Библиографическое описание:

Налобина Ю. И. Оптимальная система стратегического управления предприятием // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 629-632.



Стратегическое управление предприятием является для российской экономики сравнительно новым явлением. Внедрение систем управления особенно актуально для предприятий, которые занимаются выпуском продукции повседневного спроса, т. к. они вынуждены постоянно бороться за выживание на рынке.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, предприятие, стратегия ограниченного роста, стратегия роста, стратегия ликвидации, комбинированная стратегия.

Система стратегического управления позволяет:

 усилить стратегическую адаптацию;

 расширить горизонты предвидения;

 создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на изменения, которые происходят в его внешней и внутренней среде;

 добиться стратегического успеха в будущем.

Рассматриваемая система дает большую возможность предприятию, находящемуся в кризисном финансовом состоянии, реализовать свои стратегические цели и создать систему мероприятий по выходу из кризиса, а также усовершенствовать организационную структуру управления. Для любого предприятия данная система — это комплексный инструмент, включающий в себя объединение организационной структуры, методик и процедур, направленное наразвитие систем управления, на управление оперативными показателями, обеспечивающее реализацию стратегических целей.

Отличительной чертой стратегической системы управления от стратегического управления является полный охват процессов разработки и формализации стратегии, оптимизации системы управления и обеспечения управленческого процесса, ориентированных на обеспечение достижения стратегических целей с обязательной и значимой обратной связью.

В качестве главной составляющей системы чаще всего используется система сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей представляет собой комплексный инструмент, направленный на управление оперативными показателями, обеспечивающий достижение стратегических целей. Реализуя их и сравнивая достигнутые результаты с запланированными, можно оценить эффективность внедренной на предприятие системы. Для проектирования сбалансированных систем показателей используется большое множество программных продуктов. А на начальном этапе внедрения предприятие может само разработать систему сбалансированных показателей с помощью стандартных офисных программ.

Важнейшую роль в формировании системы играет высшее руководство предприятия, которое устанавливает цели и направления деятельности. Остальные отделы предприятия выполняют только координирующую функцию, составляя план действий по достижению корпоративной стратегии и стратегий направлений, которые непосредственно зависят от результата их работы. Для разработки и внедрения системы на предприятии создается проектная группа, которая будет состоять из руководства.

Внедрение системы даст предприятию мощный инструмент управления стратегией, рассматривающий его деятельность в нескольких перспективах и производящий мониторинг эффективности не только по финансовым показателям, но и по качеству работы с клиентами, персоналом, производственным процессам. [1]

Систему стратегического управления можно определить как такое управление организацией, которое:

 опирается на человеческий потенциал, как основу организации;

 ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;

 осуществляет гибкое регулирование, своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов системы стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы.

  1. Определение миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение.
  2. Определение долгосрочных целей.
  3. Определение краткосрочных целей.

Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.

Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирм достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто страте не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целя организации. [2]

Однако, сформулированные цель и миссия организации еще не позволяют разработать программу достижения поставленной цели. Необходимо видение организации, которая сможет исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной цели, пожалуй, формулирование видения является самым сложным моментом в стратегическом управлении.

Определив же видение, можно задать частные стратегические цели, достижение которых приведет к реализации видения, и разработать программы практического достижения видения и, реализовав эти программы, построить организацию, способную исполнять заданную миссию и обеспечить достижение поставленной цели.

Для контроля правильности выбранного пути необходимо дополнительно задать показатели эффективности, показывающие как идет реализация стратегии и необходимость коррекций при отклонении достигнутых показателей от заданных. Ведь при начальной разработке стратегии невозможно учесть все факторы, влияющие на достижение поставленной цели, да внешняя и внутренняя обстановка организации меняется со временем.

С точки зрения кибернетики, система стратегического управления — это система управления, имеющая несколько цепей обратной связи, имеющая цепи обратной связи, как на оперативном уровне, так и на стратегическом. Система управления, анализирующая и контролирующая как оперативные показатели программ, так и частные стратегические цели, так и конечную цель организации. Система, проводящая необходимые коррекции (управление) для достижения поставленной цели. [3]

Методы стратегического управления предприятием описаны в таблице 1.

Таблица 1

Методы стратегического управления предприятием

Стратегия

Описание

1

Ограниченный рост

При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия.

2

Рост

Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

3

Сокращение

Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры не изменяют этой тенденции.

4

Комбинированная

Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив — ограниченного роста, роста и сокращения.

Всего существует четыре метода стратегического управления предприятием, самая распространенная из которых — стратегия роста.

Стратегия сокращения имеет альтернативы, которые отражены в рисунке 1.

Рис. 1. Альтернативы стратегии сокращения

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие.

Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. [4]

Система стратегического управления состоит из подсистем, имеющих свои механизмы управления. В этой системе управляющие воздействия формируются на основании принятия управленческого решения, координирующего выполнение всех функций организации с учетом «дерева целей» и стратегии управления.

В стратегическом механизме управления кадрами можно выделить:

 цели управления (ЦУ);

 количественный аналог целей — аспекты управления (КУ);

 причины управления (ФкУ) — элементы объекта управления и их связи, на которые оказывается воздействие в интересах заслуги поставленных целей;

 способы воздействия на данные причины управления (МУ);

 ресурсы управления (РУ) — вещественные и денежные, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный способ управления и обеспечивается достижение поставленной цели.

Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

 выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;

 создание центров руководства каждой стратегической целью;

 оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

 разработка стратегических целей компании;

 оценка ее возможностей и ресурсов;

 анализ тенденций в области маркетинга;

 оценка альтернативных путей деятельности;

 определение стратегии на перспективу;

 подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов;

 оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов. В процессе разработки стратегии производится:

 оценка потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для достижения общих целей;

 анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;

 анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;

 оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;

 принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы. [5]

Литература:

  1. Разработка системы стратегического управления предприятием. Смарт, консалтинг. httр://www.smаrtсоns.оrg/likbеz/sistеmа_strаtеgiсhеskоgо_uрrаvlеniа/.
  2. Стратегическое управление предприятием. Allbеst. httр://оthеrrеfеrаts.аllbеst.ru/ mаnаgеmеnt/00004814_0.html.
  3. Система стратегического управления организации. Cоrрsуs. httр://соrрsуs.ru/ аrtiсlеs/stаtе/strаtеgiсmаnаgеmеntsуstеm.аsрх.
  4. Виханский О. С. Наумов А. И. — Менеджмент — М.: Гардарики, 2003.
  5. Стратегическое управление. Организация производства для чайников. httр:// dоlсhе-vitаkrs.ru/indех.рhр/uрrаvlеniе-реrsоnаlоm/mеnеdzhеru/6807-strаtеgiсhеskое-uрrаvlеniе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle