Библиографическое описание:

Пичаевская Я. Л., Удина Е. Н. Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1011-1016.



В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкольников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, познавательный интерес, интеллектуальный, эмоционально-волевой и процессуальный компоненты, методика формирования.

В условиях модернизации российского образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] в образовательный процесс актуальным является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в разные виды деятельности. Следует отметить, что познавательный интерес это сложное полиструктурное образование, связанное с развитием внутренних психических процессов личности: интеллектуальных, эмоционально-волевых и процессуальных. Ядром познавательного интереса является информация, на которой строится познавательная деятельность и формируется позитивное отношение к ней (интеллектуальный компонент). Интеллектуальный компонент в полной мере включает в себя информационное содержание и определенные способности работать с ним. Отношение к процессу познания развивается в результате возникновения положительных эмоциональных реакций на деятельность и ее произвольность, которая связана с проявлением волевого усилия, что свидетельствует о включении эмоционально — волевого компонента. И, наконец, развитие познания осуществляется в процессе деятельности, это относится к третьему компоненту — процессуальному, который связан с присвоением инструмента для познания окружающего мира и переноса его в разнообразные виды детской деятельности.

Проведенное нами изучение уровней и степени проявления познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, позволило нам выявить, что большая часть детей находятся на начальном и среднем уровне, что составило 88 % от общего количества детей (всего в экспериментальном изучении участвовало 97 дошкольников из детских садов г. Севастополя). Достаточный уровень познавательного интереса в результате наблюдения продемонстрировали всего 12 % детей, высокий уровень познавательного интереса не выявлен. Практически у каждого, из наблюдаемых нами детей, составляющие познавательного интереса возникали и развивались неравномерно. Дошкольники, испытывая интерес к какой-либо сфере окружающей действительности, не проявляли активной позиции в его удовлетворении: не задавали вопросов, не пытались понять причины, следствия (количество познавательных вопросов значительно уступало остальным). В ходе непосредственно образовательной деятельности дети часто отвлекались, наблюдалась дезорганизация, что свидетельствовало об отсутствии интереса к объекту познания. Кроме того, у детей не наблюдалось выраженных эмоций, связанных с познанием чего-либо нового, а наоборот, фиксировалось снижение степени увлеченности объектом.

При решении умственных и поисковых задач дети испытывали затруднения, требовали помощи педагога, ждали дополнительных пояснений, указаний. Дети не проявляли исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач, не могли выдвигать гипотезы, размышлять, анализировать, формулировать выводы. У детей наблюдалось отсутствие стремления самостоятельно преодолевать трудности.

Полученные данные позволяют констатировать недостаточное внимание со стороны педагогов дошкольных учреждений к формированию познавательного интереса у воспитанников, развитию их познавательной активности, любознательности.

Мы предположили, что средством формирования познавательного интереса может быть опытно-экспериментальная деятельность, в которой развивается любопытство, наблюдательность и пытливость ума ребенка, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Особенностью разработанной нами методики было использование системы опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выявленными уровнями познавательного интереса. Методика внедрялась на протяжении 5 месяцев с октября 2015 года по февраль 2016 года и предусматривала подгрупповую работу с детьми по трем компонентам познавательного интереса (интеллектуальный, эмоционально — волевой, процессуальный), выделенных нами в результате анализа теоретических исследований Г. И. Щукиной [5], Н. К. Постниковой [4], Э. А. Барановой [2], Ю. Ю. Березиной [3] и др. Различались программы задачами, содержанием опытно- экспериментальной деятельности. Целью коррекционных программ было формирование определенного уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Все опыты и эксперименты в программах были представлены в определенной системе, что позволяло переводить детей с одного уровня познавательного интереса на другой. Количество опытов и экспериментов в программах для каждого уровня было по 1 опыту 3 раза в неделю. Длительность проведения опытов варьировалась от 10 до 20 минут, в зависимости от опыта. Программы для формирования интеллектуального и процессуального компонентов познавательного интереса проводились в первой половине дня, так как они требовали повышенной познавательной активности и умственного напряжения. Программы с опытами и экспериментами для коррекции эмоционально — волевого компонента познавательного интереса проводились во вторую половину дня для сохранения баланса активности дошкольников.

Первая коррекционная программа предназначалась для детей с начальным, средним и достаточным уровнями интеллектуального компонента познавательного интереса. Опыты и эксперименты, представленные в данном компоненте, способствовали побуждению детей проявлять активность, задавать вопросы познавательного характера, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Данные опыты расширили кругозор детей, помогли привлечь внимание, заинтересовать детей изучаемым объектом. В таблице 1 представлена тематика серии опытов и экспериментов коррекционной программы для детей с начальным, средним и достаточным уровнем интеллектуального компонента познавательного интереса.

Таблица 1

Коррекционная программа для интеллектуального компонента познавательного интереса устарших дошкольников

Уровни

Тематика опытов иэкспериментов

Направления вработе ипрограммные задачи

Кол-во опытов (всего / внеделю)

Время проведения врежимном процессе

Начальный

«Что в пакете?», «Почему песок сыпется?» «Откуда берется вода?» «Что такое пар?», «Дышат ли рыбы?», «Как пчелки переносят пыльцу?», «Умный нос», «Где живет эхо?», «Пластмасса, ее качества и свойства», «Резина, ее качества и свойства», «Почему все падает на землю?», «Как измерить тепло?», «Твердые — жидкие», «Почему светит лампочка?», «Бумага, ее качества и свойства», «Уличные тени».

Привлечь внимание детей к изучаемому объекту, заинтересовать процессом исследования. Развивать познавательную активность (вызвать желание детей задавать вопросы в ходе опыта). Подвести детей к выводу, что с помощью вопросов можно узнать много нового и интересного. Обогащать знания детей о различных объектах окружающего мира.

20/1 или

Вторник, первая половина дня

Средний

«Посадим дерево», «Что любят растения?», «Хитрые семена», «Зачем зайчику другая шубка?», «Из чего птицы строят гнезда?», «Возьмем с собой снеговика», «Поиск воздуха», «Играем с красками», «Водяные весы», «Кислород и вода — друзья», «Холодная, теплая, горячая — вода», «Танец горошин».

Побуждать детей задавать вопросы познавательного характера. Развивать наблюдательность, сохранять заинтересованность в течение всей деятельности. Обогащать и расширять знания детей об окружающем мире.

20/1

Среда, первая половина дня

Достаточный

«Этот удивительный воздух», «Сухой из воды», «Лабиринт», «Притягиваются — не притягиваются», «Волшебный шарик», «Почему осенью цветы вянут?», «Могут ли животные жить в земле?», «Почему мы слышим?», «Зачем человеку глаза?», «Наряды куклы Тани», «Плавают или тонут?», «В мире стеклянных вещей», «Что потом?»

В процессе исследовательской деятельности учить детей рассуждать, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезы. Учить задавать вопросы причинно-следственного характера. Закреплять и обогащать знания воспитанников о предметах и явлениях окружающего мира.

20/1

Понедельник, первая половина дня

Вторая коррекционная программа была предназначена для детей с начальным, средним и достаточным уровнями в эмоционально-волевом компоненте. Для дошкольников были подобрана серия опытов, которые накапливают и обогащают эмоционально — чувственный опыт в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, учат проявлять положительные эмоции при ознакомлении с новым предметом или явлением, а также активизируют внимание к исследуемому объекту, развивают самостоятельность в преодолении возникших трудностей. Ниже приведена тематика опытов и экспериментов в коррекционной программе для детей с начальным, средним и достаточным уровнями эмоционально — волевого компонента познавательного интереса.

Таблица 2

Коррекционная программа для эмоционально-волевого компонента познавательного интереса устарших дошкольников

Уровни

Тематика опытов иэкспериментов

Направления вработе ипрограммные задачи

Кол-во опытов (всего / внеделю)

Время проведения врежимном процессе

Начальный

«Угадай по запаху», «Язычок помощник», «Мы — фокусники», «Волшебный магнит», «Что можно почувствовать кожей?», «Веселые человечки играют», «Окрашивание воды», «Надувание мыльных пузырей», «Волшебная рукавичка», «Плавающий апельсин», «Извержение вулкана», «Апельсин лопнул шарик», «Торнадо в бутылке»

Формировать эмоционально — положительное отношение к экспериментальной деятельности. Показать, что процесс познания увлекательный. Учить преодолевать трудности, не отказываться от деятельности. Накапливать и обогащать эмоционально — чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами окружающего мира

20 /1

Среда, вторая половина дня

Средний

«Солнечные зайчики», «Добываем пресную воду из соленой (морской) воды», «Яйцо в бутылке», «Шарики надуваются без помощи человека», «Морской бой», «Волшебная рукавичка», «Торнадо в бутылке», «Танцующая фольга», «Апельсин лопнул шарик», «Способ разделения перемешанных соли и перца», «Извержение вулкана», «Светящаяся вода».

Способствовать проявлению положительных эмоций в процессе познания окружающего мира. Учить самостоятельно преодолевать трудности, в случае затруднения не отказываться от деятельности. Обогащать эмоционально — чувственный опыт детей в опытно — экспериментальной деятельности. Развивать умение сосредотачиваться на изучаемом объекте.

20/1

Понедельник, вторая половина дня

Достаточный

«Гибкая вода», «Водяная мельница», «Чудо — прическа», «Апельсин лопнул шарик», «Танцующая фольга», «Взрыв цвета в молоке», «Резиновый мячик из куриного яйца», «Монетка в шарике», «Разбегающиеся зубочистки», ««Наживка» для льда», «Могучее дыхание», «Синий йод»

Сохранять положительное отношение к познавательной деятельности. Развивать умение сосредотачиваться на изучаемом объекте. При столкновении с трудностями учить детей самостоятельно преодолевать их.

20/1

Четверг вторая половина дня

Третья коррекционная программа предназначена для детей с начальным, средним и достаточным уровнями процессуального компонента. Подобрана серия опытов, требующих разрешения проблемной ситуации нестандартным способом, стимулирующие стремление детей самостоятельно или с помощью взрослого использовать исследовательский подход в решении поисковых задач, формирующие умение рассуждать, делать выводы, активно вступать в диалог, доказывая свои мысли. Ниже приведена тематика опытов и экспериментов коррекционной программы для детей с начальным, средним и достаточным уровнем процессуального компонента познавательного интереса.

Таблица 3

Коррекционная программа для процессуального компонента познавательного интереса устарших дошкольников

Уровни

Тематика опытов иэкспериментов

Направления вработе ипрограммные задачи

Кол-во опытов (всего / внеделю)

Время проведения врежимном процессе

Начальный

«Узнаем какая вода», «Что в пакете?», «Легкий, тяжелый», «Музыка или шум?», «Горячо — холодно», «Где прячутся детки?», «Что любит растение?», «Нужен ли зимой растениям снег», «Волшебная кисточка», «Песчаный конус», «Может ли растение дышать?», «Что есть в почве?», «Почему не слышно?»

Учить детей проявлять исследовательский подход в решении поисковой задачи. Учить детей подводить итог опытно — экспериментальной деятельности.

20/1

Четверг, первая половина дня

Средний

«Язычок помощник», «Мы — фокусники», «Как развивается растение?», «Почему тает снег?», «Как звери меняют шубку?», «Зачем утке и лягушке такие лапки?», «Поиск воздуха», «Почему все звучит?», «Как согреть руки», «Как сделать льдинку цветную?»

Учить детей самостоятельно проявлять исследовательский подход в решении поисковой задачи. Учить анализировать, обобщать и делать выводы. Привлекать детей вступать в диалог со сверстниками, рассуждать над решением поисковой задачи.

20/1

Пятница, первая половина дня

Достаточный

«Как достать скрепку из воды не замочив рук», «Как поднять единицу», «Как определить температуру воздуха», «Помощница вода», «Почему не выливается?», «Как распространяется звук?», «Как сделать звук громче», «Чем похожи», «Почему меньше?», «Обнаружение воздуха, воздух невидим», «Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок», «Соломенный буравчик»

Учить находить нестандартный способ решения поисковой задачи. Учить рассуждать, делать умозаключения и доказывать их. Активно вступать в диалог с педагогом и сверстниками.

20/1

Вторник, первая половина дня

Для организации и проведения опытов и экспериментов создавались определенные условия, в частности, были разработаны уголки опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации таких уголков в группе старшего дошкольного возраста. Материалы, находящиеся в уголках экспериментирования, распределялись по разделам: «Песок и вода», «Звуки», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», и были расположены в доступном для свободного доступа месте и в достаточном количестве. Кроме того, нами устраивались тематические выставки по данным разделам: (Например, раздел «Бумага» предусматривал выставку различной фактуры бумаги: писчая, цветная, картон, папиросная, упаковочная, гофрированная,, бархатная, наждачная,. салфетки и т. п.), для привлечения интереса к данному материалу, развития любопытства, с целью познания свойств бумаги и т. д.

В процессе коррекционной работы мы смогли осуществить личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком, основанное на партнерском стиле взаимоотношений (понимании, признании целей, задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата), а также индивидуально-дифференцированный подход, включающий формирование познавательного интереса по индивидуальной программе в зависимости от исходного уровня.

Таким образом, данная методика была направлена на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по трем компонентам. Особенностью данной методики явились разработанные коррекционные программы, включающие комплекс опытов и экспериментов, позволившие обогатить представления детей об окружающем мире, развить наблюдательность, сформировать способность проявить заинтересованность к познавательной деятельности, развить умения размышлять, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, испытывать радость открытий.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
  3. Березина Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей до- школьного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. — М., 2008. — с. 27–29.
  4. Постникова Н. К. Развитие познавательных интересов у старших до- школьников: дисс. … канд. пед. наук: ЛПГУ им. А. И. Герцена. — Ленин- град, 1968. — 197 с.
  5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1971. — 351с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle