Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на собственно-силовые способности юношей в неспецифических упражнениях // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1199-1202.



В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом юношей занимающихся пауэрлифтингом на собственно-силовые способности в неспецифических упражнениях с учетом биологического возраста спортсменов.

Ключевые слова: неспецифическиесобственно-силовые упражнения, пауэрлифтинг, юноши, биологический возраст.

К наиболее существенным факторам, характеризующим силовые способности (СС), относятся:

 личностно-психические факторы, от которых в первую очередь зависит реальная готовность к интенсивным мышечным напряжениям, в том числе эмоциональные факторы, способствующие максимальной мобилизации функциональных возможностей двигательного аппарата на преодоление препятствий действию;

 центрально-нервные факторы, выражающиеся в интенсивности, в том числе частоте, эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом и других влияниях ЦНС на их функции;

 собственно-мышечные факторы, определяющие физиологическую и механическую мощность производимой мышцами работы. К ним относятся сократительные свойства мышц (зависящие, в частности, от соотношения белых, относительно быстро сокращающихся, и красных, относительно медленно сокращающихся, мышечных волокон, активности ферментов мышечного сокращения и мощности механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы), физиологический поперечник и масса мышц, а также качество межмышечной координации [1].

Скоростные способности, образно говоря, более консервативны; по сравнению с другими двигательными способностями они, по всей вероятности, в меньшей мере прогрессируют на протяжении жизни, собственно-силовые же способности изменяются в онтогенезе в широких пределах. Это учитывают в методике воспитания скоростно-силовых способностей; увеличивая силовые возможности с помощью адекватных упражнений, тем самым как бы поднимают уровень возможных соотношений между силовыми и скоростными параметрами движений (причем тем в большей мере, чем больше отягощение, которое необходимо преодолеть в целевых действиях). Не случайно, например, в тренировке спортсменов, специализирующихся в скоростных и скоростно-силовых видах спорта, значительное место отводится собственно-силовым упражнениям [2].

Организация исследования. Нами были сформированы 3 группы из учеников 8–9 класса в количестве 67 человек. (КГ1–19 чел, КГ2–21 чел и ЭГ- 27 чел).

Испытуемые КГ1 получали физическую нагрузку в объеме школьной программы по предмету «Физическая культура» (объем — 2 ч 15 мин в неделю, т. е. 3 урока по 45 мин).

Испытуемые КГ2 имели общий объем тренировочной нагрузки — 330 часов (80 часов — ОФП, 250 часов — СФП) в соответствии с общепринятой методикой.

В ЭГ годовой объем тренировочных нагрузок согласно разработанной нами методики составил у акселератов — 320 часов, у медиантов — 300 часов, у ретардантов — 250 часов, у всех испытуемых соотношение ОФП и СФП 50 % / 50 %. В ЭГ также был применен метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом биологического возраста [3].

Для определения динамики собственно-силовых способностей юношей был проведен анализ показателей испытуемых указанных групп в неспецифических для пауэрлифтинга упражнениях по количеству выполненных подтягиваний на высокой перекладине, сгибаний разгибаний рук в упоре и подъеме ног в висе без дополнительных отягощений, а также прирост интенсивности данных показателей, выраженной в процентном соотношении. Не специфичность указанных упражнений заключается в том, что они относительно редко применяются в методиках тренировок в пауэрлифтинге. Но при этом данные упражнения являются общеразвивающими в плане развития собственно-силовых способностей и широко применяются в методике физкультурных занятий в школе.

Результаты иобсуждение. Уровень СС определяется не только возрастными и половыми особенностями юных спортсменов, но и значительно варьируется в довольно широких пределах в зависимости от темпов биологического развития юношей, характера двигательной активности, занятий определенными видами спорта и психологической готовности к выполнению неспецифических собственно-силовых упражнений.

Как видно из таблицы 1, в собственно-силовых упражнениях в КГ1 за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 60,0 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 57,2 %, подъеме ног в висе — 93,9 %.

Таблица 1

Показатели испытуемых КГ1 в собственно-силовых упражнениях на трех этапах возрастного развития (р<0,05)

Показатель

1 этап

2 этап

3 этап

S

S

S

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

5,0

1,5

6,1

1,1

8,0

1,9

Сгибание разгибание рук в упоре (раз)

12,4

3,4

15,3

2,4

19,5

2,6

Подъем ног в висе (раз)

8,2

2,5

11,5

2,3

15,9

2,8

Таблица 2

Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ вначале эксперимента

Упражнение

КГ2

ЭГ

t

P

S

S

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

8,0

1,5

7,7

1,2

1,7

<0,05

Сгибание разгибание рук в упоре (раз)

20,1

3,4

19,5

3,6

5,3

<0,05

Подъем ног в висе (раз)

10,3

2,5

10,9

2,8

3,0

<0,01

Как видно из таблиц 2–4, в собственно-силовых упражнениях в КГ2 за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 18,7 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 15,0 %, подъеме ног в висе — 67,9 %.

В ЭГ за время эксперимента рост результатов в подтягивании на высокой перекладине составил — 42,8 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 38,5 %, подъеме ног в висе — 110,1 %.

Таблица 3

Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ через год после начала эксперимента

Упражнение

КГ2

ЭГ

t

P

S

S

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

9,0

1,2

9,7

1,1

1,6

<0,05

Сгибание разгибание рук в упоре (раз)

21,1

2,4

23,5

2,6

4,3

<0,05

Подъем ног в висе (раз)

15,3

1,5

17,8

1,9

3,0

<0,01

Таблица 4

Показатели внеспецифических собственно-силовых упражнениях уиспытуемых КГ2 иЭГ вконце эксперимента

Упражнение

КГ2

ЭГ

t

P

S

S

Подтягивание на высокой перекладине (раз)

9,5

1,5

11,0

1,0

1,5

<0,05

Сгибание разгибание рук в упоре (раз)

23,1

2,4

27,0

2,2

3,3

<0,05

Подъем ног в висе (раз)

17,3

1,5

22,9

2,1

3,1

<0,01

Таким образом рост результатов в ЭГ превысил полученные данные в КГ2 на: в подтягивании на высокой перекладине на 24,1 %, сгибании разгибании рук в упоре (отжимание) — 23,5 %, подъеме ног в висе — 42,2 %.

Показатели собственно-силовых способностей в значительной степени имеют корреляционную связь с общей и специальной физической работоспособностью юных спортсменов [4].

Рис. 1. Результаты КГ1, КГ2 и ЭГ по общему количеству выполненных движений в упражнениях характеризующих собственно-силовые способности

Как видно из рисунка 1, при сравнении трех групп в начале эксперимента КГ2 и ЭГ в значительной степени превосходили КГ1 в результатах собственно-силовых упражнений. Данный факт объясняется тем, что в начале эксперимента испытуемые КГ2 и ЭГ уже имели стаж тренировочных занятий пауэрлифтингом, соответственно значительно превосходили своих сверстников КГ1 по уровню СС. При этом уровень КГ2 и ЭГ был идентичен. Уже через год тренировочных занятий наблюдается значительное превосходство ЭГ над КГ2. По завершению эксперимента превосходство испытуемых ЭГ над КГ2 проявляется в еще большей степени.

Выводы. Занятия пауэрлифтингом оказывают значительное влияние на развитие собственно-силовых способностей в неспецифических упражнениях.

Разработанная методика также оказала значительное влияние на собственно-силовые показатели у юношей, рост результатов в ЭГ превысил рост результатов в КГ2 по сумме трех тестовых упражнений в среднем на 29,9 %. Полученные данные свидетельствуют, о достаточно высокой эффективности воздействия разработанной методики управления тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом биологического возраста на развитие собственно-силовых способностей в неспецифических упражнениях.

Литература:

  1. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б. А. — М.: Просвещение — 1990.
  2. Киселев Л. В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск. — 1986. — 176 с.
  3. Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 3. — C. 1018–1021.
  4. Авсиевич В. Н. Влияние тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге на общую и специальную работоспособность юношей // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 5 (47). — С. 180–185.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle