Библиографическое описание:

Овсянникова Т. Ю. Опыт внедрения альтернативной системы оценки успеваемости в российских школах // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1004-1007.



Описание и анализ педагогического опыта оценивания знаний учащихся с применением балльно-рейтинговой накопительной системы. Сравнение различных возможностей применения рейтинга в образовательных и воспитательных целях.

Ключевые слова: образовательные технологии, балльно-рейтинговая система, рейтинг, школа, дифференцированный подход, мотивация учебной деятельности.

Description and analysis of pedagogical experience of assessment of pupils' knowledge with the use of point-rating system. Comparison of different application possibilities of parentinal and educational goals.

Keywords: educational technology, point-rating system, rating, school, differentiated approach, motivation of educational activity.

В России в 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основными направлениями которого являются внедрение современных образовательных технологий и повышение уровня воспитательной работы в школах. В рамках реализации этой инициативы были декларированы иные цели обучения и, как следствие, ряд изменений в подходах, методах и приемах обучения. Изменение направления обучения сопровождается также усовершенствованием способов оценки учебной деятельности школьников. Балльно-рейтинговая система, в настоящее время, многими специалистами в области образования рассматривается как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. К целям и задачам рейтинговой системы оценки успеваемости относятся, прежде всего, создание таких условий, которые бы учитывали индивидуальные способности и возможности учащихся. Важным фактором является перспектива развития у школьников самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию в процессе реализации балльно-рейтинговой системы.

Существующий Закон «Об образовании» даёт возможность образовательным учреждениям самим выбирать систему оценивания текущей и промежуточной аттестации учащихся, согласно уставу школы [6].

В настоящее время для оценки знаний в подавляющем большинстве школ используется традиционная пятибалльная система оценки. Но, хоть эта шкала и состоит из пяти баллов, как показывает практика работы в учебных заведениях различного типа и уровня, реально в качестве положительных оценок используются только «4» и «5». Даже оценка «3» воспринимается и учителями, и учащимися как отрицательная, не говоря уже про «2» и «1». Таким образом, у нас, учителей, в распоряжении остается совсем мало возможностей, чтобы по достоинству оценить все степени и уровни подготовки наших таких разных учеников. В рамках изучения одной и той же дисциплины, одни учащиеся могут достичь успеха благодаря своему упорству и усидчивости, старательно изучая все особенности предмета, даже если это нелегко им дается. А есть целая категория ребят, в силу темперамента или других физиологических особенностей, с трудом концентрируют свое внимание на длительное время, но зато в нужный момент с успехом генерируют блестящие и нестандартные решения трудных задач, демонстрируя гибкость восприятия и мышления. И те, и другие идут каждый своим путем, и задача учителя в каждом ученике разглядеть потенциал, поддержать в преодолении трудностей. В этом нам поможет балльно-рейтинговая система.

Среди факторов, которые побуждают школьных учителей локально, в рамках одной параллели классов, в ходе изучения одной дисциплины или даже отдельных тем или факультативных курсов предпринимать попытки внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания можно выделить следующие:

  1. Стремление учителя дифференцировать и индивидуализировать работу с классом, фиксировать уровень успехов и достижений каждого школьника, определение объема и направления дальнейшей работы с каждым учащимся.
  2. Рейтинговая система позволяет реализовать и другие, кроме дифференциации обучения, здоровьесберегающие технологии: ситуативное обучение, игровые технологии и т. д.
  3. Степень готовности первоклассников к обучению в школе. Результаты диагностики показывают, что более половины учащихся имеют высокую мотивацию, а остальные — среднюю. При этом, по мере обучения степень учебной мотивации снижается [3].
  4. Осознание учителем имеющейся в отдельно взятом классном коллективе какой-либо проблемной «зоны». Применение балльно-рейтинговой системы как инструмента воспитательного воздействия, разрешения проблем личностного взаимодействия учащихся, формирования у них полезных привычек и черт характера, важных для дальнейшей жизни в социуме.

Учитель математики МОУ «Лицей № 12» Московской области Каримова Е. В. пишет, что начинает использовать рейтинговое оценивание учащихся с уроков творческого характера, проводимых в игровой форме. В своем исследовании автор отмечает, что «применение творческого рейтинга активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия» [1].

Кроме того, балльно-рейтинговая система оценивания в большой степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных физико-математических классов. Благодаря внедрению рейтинга, стирается несоответствие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Также очевидно, что рейтинговая система способствует формированию у старшеклассников мышления и поведения в рамках выстраивания индивидуальной образовательной траектории. Также Каримова Е. В. приводит собственный опыт, в соответствии с которым на 15 % повысились показатели «качества знаний», а также уровень математической компетентности выпускников — на 20 %.

Преподаватель МОУ «Гимназии № 7» Приморского края, Крутько Н. А. на основании собственного опыта преподавания математики и подготовки выпускников данного учебного заведения к процедурам сдачи ЕГЭ и ГИА, также отмечает рост показателей качества знаний в экспериментальном классе: за два года на 15 %. «По результатам двухлетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценивания успеваемости учащихся по математике в профильном классе можно сделать вывод, что данная технология эффективна, так как обеспечивает стабильный положительный результат» [4].

Смирнова Л. Л., учитель математики и информатики, в своей статье «Рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования» указывает, что система рейтингового контроля особенно эффективна в среднем звене. В старшем звене учитель использует элементы рейтинговой системы во время проведения уроков-практикумов. На доске или не карточках каждому заданию задаётся определённый балл — его цена. Если ученик правильно решает, то получает максимум, если допускает ошибки, то цена задания снижается. В конце урока ученик получает возможность заработать оценку по аналогичной шкале перевода рейтинга в пятибалльную систему оценивания. Смирнова Л. Л. описывает используемый ею в течение нескольких лет педагогической деятельности так называемый «совокупный рейтинг», который включает рейтинг, учитывающий текущую работу учащегося на отдельных этапах урока: урок разбивается на отдельные этапы и на каждом этапе за определенный вид деятельности выставляются баллы.

Поляковой С. В., руководителем окружного МЦ г. Москвы, была разработана и успешно внедрена на базе московской школы № 661 рейтинговая система оценки знаний учащихся, в соответствии с которой оценка за четверть и год определяется как среднеарифметическая всех оценок с учетом их веса (с точностью до 0,01). Кроме того, «рейтинг определяется для учащихся, кто превысил минимальный норматив 3,4–3,5 балла, или для всех учащихся» [8].

Кружилина Н. М., учитель начальных классов МБОУ «Базковская СОШ», описывает так называемый «Рейтинг прилежания», согласно которому направления оценки по рейтинговой шкале выражаются в готовности к уроку, выполнении домашнего задания, соблюдении порядка на рабочем месте. В своей статье автор отмечает, что у учащихся повысился интерес к самоорганизации, повысился читательский интерес, отмечается более аккуратное и внимательное отношение к урокам, домашнему заданию, стало меньше конфликтных ситуаций в классе [2].

Гурьева Н. И., тоже учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 402, но так называемый «Рейтинг достижений» своих учеников формирует их трех составляющих: рейтинг академической успеваемости, рейтинг поведения и прилежания, а также формирование личного портфолио ученика. «Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по предметам, проводят исследовательские проекты, готовят сообщения, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Они принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, нацелены на творчество, самореализацию, успех» [5].

По мнению Колотухиной Н. В., необходимое условие применения рейтинговой системы — проектирование всей темы, а не отдельного урока. При этом учебная программа всего класса разбивается на тематические модули. В каждом модуле запланирована система текущего контроля, определено количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. «При разработке заданий я пользуюсь следующим принципом:

– 60 % контрольного задания должны включать только понятия, умения и навыки, включенные в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка «3»);

– 40 % заданий основаны на понятиях, умениях и навыках выше стандартных (отметка «4» и «5»)» [9].

Учитель литературы Быкова Е. П. в своей публикации представляет опыт применения накопительно-рейтинговой десятибалльной системы оценивания. Обучение в МБОУ СОШ № 1 г. Муравленко ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется исключительно после усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. «Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — 10–9 баллов; «хорошо» — 7–8 баллов; «удовлетворительно» — 5–6 баллов)» [10].

Интереснейший опыт транслирует педагогический коллектив школы «Арктика», г. Нерюнгри. Иванова Е. А. пишет, что «практическая направленность воспитания довольствовалась лишь той информацией, которая необходима для выживания в суровых условиях Севера и не требовала дополнительных усилий в познании» [11]. И одним из эффективных инструментов совершенствования учебной деятельности становится опять-таки рейтинговая система. Итогами экспериментальной работы по внедрению альтернативной системы оценки в этом учебном заведении стали повышение достоверности и надежности процедуры определения фактической степени обученности учащихся, а также формирование их сознательной умственной деятельности.

Как видно из приведенного анализа различных источников, школьные учителя во всех регионах нашей страны озабочены проблемой внедрения альтернативной системы оценивания знаний учащихся. Многие педагоги, безусловно, осознают необходимость уйти от пятибалльной системы оценки. Традиционная шкала служила нам многие десятилетия, но сейчас наступает момент, когда от нее пора отказаться окончательно и бесповоротно не в силу её каких-либо негативных свойств, а ввиду изменившихся социальных, экономических условий в обществе, что не может не находить отражения в сфере образования. Кроме того, те же учителя понимают, что реализация такого детального рейтинга каждого из учащихся в течение длительного учебного периода это, прежде всего, увеличение нагрузки на самого педагога. Но понимают также они и то, что индивидуальный, дифференцированный рейтинг наилучшим образом способствует достижению тех целей и задач, которые нам диктует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Педагогический опыт, отраженный в рассмотренных источниках, показывает, что балльно-рейтинговая система не только может быть применима в сфере основного общего образования, но уже и активно применяется учителями в российских школах. Внедрение рейтинга в отдельных учебных заведениях происходит по различным схемам: от применения накопительных баллов по всем предметам для всех учащихся до использования его для решения конкретной воспитательной задачи в отдельно взятом классе. Учителя, как начальной школы, так и среднего звена отмечают ряд положительных итогов, которые дает экспериментальная работа в этом направлении: повышение качества обучения, стимулирование мотивации к учебной деятельности и т. д. Очевидно, что внедрение балльно-рейтинговой системы в локальном или повсеместном варианте, на начальном этапе повлечет ряд трудностей в работе педагога, связанных с разработкой фондов оценочных средств, системы оценивания и необходимостью вести индивидуальный рейтинг каждого ученика. Однако, все эти явления будут отражением перехода системы основного общего образования на качественно новый и логичный этап своего развития.

Литература:

  1. Каримова Е. В. Рейтинговая система оценивания учебных достижений как средство развития компетентности школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/584428/ (дата обращения: 01.04.2016).
  2. Кружилина Н. М. Рейтинговая система оценивания в начальной школе // Инфоурок. URL: http://infourok.ru/reytingovaya_sistema_ocenivaniya_v_nachalnoy_shkole-572244.htm (дата обращения: 02.04.2016).
  3. Альшанская М. Г. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/09/09/reytingovaya-sistema-otsenivaniya-znaniy (дата обращения: 03.04.2016).
  4. Крутько Н. А. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в школе // Педсовет.org. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5850/Itemid,0/ (дата обращения: 04.04.2016).
  5. Гурьева Н. И. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве // Хостинг документов ученикам и учителям. URL: http://doc4web.ru/pedagogika/konspekt-uroka-na-temu-reytingovaya-sistema-ocenivaniya-znaniy-u.html (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Статья 32.2.16 Закон Российской Федерации об Образовании — 4-е изд. — М: ИНФРА, 2007
  7. Смирнова Л. Л. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся как средство повышения качества образования. // Международная академия развития образования. URL: REYTINGOVAYA-SISTEMA.-Dlya-stati.-Smirnova-L.L.-g.YAransk.doc (дата обращения: 06.04.2016).
  8. Полякова С. В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся // Менеджер образования. URL: http://www.menobr.ru/article/5570-reytingovaya-sistema-otsenki-znaniy-uchashchihsya- (дата обращения: 7.04.2016).
  9. Колотухина Н. В. Рейтинговая система оценивания // Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23–1-0–4919 (дата обращения: 01.04.2016).
  10. Быкова Е. П. Школа ступеней: накопительно-рейтинговая система — модель оценочной системы в условиях перехода на ФГОС ООО // Электронный журнал «Образование Ямала». URL: http://yamal-obr.ru/articles/nakopitelno-reytingovaya-sistema/ (дата обращения: 02.04.2016).

11. Иванова Е. А. Рейтинговая система оценки знаний обучающихся как способ оптимизации учебной деятельности // Электронный журнал «Образование Ямала». URL: http://eidos-journal.livejournal.com/7108.html (дата обращения: 03.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle