Библиографическое описание:

Бурдыгин С. А. Проблемы системы утилизации твердых бытовых отходов в ЯНАО // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 475-477.



В статье рассматривается существующая система организации сбора и удаления твердых бытовых отходов на территории ЯНАО, анализируются основные проблемы существующей системы обращения ТБО.

Ключевые слова:твердые бытовые отходы (ТБО), переработка, захоронение, полигоны,субарктическая зона, технологии переработки, ЯНАО.

По своим природно-климатическим условиям ЯНАО относится к наиболее неблагоприятным для проживания человека и ведения хозяйства территориям, который отличается наибольшей жесткостью климата, мощной криолитозоной зоной, огромная часть территории расположено за Полярным кругом.

Важными факторами северной зоны с точки зрения организации сбора и удаления отходов являются: продолжительные периоды преобладания низких температур, большое количество осадков в зимний период, снегопереносы. В этих условиях усложняется эксплуатация специального оборудования и транспортных средств, срок службы которых резко сокращается из-за повышенной хрупкости металла и резины [7].

В Ямало-ненецком автономном округе в настоящее время достаточно остро стоят проблемы обращения с ТБО. До сих пор в округе не развита система использования вторичных ресурсов. Также до сих пор остается нерешенной проблема захоронения, утилизации и обезвреживания токсичных отходов. В большинстве муниципальных образований ТБО направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки.

В автономном округе на 48 поселений и городских округов (количество населенных пунктов — 85) приходится всего 11 полигонов ТБО и 13 санкционированных свалок [6]. Сводные характеристики объектов размещения отходов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сводные характеристики объектов размещения отходов

Наименование

Характеристика

Полигоны

Санкционированные свалки

Несанкционированные свалки

Всего

Общее количество

32

17

28

77

Общая площадь, га

247,32

159,06

58,31

464,69

Большая часть полигонов не отвечают санитарным требованиям, в связи с чем, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.

Несанкционированные свалки не имеют документов о целевом отводе земельных участков, не оснащены системами защиты и системами мониторинга окружающей среды, расцениваются как накопленный экологический ущерб и подлежат закрытию и рекультивации [6].

Таким образом, полигонами ТБО обеспечены г. Муравленко (1 ед.), г. Салехард (1 ед.), г. Ноябрьск (3 ед.), г. Новый Уренгой (2 ед.), г. Губкинский (1 ед.), пгт. Пангоды (1 ед.), а также п. Правохеттинский Надымского района и д. Харампур Пуровского района (обслуживаемые ведомственными полигонами ТБО) [6].

Практически во всех сельские поселениях ЯНАО, а также г. Лабытнанги, г. Надым Надымского района и г. Тарко-Сале Пуровского района, в которых организованное размещение отходов осуществляется на санкционированных свалках, полигоны ТБО отсутствуют. Наиболее критическое положение с объектами размещения отходов сложилось в Шурышкарском районе, в котором все объекты размещения отходов являются несанкционированными свалками [6].

Существующая структура управления ТБО ЯНАО имеет следующие основные недостатки:

 слабоуправляемая система вывоза и захоронения ТБО, приводит к возникновению несанкционированных свалок;

 неразвитая инфраструктура раздельного сбора, утилизации, обезвреживания и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасного размещения ТБО, в ЯНАО отсутствуют предприятия переработки ТБО, практикуется захоронение на полигонах.

Для решения указанных проблем, была утверждена Комплексная схема обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015–2020 годов [6], реализация которой позволит достичь задачи, указанных в нормативно-правовых актах:

 утвержденных Президентом РФ: Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, разработанной во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 года № Пр-1969 [1], Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 30 апреля 2012 года [2],

 утвержденной приказом Минприроды России: комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 298 [3];

 утвержденному приказом Минстроя России: комплексу мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации от 08 августа 2014 года № 447/пр [4];

 а также нормативно-правовых актов ЯНАО: Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года от 14 декабря 2011 года № 839; плану действий автономного округа по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 27 января 2014 года № 20-РП.

В соответствии с Комплексной схемой обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, будет предусмотрено экономическое стимулирование и образована трехуровневая система управления отходами: региональный оператор по обращению с отходами потребления; городские операторы по обращению с отходами потребления; районные операторы по обращению с отходами потребления.

Также комплексной схемой предлагается закрепить решение вопросов по сортировке, извлечению полезных ценных компонентов для повторного использования за операторами, в пользовании которых находятся законные объекты размещения отходов, обустроенные мобильным модулем ТБО, мобильным комплексом ТБО, мусоросортировочным комплексом и (или) необходимым оборудованием. Представляется, что реализация Комплексной схемы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами позволит решить проблемы в части управления обращения с ТБО.

литература:

  1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года № Пр-1969 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
  2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 г. — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
  3. Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
  4. Об утверждении формы комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации: Приказ Минстроя России от 8 августа 2014 № 447/пр // Нормирование в строительстве и ЖКХ. — 2014. — № 4.
  5. Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
  6. Об утверждении комплексной схемы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015–2020 годов: Постановление Правительства ЯНАО от 26.11.2014 № 968-П (вместе с «Перечнем объектов размещения отходов, подлежащих закрытию, ликвидации (рекультивации) в период 2015–2020 годов») // Красный Север. — спецвыпуск № 86/2. — 2014.
  7. Шканов С. И. Организация сбора отходов на территории России и в зарубежных странах. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=32 (дата обращения: 12.02.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle