Библиографическое описание:

Кали Ш. А. Форма и общие вопросы формообразования в дизайне // Молодой ученый. — 2016. — №8.2. — С. 12-14.



Форма в технической эстетике может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид.

Форма — понятие материальное, ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительность. К ним относятся геометрические характеристики: ориентация в пространстве, цвет, фактура, членение и другие образование. Члененные формы, в свою очередь, обладают такими свойствами: как метр, ритм, пропорция, равновесие.

Геометрическая характеристика формы включает в себя следующие параметры: размеры, геометрическое строение, вес, плотность, прочность.

Визуальное сравнение количества одного и того же свойства в разных формах выражается тремя эмоциональными категориями: тождеством, нюансом и контрастом.

Тождество — это равенство, одинаковость или совпадение свойств различных форм.

Нюанс — незначительное различие свойств форм, преобладающий в сходстве. Нюанс самое изящное и тонкое средство в палитре дизайнера, только в совершенстве овладев им, можно создавать изделия высшего эстетического уровня. Нюансировка — основной процесс, в результате которого вещь при всех прочих достоинствах обретает изысканность.

Контраст — резкое качественное различие одинаковых свойств разных форм вплоть до их полного противопоставления. Объемные формы — шар и куб, одинаковые по габаритным размерам и вызывают близкое ощущение контраста, как понятие между черным и белым. Контрастное восприятие формы вызывают ощущение “тяжести”, часть формы расположенные рядом создает “легкость”, широкая форма смотрится узкой.

Форма композиции в целом могут оказывать огромное эмоциональное воздействие. Мягкие размытые пятна, четкие жесткие границы прямоугольников, острые углы, круги могут создавать ощущение покоя и агрессии, строгости и хаотичности. Например, форма рекламного плаката — это не только размер, это ориентация листа, форма графических блоков, контуры иллюстрации, расположение текстовых строк и размещение на листе всего материала. Следует стремиться к такой структуре произведения, чтобы его части выглядели гармонично, не казались слишком мелкими или крупными, чтобы количество деталей и частей было оптимальным. Одно из наиболее важных средств организации формы — симметрия. Симметрия с древних времен считалась условием красоты. Нарушение этого условия влечет за собой ощущение беспокойства, динамики, сложности. Поэтому для усиления выразительности формы зачастую используется такое сильное средство, как асимметрия.

Сильным средством эмоциональной выразительности формы является ее ориентация относительно горизонтальной плоскости, придающая ей устойчивость либо неустойчивость. Форма шара, например, малоустойчива, форма куба — устойчива.

Требование напряженности материала высотных объектов, которое обязательно следует принимать в расчет для придания объекту устойчивости, определяет необходимость уменьшения его массы по высоте. Этого эффекта можно достичь либо незначительным отклонением от вертикали внешних плоскостей объекта, либо конусностью поверхностей, либо ступенчатостью объемов с их закономерным уменьшением по высоте.

Интересный прием используется в современных высотных зданиях, построенных в форме прямоугольного параллелепипеда. Постепенно, по мере увеличения высоты этажей, окна делаются шире и, соответственно, их количество уменьшается. За счет этого нижняя часть здания выглядит тяжелее, а вся конструкция устойчивей.

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных визуально воспринимаемых признаков объекта (повтор оконных проемов в высотных зданиях).

Ритмический ряд — закономерное изменение(нарастание или убывание) какого-либо определенного, визуально воспринимаемого признака или свойства объекта (ветки у ели).

Метрический ряд характеризуется тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы. С его помощью достигается строгость и уравновешенность.

При организации формы особое место занимает пропорция. Пропорция — равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах, или связь составляющих внутри сложного целого. Пропорция бывает арифметическая, в котором система пропорций подчинена метрическому ряду,геометрическая пропорция качестве примера пропорции золотого сечения, гармоническая пропорция в композиций изобразительных средств. Пропорции — основное средство оформления композиции.

Плоскостная форма, которая является посредником между художником и зрителем, ощущается и воспринимается каждым человеком по- своему в силу индивидуальных особенностей, то есть субъективно. Но существует и объективное восприятие.

Прежде чем создавать плоскостные формы композиции, необходимо познакомиться с закономерностями их восприятия.

Так, например, плоскость формы в наиболее гармоничных пропорциях, то в большинстве случаев эта плоскость будет соответствовать пропорциям «золотого сечения» или близким к ним. Это, скорее всего, связано с тем, что в основе построения человека, природы, Земли, космоса лежат те же пропорции. Если необходимо точкой обозначить центр формы плоскости, то она окажется несколько выше геометрической середины. Все это объясняется объективным ощущением формы плоскости.

Восприятие формы плоскости у европейцев отличается от ее восприятия японцами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально. Мы же прочитываем формы плоскости слева направо и из верхнего угла в нижний угол. Поэтому точка, расположенная в верхнем левом углу, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение ее в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на формы плоскости необходимо учитывать и использовать оптические иллюзии восприятия самой формы плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

Психологическое воздействие формы на человека разнообразны, например геометрическая форма психологически воздействует на человека и когда представляет собой единое целое, и когда образована путем сочетания, соединения двух и более элементов.

Сочетания элементов бывают пассивного характера — связь осуществляется посредством дополнительного элемента. Например, шары гантели соединяются с помощью третьего элемента — ручки.

Сочетания элементов бывают активного характера — где два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно, причем форма одного из них является продолжением другого (например, коробка и ее крышка).

Главная особенность здесь — это органичность соединения элементов формы, соподчиненность, без которой целостности формы не бывает.

Кроме сочетаний элементов, различают следующие виды форм:

— переносная форма, к примеру, шахматная фигура;

— тянущаяся форма, к примеру, канат для салазок;

— вращающаяся форма, например, цилиндр или винт самолета;

— обтекаемая форма, форма падающей капли или шара. Форма капли при этом является динамичной, а форма шара — статичной.

Каждая выше изложенная понятия являются основой формообразования в дизайне, для развития дизайнерского искусства. Дизайнер должен обладать особенным чувством формы пропорции, точно улавливать и определять соотношение формы, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей.

Литература:

  1. Композиция в современной архитектуре. М., «Стройиздат», 1973.
  2. Каган М. С., Косков М. А. Опыт системного анализа процессов формообразования. «ТЭ»,1973, № 8.
  3. Основные термины дизайна. ВНИИТЭ. М.,1988,
  4. Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика. «Эдиторика». М., 2000
  5. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика, М., ООО «Издательство Астрель», 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle