном времени. Необходимо заметить, что именно спонтанная беседа с носителем языка, в устной или письменной форме, позволяет выходить на наиболее высокую ступень овладения языка посредством постоянного общения. Также такой вид спонтанной беседы предполагает активный уровень владения иностранным языком. Таким образом, использование в учебном процессе сетевых сервисов Web 2.0 является залогом успешности современных выпускников школ.

В данной статье рассмотрим такие виды социальных сервисов Web 2.0, как: блог, Twitter, ВКонтакте, Facebook.

Блог (от английского слова «blog, web blog» — это интернет журнал, в котором содержатся разного рода события, иначе говоря, интернет дневник, веб сайт, основу которого составляют обязательные и регулярные добавления записей, содержащих различные изображения, мультимедиа [2].

Специфическая черта блогов заключается в недлинных временных записях, упорядоченных в обратном хронологическом порядке, то есть, последняя запись всегда появляется сверху. Отличие же от традиционных дневников состоит в том, что блоги общедоступны, публичны. В блогах могут зайти и вступить в открытую переписку абсолютно любые читатели, пользователи сети интернет. Также возможна и публичная беседа с авторами блогов. Блогам характерна такая особенность, как возможность оставить комментарии (отзывы) любыми читателями, посетившими блог. Такая особенность и позволяет блогам становиться средой сетевого общения, что имеет множество предпочтений перед электронной почтой, веб-форумами и чатами.

Известными блогами по изучению английского языка являются: https://wonderenglish.com/blog/blog.php, http://preply.com/blog/, list-english.ru.

Twitter (от английского «twitter»-чирикать, щебетать, болтать) является социальной сетью, цель которого — публичный обмен сообщениями при помощи Web интерфейса, СМС а также средств мгновенного обмена сообщениями или любых других программ клиентов для пользователей сети интернет при любом возрасте. Использование сервиса является бесплатным. В сервисе Twitter каждый желающий может бесплатно вести микроблог, размещать подлинные записи любого содержания. На микроблоки могут подписываться любые пользователи этого сервиса. Их же, в свою очередь, подписывают последователи — followers. Также имеется возможность подписки на сообщения других пользователей. Push технология позволяет отправлять сообщения мгновенно.

Twitter может использоваться как инструмент изучения иностранного языка. Это могут быть и новости на изучаемом языке, и языковые школы, и различного рода сервисы. К их числу относят автоматические программы рассылки, или, другими словами, боты. Они выполняют одну из функций — высылают новую лексику для изучения языка. Существуют также персоны, на странички которых можно подписаться и получать определённую информацию, которая публикуется на их странице.

Пользователи Twitter используют символ хэштег для категоризации твитов. Такие твиты появляются более легко в поиске Twitter. Нажимая на слово с хэштегом, в любом сообщении показывает все остальные твиты, которые отмечены таким ключевым словом.

Приведем примеры полезных хэштегов, которые помогут в изучении иностранного языка:

– adulted: хэштег для твитов об образовании для взрослых.

– EFL/ESL: твиты об изучении и преподавании английского языка как второго или иностранного языка.

– EAL: твиты про английский как дополнительный язык.

– ellchat: чат платформы обучения английскому языку

– grammar: твиты, связанные с грамматикой английского языка, орфографии, пунктуации и т. д.

– EFL/ESL: Tweets about learning and teaching English as a second or foreign language.

– eal: Tweets about English being used as an additional language

– twinglish: для изучающих английский язык [1].

Социальная сеть «ВКонтакте» является сетью не только для общения, но и для обмена различной информацией, просмотра видео, прослушивания аудио, чтения (а также бесплатного скачивания) книг и журналов и многое другое. При помощи этого сервиса возможно и обучение иностранному языку.

Для того, чтобы «включиться» в процесс изучения любого языка, достаточно зарегистрированному пользователю найти нужную группу, подписаться на неё (или вступить). Затем, в любое удобное для пользователя время можно зайти на страничку, посмотреть информацию, выложенную на стене сообщества/группы в виде карточек, картинок, таблиц, текстовой информации, видеороликов, аудиоматериалов, фильмов и т. д. К тому же, на любую понравившуюся информацию можно сделать «репост», т. е. скопировать информацию с первоисточника и сохранить, либо, на стене своей личной страничке, либо, личным сообщением пользователю.

Учитель же иностранного языка старших классов очень легко может создать свою группу, добавив своих учеников, которые без труда могут просматривать выложенный учителем материал, комментировать его, высказывая свое мнение, активно обсуждая опубликованную информацию. В своей личной группе учитель может оценивать в онлайн режиме и оповещать о результатах своим ученикам, опубликовав их на стене. Домашнее задание учитель может выкладывать на стену своего сообщества. Если же ученику задание непонятно, он тут же может прокомментировать его или попросить о помощи преподавателя.

В качестве примера, можно привести известную группу, изучающую английский язык в социальной сети «ВКонтакте»- «Englishwithpleasure». В сообществе каждый день опубликовывают различные идиомы, разговорные фразы, лексику по определенным темам и многое другое. Создавая отдельную группу в социальной сети «ВКонтакте», учитель иностранного языка будет иметь преимущества перед традиционным уроком, тем самым объединяя учеников, стимулируя их интерес к изучению иностранного языка интересными заданиями и информацией, выложенной на стене сообщества.

Следующим социальным сервисом Web 2.0 рассмотрим Facebook в качестве средства изучения иностранного языка.

Facebook принадлежит к пятерке наиболее посещаемых вебсайтов мира. С социальной сетью Facebook можно создать профиль с фотографией и личной информацией, приглашать друзей, общаться с ними, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», создавать группы, в общем, все функции аналогичные социальному сервису «ВКонтакте». Для того, чтобы начать изучать иностранный язык, во-первых, необходимо зарегистрироваться и начать искать группы или же страницы, посвященные изучению выбранного языка. Во-вторых, после этого нужно читать ленту новостей страницы на иностранном языке, получая различные обучающие посты и разъяснительную информацию по лексике и грамматике. Есть возможность также задать вопрос в комментариях, общаться с людьми на изучаемом языке, тем самым, практикуя язык. Учитель иностранного языка может создать свою группу и снабжать страничку любой понравившейся информацией на иностранном языке (аналогично социальной сети «ВКонтакте», приглашая пользователей).

В качестве примера возьмем известную группу в Facebook «EnglishDiscussion». Практически, ежечасно в группе опубликовывается определенная информация в виде предложения (вопроса) с пропущенным словом и внизу предлагается, либо, два варианта ответа, либо, четыре. Ниже, в комментариях, пользователи обсуждают правильный ответ. Каждый мини-тест снабжается соответствующим изображением.

Рассмотрим несколько таких мини-тестов:

We have visited the green town _____ year.

1) last

2) the previous year

Whom are you addressing _____?

1) at

2) to

Where did you_______for your vacation?

a. Go

b. Gone

c. Goes

d. Went

She can speak ______________ English. What about you?

A. a few

B. little

C. a little

D. many.

В группе опубликовываются также различные иллюстрированные карточки с лексикой по определенной теме.

Учитель иностранного языка может пользоваться такими мини-тестами, собрав их по темам и использовать на уроках. Но, создав свою группу по изучению иностранного языка, учитель может опубликовывать свою собственную полезную информацию для учеников, которую он считает наиболее эффективной для изучения иностранного языка. В такой группе есть возможность создания альбома, группового мероприятия, группового чата.

Таким образом, аналогично использованию социального сервиса «ВКонтакте», Facebook является эффективным и общедоступным средством изучения иностранного языка. Ведь, ученикам старших классов, изучающим иностранный язык, необходимо предоставлять информацию в различных интересных материалах, чтобы процесс изучения был эффективен. Творческий учитель знает, для того, чтобы стимулировать у ученика стремление изучать иностранный язык, необходимо активно привлекать социальные сети в этот процесс. На сегодняшний день молодежь проводит очень много времени в интернете, поэтому нужно правильно и умело использовать возможность изучения иностранного языка в социальных сервисах, извлекая из них как можно больше пользы.

Таким образом, сегодня современному человеку сложно обойтись без интернета, ведь глобальная сеть — это не только великолепный способ коммуникации, но и идеальный источник информации, из которой каждый может извлечь пользу в соответствии со своими интересами. Современный учитель, используя социальные сервисы при изучении иностранного языка, имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком. Поэтому, наиболее эффективный и быстрый способ овладения иноязычной речью и письмом, как раз, достигается использованием социальных сервисов Веб 2.0, а именно — блог, Twitter, Facebook и ВКонтакте.

Литература:

  1. Как использовать Twitter для изучения английского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edworld.ru/245/1357.html
  2. Сагынгалиев М. А. Блог в обучении иностранных языков // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1253/13744 (дата обращения: 08.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle