Библиографическое описание:

Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887.



В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239]. Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:

– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);

– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);

– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);

– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий. В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении. Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Процесс воспитания нравственности включает в себя:

– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;

– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;

– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;

– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;

– формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.

Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.

Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.

Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью. Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение. Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования. Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести. О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.

Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.

«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания. Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.

Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д. Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире. Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.

Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей. Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни. Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор. Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.

Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом. Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.

Литература:

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  2. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle