Библиографическое описание:

Мустафаева М. А. Психология воспитателя и учителя // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 877-880.



Качество личности, которыми должен обладать педагог. Профессионально значимые черты личности воспитателя и учителя. Демократизация, перестройка общественных отношений, гласность как новые социальные процессы, предъявляющие повышенные требования к педагогу. Расширение сферы общения и особое значение для преподавателя соответствующих умении и навыков.

Педагогические способности, их содержание и структура. Общие педагогические способности: личностные, дидактические, организационные, коммуникативные.

Специальные педагогические склонности и качества: любовь и расположенность к детям, самообладание, терпеливость и выдержка, умение объяснять и убеждать, владение речью, тактичность, высокая культура, наблюдательность. Способность педагога оценивать и развивать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Работа педагога над собой с целью повышения профессионального мастерства. Развитие умений и навыков педагогического общения. Коллективные (групповые) формы работы, их значение и организация с целью развития педагогических способностей у воспитателей и учителей. Роль ораторских способностей для учителя, пути и способы их совершенствования.

Существующая система образования хотя зачастую и отстает от преобразований, происходящих в социальной действительности, но в целом достаточно гибко отражает ее. Общественный строй задает требования к системе образования, а она в свою очередь вырабатывает требования, предъявляемые к личности воспитателя и учителя.

Для того чтобы точнее определить эти требования, необходимо сделать по меньшей мере две вещи:

  1. Оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества.
  2. Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек ближайшего будущего.

Только после этого можно будет ответить и на следующие два вопроса:

  1. Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный молодой человек, оканчивающий среднюю школу?
  2. Каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие нужной обществу личности в дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждениях?

Так мы и поступим. Начнем с первого из сформулированных вопросов. Главная политическая тенденция современного развития социалистического общества — демократизация всех сторон его жизни.

Социальные изменения, происходящие в нашей стране, включают децентрализацию управления, передачу значительной части власти Советам и трудовым коллективам. Экономические преобразования затронули всю систему экономических отношений, введя в большую их часть хозрасчетную основу и необходимость принятия самостоятельных решений. В этой связи значительно расширились и качественно изменились возможности установления прямых хозяйственных связей между предприятиями, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения людей на производстве.

Все это сопровождается усилением гласности, появлением возможности открыто высказывать и публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам.

Намеченные тенденции политического, социального и экономического характера рождают повышенные требования, к тем качествам, которыми должны обладать люди нового рождающегося у нас общества. Какие же это качества? Прежде всего умение жить в условиях расширяющейся демократизации и пользоваться ею на демократической основе. Это означает способность признавать и принимать как должное наличие разных точек зрения, на демократической основе вести дискуссии, решать возникающие разногласия. Это, с другой стороны; отказ от диктата, методов давления на личность, уважение к ней и признание ее значимости, отказ от принципа, согласно которому интересы некоего абстрактного, воображаемого коллектива — на первом месте, а интересы конкретной личности — на втором.

Передача власти одной стороной предполагает не только получение, но и умение пользоваться ею другой. Это предъявляет повышенные требования к умению руководить людьми, принимать управленческие решения, организовывать работу по руководству и управлению различными социальными объектами. Здесь нужны профессиональная компетентность в управленческих делах и обладание качествами руководителя (лидера).

Изменение системы экономических отношений требует от людей проявления расчетливости, деловитости, хозяйственной смекалки, бережливости, умения считать деньги и других качеств, которые еще совсем недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми нужными.

Наконец, гласность предполагает (чтобы ею можно было по- настоящему и умело пользоваться на практике) способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, убеждать, доказывать, уметь говорить самому и слушать других.

Всеми этими качествами в ближайшее время должны будут обладать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и, если мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые в настоящее время начали происходить в нашем обществе, не прекратились и не замедлились, уже сейчас и как можно скорее необходимо позаботиться о том, чтобы радикальным образом изменить систему воспитания в дошкольных учреждениях и в школе. Следует честно признать, что пока она нам таких личностей, которые нужны будут обществу в ближайшем будущем, в достаточном количестве не дает.

Чтобы сделать учащегося личностью (а нам сейчас нужны именно личности независимые, грамотные, инициативные, самостоятельные), сам педагог должен быть личностью. Воспитаннику от воспитателя, ученику от учителя передается и становится их личностным достоянием только то, что есть в самом воспитателе или учителе. Педагог в современных условиях прежде всего должен поэтому сам стать личностью, обладающей описанными выше качествами, систематически и всеми возможными способами развивать их в себе.

Методика самообучения умениям и навыкам педагогического общения

Неумение общаться и решать в процессе общения разнообразные вопросы свойственно не только детям, но и нам самим как учителям и воспитателям, и, до тех пор пока мы сами этому не научимся, вряд ли можно рассчитывать на то, что мы сумеем обучить этому детей.

Умение педагога общаться с детьми иногда трактуется как способность учителя правильно излагать и разъяснять учащимся материал на занятиях, разговаривать с детьми на интересующие их темы. Это, конечно, входит в структуру педагогических коммуникативных способностей, но сами способности к соответствующим умениям и навыкам не сводятся. Кроме перечисленного, наличие педагогических способностей к общению с детьми предполагает:

  1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.
  2. Способность видеть в нем равноправную личность.
  3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны учеников и воспитанников.
  4. Умение не обманывать, не хитрить, всегда и везде говорить только правду.
  5. Умение оказывать на учащихся необходимое педагогическое влияние.
  6. Обладание чувством юмора.
  7. Владение словом.

Ранее мы уже рассматривали вопрос о психологической диагностике у учащихся коммуникативных умений и навыков. То, что говорилось там, приложимо и к учителю, воспитателю. Но там педагог выступал в роли наблюдателя, а здесь он вынужден большей частью заниматься самоанализом и самонаблюдением. В этой связи необходимо обсудить несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением подобного рода самонаблюдения.

Педагог также может время от времени задавать себе или просить других ответить на следующие вопросы о нем (вопросы здесь сформулированы от первого лица):

  1. Какое впечатление я оказываю на учащихся (детей)?
  2. Веду ли я себя с ними достаточно непринужденно и раскованно?
  3. Искренним или неискренним я выгляжу с их стороны?
  4. Достаточно ли развито у меня умение располагать детей к себе?
  5. Могу ли я вести разговор с детьми на любые темы?
  6. Чувствуют ли себя дети, общаясь со мной, так же свободно, как и я?
  7. Всегда ли мне удается убеждать детей или иногда приходится приказывать?
  8. Есть ли у меня чувство юмора?
  9. Как воспринимают мои шутки дети?
  10. Нет ли таких детей, которые избегают общаться со мной?
  11. Нет ли таких ситуаций, в которых дети неохотно общаются со мной?

После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции. Практическое осуществление такой коррекции предполагает организацию самоконтроля поведения. Одним из эффективных способов такого самоконтроля может стать сознательный выбор и использование разнообразных внешних сигналов, которые вовремя могут напомнить о необходимости применения соответствующей коррекции.

Такого рода сигналы должны встречаться в повседневных делах в нужное время и в нужных местах. Ими могут быть, например, невольно бросающиеся в глаза предметы обстановки и многое другое. Существуют некоторые общие рекомендации по выбору и использованию подобного типа сигналов:

  1. Эти сигналы должны регулярно встречаться и ежедневно попадаться человеку на глаза.
  2. Они должны появляться в поле зрения как раз в те моменты, когда необходимо применить нужные коммуникативные умения и навыки.

В заключение сформулируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности:

  1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика или воспитанника, а лучше ими не пользоваться вообще.
  2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес' ребенка.
  3. Избегать перекладывания на детские плечи своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
  4. Избегать» проявлений нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
  5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
  6. Избегать всего, что способно как-то унизить ребенка.
  7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребенке как о человеке, личности.
  8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребенка иметь и сметь открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Мы убеждены, что, только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой, М., 1987;
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989;
  3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения,—М., 1987;
  4. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры.— М., 1990, и др.
Основные термины (генерируются автоматически): повышенные требования, личности воспитателя, коммуникативные умения, педагогические способности, педагогического общения, педагогических способностей, учащихся коммуникативные умения, тенденции политического, черты личности воспитателя, среднюю школу, сигналы должны, навыков педагогического общения, экономических отношений, навыках общения педагог, Общие педагогические способности, демократической основе, нужные коммуникативные умения, обладание качествами руководителя, нужной обществу личности, Аникеева Н.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle