Библиографическое описание:

Новикова Т. Н. Коллективная художественная деятельность // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1240-1242.



Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого ученика в отдельности.

Цель такой деятельности — учиться видеть себя и других в процессе совместного творчества.

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению.

В процессе коллективной работы учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. Личные симпатии и антипатии влияют на процесс художественной деятельности в первых коллективных работа, и при дальнейшем ведении коллективной деятельности деловые отношения начинают оказывать влияние на личностные связи. Совместная деятельность положительно влияет на внутренний климат в коллективе.

Коллективная художественная деятельность — форма образования и воспитания. Коллективные способы обучения были известны с начала XX века. Впервые в отечественной и мировой педагогике разработал и апробировал новую форму учебно-воспитательной работы педагог А. Г. Ривин. Его ученики работали в сменных парах и микро группах и при лидирующей роли учителя освоили систему самообучения и самоуправления, в результате чего они научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты. Этот эксперимент не был воспринят и по достоинству оценен его современниками, возможно потому, что строился на основе исключительно коллективного способа обучения, хотя и достиг положительных результатов. [5, с.52]

Метод коллективно-творческих работ также пропагандировали педагоги А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, К. М. Лепилов, Г. В. Лабунская, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехгель. В основе этих проектов лежало создание на уроке монументальной композиции, панно или макета. В такой процесс творчества вовлекались не только дети одного класса, но и всей школы. Затем этот метод был незаслуженно забыт. Но в 1970-е годы он снова получил распространение.

И. Н. Турро отмечал, что и процесс и результат коллективного творчества вызывают у детей положительные эмоции и интерес к изобразительной деятельности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, союза художников СССР и многолетнего эксперимент впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ. [5, с.52]

Для того чтобы дети не потеряли интереса к учёбе, учителю необходимо использовать разнообразные формы работы, в том числе и коллективной. При этом следует уделять внимание сценарию урока, его общей драматургии. Значение коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства заключается в том, что каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело и радуется успешному результату совместного творчества.

Коллективная работа, как правило, делится на несколько этапов.

1) Подготовительный этап. Внего входят экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др., что позволяет детям углубить свои познания в теме будущей работы, помогает сформировать им яркие образы, которые вызывают желание попробовать их воплотить в собственном творчестве.

2) Основной этапэтап выполнения работы. Он включает планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель не только дать детям возможность воплотить образы окружающего мира, но и создать в ходе работы условия для взаимодействия детей, содействовать формированию у них умений работать в коллективе, художественно-эстетическому развитию. Планирование — немаловажная составляющая этого этапа, так как от того, как вы подготовитесь к проведению коллективной работы, зависит слаженность ваших действий, своевременное выполнение заданий. Оценка коллективной работы — осмысление проделанной работы, подведение итогов.

3) Заключительный этапэто период взаимодействия учеников с уже завершенной работой, велико воспитательное значение этого этапа. Учащиеся радуются законченной работе, она вдохновляет их на новые свершения.

И. Н. Турро выделил три основные формы коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства:

фронтальнаясоединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед учениками задачи;

комплексная (групповая)каждый учащийся делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся;

коллективно-производственнаякаждый ученик делает только одну определенную операцию.

Фронтальная форма коллективной деятельности является наиболее простой и поэтому часто употребляемой на уроках изобразительного искусства. Никаких особых условий для её проведения не требуется, может использоваться на занятиях с младшими школьниками. Организует коллективную работу учитель, ориентируя и направляя детей по ходу занятия. Основным видом деятельности детей на занятиях является индивидуальная деятельность на местах. В конце урока все работы собираются на одной плоскости, соединяются, образуя единое целое, что позволяет увидеть результат совместного творчества учащихся.

Учитель при всей простоте данной работы должен выполнить ряд условий, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:

  1. Учитель должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости.
  2. Учителю необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.
  3. Учитель должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.
  4. Он может выбрать помощников для составления общей композиции. Каждый раз можно выбирать новых помощников, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.

Исследования коллективной творческой деятельности говорят о её положительном влиянии на учебный процесс. Коллективные формы деятельности в целом способствуют:

 развитию мотивации учащихся к сотрудничеству, выводя личность учащегося на новый уровень;

 включенности каждого ученика в активную работу, а результат совместной деятельности формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении;

 непринужденному общению, что дает каждому участнику проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту учеников;

 активизации воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;

 переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.

В каждом возрасте коллективная творческая деятельность играет определенную роль. На этапе начальной школы за весь творческий процесс отвечает учитель. На данном этапе коллективно-творческая деятельность способствует:

 развитию художественного вкуса и наблюдательности учеников;

 воспитанию эмоциональной восприимчивости и целостного взгляда на окружающий мир;

 развитию способности к обобщению явлений действительности и произведений искусства.

В средней школе происходит постепенный перенос активности от учителя к ученикам, вплоть до самостоятельного определения известных ранее или изобретения новых методов коллективной работы в старшем школьном возрасте. Коллективная деятельность на данном этапе становится разнообразнее по форме и способствует:

 взаимообучению,

 взаимоконтролю внутри коллектива,

 взаимуправлению внутри группы, коллектива.

Для старшей школы характерны проектно-групповые формы деятельности, которые способствуют:

 активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практике;

 формированию аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения.

Особое внимание во время коллективной творческой деятельности необходимо уделять созданию благоприятного психологического климата и атмосферы сотворчества и взаимодействия. В таком случае художественно творчество оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка, обогащает его. В создании коллективной композиции могут участвовать дети разного возраста, а саму работу можно использовать в качестве украшения для праздника или декорации для спектакля. Безусловно, созданное произведение принесет много радости, как детям, так и их родителям, которым будет интересно посмотреть на детское творчество.

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться постепенно, не заменяя собой индивидуальных форм, а дополняя их, создавая благоприятные условия для обучения всех детей, особенно более слабых. Данные формы способствуют расширению границ воображения и стимулируют творческую деятельность учащихся в дальнейшем обучении.

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к предмету, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными у различных учителей, но при этом качество художественной деятельности детей повысится, несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет учителю выйти на новый уровень исследования или эксперимента.

Литература:

  1. Колякина В. И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. — М.: Центр ВЛАДОС, 2004. — 176 с.
  2. Турро И. Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. — М., 1979. — 78 с.
  3. Полонская М. А. Ст. «Особенности обучения школьников по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» // газета «Искусство», № 3 (386), 2008.
  4. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. -М.: Просвещение, 2006.
  5. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1–4 кл. -2-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle