Библиографическое описание:

Гостар А. И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 916-918.



Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства [9]. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

Вопросам социокультурного развития детей в дошкольном возрасте уделяли внимание такие исследователи как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Н. Я. Большунова, М. Д. Маханева, И. Ф. Клименко, С. В. Кахнович, С. А. Козлова, и другие.

Опираясь на позиции С. В. Кахнович, С. А. Козловой, М. Д. Маханевой мы определили понятие: социокультурные ценности — это ценности характерные для конкретного общества, позволяющие отличать одну культуру от другой, определять ее самобытность, уникальность культурно-исторического общества. Социокультурными ценностями являются: уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к традициям семьи и своего народа, отношение к себе и к другим людям, коммуникативные умения: умение устанавливать контакт, поддерживать и понимать другого человека.

Исследователи проблемы социокультурного развития детей дошкольного возраста Н. Я. Большунова, О. Л. Князева, С. А. Козлова отмечают, что социокультурное развитие во многом определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Эти образцы должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования. Это связано с тем, что чтение народных сказок, проведение праздников и другие средства представляют собой коммуникативное событие, обеспечивающее познание детьми дошкольного возраста культурных ценностей своего народа [1, с.153; 5, с.130; 6, с. 162].

По мнению О. Л. Князевой, элементы культуры, накопленной человечеством дети дошкольного возраста не могут усвоить в готовом виде через выработанные нормы и правила, поэтому освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности [5, с.130].

Традиционно важнейшим средством передачи социокультурных ценностей выступает фольклор: сказки, потешки, песенки, поговорки и т. д. как считает А. Р. Бунятова, фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта взаимодействия друг с другом, бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней [3, с. 85–88].

По мнению В.Г Нечаевой, Т. А. Марковой, восприятие содержания сказки и ее нравственного и ценностного содержания выступает как важнейшее условие формирования гармоничной личности, как инструмент воздействия на эмоциональную сферу ребенка, тесным образом связанную с воображением [8, с.162].

У детей старшего дошкольного возраста проявляются две линии развития воображения: первая линия связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется той ролью, которую выполняет воображение в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, мышлением; вторая линия связана с исследовательской познавательной деятельностью.

В процессе познания воображение помогает ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих людей и собственные действия, путем мысленного проигрывания разных действий. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется осмысленное эмоциональное отношение к окружающему миру, способствующее развитию нравственной сферы ребенка.

Как указывает Н. И. Непомнящая, умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка выступает как знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность [7, с.160].

По мнению А. М. Виноградовой, художественная литература, и особенно сказки, представляют для детей особую форму действительности — мир человеческих эмоций, раскрывающийся в сказочных условиях [4, с.95].

Сказка является явлением культуры, объединяющим в себе разные стороны жизни, положительное и отрицательное, нравственное и безнравственное и т. д. Если взрослый человек способен сам делать выбор принимает или отвергает он те или иные поступки в соответствии со своей системой ценностей, то ребенок еще такого выбора самостоятельно сделать не может в силу несформированной системы ценности. Это означает, что в работе с детьми необходим осмысленный и избирательный подход к выбору сказок для чтения.

С. А. Козлова, наряду с другими авторами считает, что художественные образы сказок запоминаются на всю жизнь, наводят на размышления, заставляют задуматься о разных вещах. Именно образы сказок помогают формировать образный уровень постижения ценностей. Зрительный образ служит опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное с куклами. Театрализация позволяет ненавязчиво донести до детей очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом [6, с.162].

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей. Стремление к героическому, к романтике подвига просыпается довольно рано. Уже в игре детей пяти-шести лет можно наблюдать сюжеты, целиком построенные на противоборстве персонажей. Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой.

У героев сказок очень явно представлены черты характера, которые сближают его с национальным характером: отвага, трудолюбие, остроумие, которые раскрываются благодаря художественным приемам, например, гиперболизации.

По словам философа Л. Н. Шабатуры, сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость [10, с.24].

Н. Я. Большунова делает значимый педагогический вывод: без национальной сказки неполно национальное воспитание. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него. По мнению автора, использование сказки наравне с другими средствами национального воспитания даёт возможность «бороться с национальным обезличиванием наших детей [2, с.86].

Для наиболее эффективного использования сказки как средства формирования представлений о социокультурных ценностях необходимо знать ее особенности как жанра. Оптимизм сказок, внушающий детям победу добра над злом, усиливает их воспитательное значение.

Еще одной характерной чертой сказки является увлекательность сюжета, образность и забавность. Схема событий в сказках весьма сложна, что позволяет сделать сюжет более увлекательным и удерживать внимание детей. Поэтому сказки являются одним из средств воспитания, оптимально учитывающие возрастные и психологические особенности детей, например, неустойчивость внимания.

В сказке чаще всего отсутствуют прямые наставления детям, но ее содержание всегда несет в себе какой-то урок, которые они воспринимают. Отрицательные персонажи сказок малопривлекательны в своих поступках. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, несмотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Отличительным признаком настоящей сказки является хороший конец. Он дает ребенку чувство психологической защищенности, формирует чувство справедливости, ценность положительных качеств личности — смелости, честности, доброты, справедливости и т. д.

Работа со сказкой имеет разные формы: чтение сказок, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев, театрализация сказок, выполнение рисунков к сказкам и т. д.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет выдвинуть предположение, что использование сказки как средства формирования представлений о социокультурных ценностях русского народа у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при учете следующих педагогических условий:

 отборе сказок в соответствии с возрастными особенностями детей и социокультурным содержанием;

 акцентировании внимания при работе со сказкой на рассмотрении и анализе социокультурных ценностей русского народа;

 использовании разнообразных методов и приемов работы со сказкой, помогающих раскрыть ее социокультурное содержание (анализ поведения героев и причин их поступков, сопоставление героев, выявление главной мысли сказки).

Таким образом, мы определили, что сказка выступает как эффективное средство социокультурного развития для детей старшего дошкольного возраста и средство формирования представлений о ценностях своего народа.

Литература:

  1. Большунова, Н. Я. Организация социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Я. Большунова // Развивающее образование в информационном пространстве выставки. Материалы научно-практической конференции. Под ред. Большуновой Н. Я. — Новосибирск: НГПУ, 2009. — с.153.
  2. Большунова, Н. Я. Сказка как средство социокультурного развития дошкольников [Текст] / Н. Я. Большунова // Концепция философии образования и современная антропология. Материалы международного семинара. — Новосибирск: Изд. ГЦРО, 2001. — с. 86.
  3. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Бунятова// Успехи современного естествознания. — 2010. — № 6 — с. 85–88.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 2009. — с. 95
  5. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. — СПБ.: «Детство-Пресс», 2008. — 130 с.
  6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. М.: Академия, 2008. — с.162
  7. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая.- М.: Педагогика, 2012.- с.160
  8. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей [Текст] / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др.; Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2010. — с.162.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: — URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
  10. Шабатура, Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности [Текст]: автореферат дис.... д-ра филос. Наук / Л. Н. Шабатура. М., 2014. — с.24

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle