Библиографическое описание:

Ерёменко Н. Г. Педагогика семейного воспитания // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 946-948.



Происходящее в нашей стране обновление политической и духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит и в общественном, и в индивидуальном сознании. Действительность оказывается сложнее той модели, которую каждый из нас осваивал в процессе своей профессиональной подготовки и в повседневной практике. Она ждет от нас большей широты восприятия, глубины понимания социальных явлений, особенностей человеческой психики.

Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношения семьи и школы.

Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы — это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни. Как для учителей, так и для родителей это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.

Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителю нужно понять, что именно хотят они воспитать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям самим регулировать свое поведение — это демократичные родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий.

В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это, действительно, непростой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка.

Трудность воспитания у ребенка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребенка, не ущемлял бы его потребности в независимости и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.

Американские психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.

Инструктивный контроль правильнее бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты слетаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.

Дисциплинарно ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.

Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что они имеют право на ребенка — наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности: «Это мой ребенок, я его воспитываю, я за него отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу».

Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка — проблема не только семейного, но и общественного воспитания. В настоящее время усилия учителей направлены на то, чтобы поведение детей было как можно более унифицированным, подчиненным общему распорядку. Взрослые пресекают любыенестандартные формыповедения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.

В школе каждый должен делать то, что полагается: все должны есть то, что дают в столовой, носить форму, не ложиться на пол и т. д. За нарушениями правил распорядка следуют санкции. Взрослые уверены, что требуют необходимого и естественного, правда, не спрашивая детей, согласны ли они с этими правилами.

Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя в школе хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они способны дать детям. Воспитывающие детей взрослые нередко стоят перед проблемой принуждения. В семьях, где принят авторитарный стиль воспитания, это весьма распространено. Особенно часто родители прибегают к принуждению, если нужно, чтобы ребенок что-то сделал: помог по дому, сел за уроки.

Русская гуманистическая мысль еще в прошлом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников, признавая за ребенком собственное отношение к воспитательным воздействиям взрослых. Тревожные и самоуверенные родители способны отрицать в ребенке значимость его личности: одни из-за своей тревожности («Ни ты, ни я ничего хорошего не заслуживаем, и ничего у нас с тобой хорошего быть не может»), а другие — из-за своей самоуверенности («Чтобы сравниться со мной, тебе многое надо совершить, а еще неизвестно, что из тебя получится»).

Если ребенок начинает понимать, что родители полюбят его только за что-то — за успехи, похвалу окружающих — и, следовательно, сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью, самоотрицанием, пессимистическим отношением к жизни.

Родители не всегда отдают себе отчет в том, что родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве — принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет способен любить. Любовь родителей к детям непременно вернется к ним любовью детей в старости.

Как правило, родители школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним их дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию? Результаты психологических исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна «разлитая доброжелательность»: они настроены на хорошее отношение к другим, особенно близким людям, и сами ожидают от них такого же отношения.

Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и проступок, и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Желая объяснить ребенку смысл его проступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание. Вряд ли родители сознательно выбирают назидание в качестве наказания. Скорее всего, они действуют импульсивно, не думая о том, как воспринимает этот способ воздействия ребенок и есть ли прок от такого способа.

Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно попытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

Только рядом со взрослым, признающим в ребенке «внутреннего человека», уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.

Литература:

  1. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие / В. И. Максакова.- М.: «Академия», 2004.- 208с.
  2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.
  3. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
  4. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
  5. Сластенин В. А. Общая педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Под ред. В. А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): демократичные родители, личность ребенка, самоуверенные родители способны, назидательных оценок родители, Инструктивный контроль, ориентированные родители, Авторитарные родители, авторитарные родители, родители равнодушны, ребенка собственного контроля, родители школьников, родители убеждены, ребенок холодных родителей, контроль необходим ребенку, детям определенную самостоятельность, потребностью ребенка, возрасту ребенка, детям чувство защищенности, детей беспрекословного послушания, развитии ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle