Библиографическое описание:

Калинкина Е. В., Шакурова Г. К. Причины возникновения конфликтов в спортивных командах по фитнес-аэробике // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1208-1210.



Фитнес-аэробикаэто относительно молодой вид спорта, который за короткий промежуток времени нашёл поклонников и почитателей во всем мире. И не удивительно, фитнес-аэробика очень эмоциональный, зрелищный, красивый вид спорта. Во время соревнований на одной площадке можно увидеть участников разных возрастов, от 8 лет до 23 (каждая возрастная категория соревнуется отдельно). Накал страстей, разнообразие программ, эффектные костюмы, соревновательный азарт — всё это соревнования по фитнес-аэробике. За всей этой красотой стоит огромная подготовительная работа тренеров и хореографов. Месяцы упорных тренировок ради 2х минут на площадке. И, конечно же, абсолютно каждому тренеру, вне зависимости от того команду какого возраста он тренирует, знакома ситуация, когда в коллективе назрел конфликт.

Как только в команде наступает разлад, из выступлений пропадает вся «искра», весь «огонь», который будоражит публику. Конфликт убивает позитивные эмоции в команде, и она становится недееспособной. Можно утверждать, что любая конфликтная ситуация подрывает тренировочный процесс. Поэтому все тренеры по фитнес-аэробике стараются не допустить появления в их коллективе конфликта. Для того чтобы разобраться в причинно-следственной связи, предлагаем разобрать само понятие спортивной группы, причины возникновения конфликтов и роль тренера в данной ситуации.

Команда по фитнес-аэробике подходит под определение малой группы — немногочисленной группы людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Команда по фитнес-аэробике, как и любая малая спортивная группа, имеет свою иерархию. Так выделяются основные роли в группе: лидер, ведущие, ведомые, изолированные, отверженные. Каждый спортсмен в команде занимает определенное место или позицию, которой соответствует определенное поведение, выработанное в данной социальной группе, или роль. Роль — это предписание, которое затем реализуется в конкретном реальном поведении. Любая формальная организация имеет свод некоторых правил, регламентирующих ее деятельность и поведение тех или иных ее членов. Эти правила представляют собой определенные социальные нормы предписанного и приемлемого поведения. И когда возникшая ситуация нарушает принятые в группе нормы возникает конфликт. Существует множество причин конфликта в группе, но если рассматривать конкретно спортивную команду, то можно выделить семь основных причин возникновения конфликтной ситуации, а значит и падения уровня достижений команды.

Первая причинаконкуренция за лидерство. Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя, т. е. тренера. Как правило, в командах имеется несколько неформальных лидеров. Если лидерство разных спортсменов проявляется в различных сферах (деловой и эмоциональной), то между ними может не возникнуть конкуренции за абсолютное лидерство в команде. При наличии же лидеров в одной сфере между ними возникает борьба за первенство, и тогда они сами не могут успешно выступать в одной команде, команду раскалывают на группки, конкурирующие между собой. Это приводит к спаду в достижениях команды.

Причина вторая — конфликт команды с тренером. Практика показывает, что отсутствие взаимопонимания между спортивным педагогом и его учениками или между спортсменами может привести к конфликтным отношениям, взаимному противодействию людей на социальном, поведенческом, психологическом уровне. Всё это возникает на основе реальных или мнимых, объективных или субъективных, в различной степени осознанных, оценочных, мотивационных, характерологических противоречий, которые сопровождаются высоким напряжением и дисгармонией эмоциональных состояний.

Причина третья — конкуренция за внимание тренера.

Причина четвертаязавышенные требования друг к другу. Причина тому различная степень мотивации участников команды. Например, один член команды ставит достижения в спорте первым среди своих жизненных приоритетах. Упорно и усиленно тренируется, совершенствуя себя и свои навыки, проводит все свое свободное время на тренировках. В то время, когда его товарищ по команде относится к спорту просто как к хобби, и особых усилий для достижения успехов в спорте не прилагает. Возникает конфликт, т. к. первый спортсмен предъявляет к товарищу по команде те же требования что и к себе, в то время как другой спортсмен искренне не понимает, почему он должен отдавать спорту больше времени.

Причина пятая— конфликт слидером. Существует 3 варианта конфликта с лидером.

Первый вариант. Лидер не справляется со своими функциями. Это тот случай, когда причина конфликта кроется в лидере. Роль лидера становится для спортсмена бременем, и он не может качественно справляться со своими обязанностями. Существует три вида конфликта, в которых лидер становится недееспособным: личностно-ролевой конфликт, межролевой конфликт и внутриролевой конфликт.

Личностно-ролевой конфликт подразумевает конфликт между самой личностью и предписанной ему ролью. Обратимся к примеру: допустим лидер осознает, что ему необходимо совершить решительный поступок и взять на себя ответственность, но ввиду природной нерешительности он не смог этого сделать, чем вызвал неодобрение со стороны команды. В данном примере, субъективное «Я» вступило в конфликт с предписаниями социальной роли.

Межролевой конфликт предполагает конфликт между разными социальными ролями одного человека. Например, когда лидер спортивный команды так же стремиться стать лучшим студентом ВУЗа (вариант взрослых команд). Он в равной степени ориентирован и на спортивные достижения, и на продвижение в учебе. В таком случае предписания различных социальных ролей, выполняемых личностью, мешает их успешной реализации. И личность не может продвинуться ни в одной из областей работы.

Внутриролевым конфликтом называют конфликт, когда личность обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли и не знает, к каким из них он должен соответствовать. Типичный пример — специфика лидера команды состоит в том, что зачастую он является связующим звеном между тренером и командой. И получается, что для успешного выполнения роли лидера он должен одновременно удовлетворять как требования тренера, так и команды. Иногда случается так, что это невозможно, и возникает конфликтная ситуация с которой личность не может справиться.

Второй вариант — завышенное самомнение лидера. Есть основание полагать, что продолжительное выполнение индивидом каких-либо ролей способствует более яркому проявлению одних свойств личности и маскировке других. Так роль лидера зачастую накладывает отпечаток на спортсмене. Его отношение к команде становится пренебрежительным, т. к. он считает ненужным прислушиваться и считаться с мнением команды и предпочитает принимать все решения самому.

Третий вариант — различие во взглядах лидера и команды. К сожалению, порой случается и так, что взгляды на счет путей достижения поставленных целей у команды, и у её лидера, расходятся. И если никто из сторон не может принять позицию другой стороны в команде — возникает конфликт.

Причина шестая — Отсутствие психофизической и социально — психологической совместимости у членов команды. Психофизическая совместимости очень важна для членов спортивной команды, т. к. аэробика вид спорта, основанный на синхронном и ритмичном повторении движений. И если же члены команды не будут способны двигаться в одном ритме — их дальнейшие успехи в спорте будут под угрозой. Не менее важна и социально — психологическая совместимость. Без нее члены команды попросту не смогут договариваться и принимать решения.

Причина седьмая — спортивный стресс. Стресс, связанный с излишней физической нагрузкой, что характеризуется упадком физических и моральных сил, отсутствием желания тренироваться, излишней раздражительностью. Зачастую вина за спортивные стрессы полностью ложиться на тренера т. к. наличие у его спортсменов стресса характеризует его как неквалифицированного специалиста, который не смог составить сбалансированную программу тренировок.

А какова роль тренера в конфликтной ситуации? Спортивный педагог должен осознавать необходимость своевременного предупреждения конфликтных отношений и, если конфликт уже произошел, разрешить конфликтную ситуацию. Если конфликт не преодолевается, то он разлагает команду, снижает её сплоченность, угнетающе влияет на спортсменов, сковывает инициативу, отрицательно сказывается на психологической атмосфере и росте результатов. Умение тренера действовать в конфликтной ситуации всегда было значимым для развития личности спортсмена. В условиях профессионального спорта необходимость в этом не уменьшается, в виду трудностей достижения наивысших результатов, возросшей цены ошибок, вызванных конфликтами, несогласованностью, межличностной напряженностью. В некоторых ситуациях столкновение оценок и мнений заходит столь далеко, что интересы дела отходят на второй план, а борьба становится самоцелью. Следовательно, важной задачей спортивного педагога является не только профилактика и ликвидация конфликтов, но и умение управлять ими. Ведь спортивная деятельность — это психологическое противостояние спортсменов, жёсткая конкуренция во время учебно-тренировочного процесса, и всё это на фоне высоких физических и нервно-психологических нагрузок.

Для эффективного преодоления конфликтных ситуаций тренер должен создать хорошую эмоциональную связь между спортсменами и благоприятный психо — эмоциональный климат внутри команды. Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого-педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей. Также одна из важнейших функций тренера — это мотивация. Правильная мотивация является прекрасным рычагом влияния на спортсмена. Задача тренера подобрать правильные слова и аргументы и показать спортсменам способы разрешения их конфликта, и самое главное, мотивировать своих учеников на преодоление конфликтной ситуации.

Литература:

  1. Волков Б. С. Конфликтология 4-е изд.,испр. и доп.- М.:Академ. проект, 2010.- 413 с. с. 407–410.
  2. Психология СПб.: Питер, 2003. — 651 с. с. 631–650
  3. Майерс Д. Социальная психология 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с.
  4. Лубышева Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа Лубышева, Л. И. // Теория и практика физической культуры. — 2009
  5. www.bibliofond.ru
  6. www.bmsi.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle