Библиографическое описание:

Данилова А. В. Конфликт в педагогическом общении // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 939-942.



Ключевые слова: педагогическое общение, конфликт, стили общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократичный), возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями содержанием их совместной деятельности. Оптимальное педагогическое общение создает условия для мотивации учащихся, способствует благоприятному микроклимату, обеспечивает самореализацию педагога и учащихся.

Общение между учителем и учеником должно стать свободным от барьеров, препятствующих обмену личностно-значимыми идеями и ценностями. При этом педагог несет ответственность за создание условий взаимного принятия и равенства в отношениях. Поэтому знакомство с психологическими закономерностями общения, изучение конфликтов в педагогическом взаимодействии, целенаправленное приобретение умений налаживания отношений равенства, партнерства и взаимоуважения как в детском коллективе, так и в общении учителя с классом, являются важной основой для эффективного педагогического общения.

Для того, выделить источники и причины возникновения конфликтов, определить пути их урегулирования, проанализируем ситуации педагогического общения.

Пример 1. Среди учащихся 7-го класса возник конфликт на почве неприязни одноклассников к одному из учеников, чьи школьные успехи заметно выше, чем у остальных. Каждая сторона конфликта отыскивает у другой явные и мнимые недостатки, которые якобы способствуют разжиганию неприязни. Какими могли бы быть действия педагога для разрешения конфликта?

Решение проблемы.

В рамках авторитарного стиля педагог проведет в «жесткой» форме беседу, основной целью которой станет подчинение своей точке зрения обеих сторон конфликта. Педагог может упомянуть о наказаниях, к которым прибегнет, если узнает о недружелюбных отношениях между учащимися класса. Понятно, что о разрешении конфликта в буквальном смысле слова тут даже речь не идёт: стороны конфликта, побаиваясь реакции педагога, будут стараться открыто не конфликтовать, но при этом проблема осталась не решенной — участники конфликта продолжают недоброжелательно друг к другу относиться.

В рамках либерально-попустительского стиля педагогического общения реакция педагога характеризуется уклонением от противоречий, когда обе стороны продолжают вести себя по-своему, не придавая большого значения расхождению своих взглядов и позиций. Деятельность педагога: уйдет в сторону от сложившегося конфликта («Сами разберутся»), посчитав, что дети в 7 классе достаточно взрослые, самостоятельные для того, чтобы решить данную проблему; перед всем классом похвалит ученика, успехи которого гораздо выше, чем у одноклассников и посоветует им всем брать с него пример («Отличник прав, что тут решать»); в ситуации слабого авторитета педагога в классе возможна поддержка учителем большинства учеников класса («Семеро одного не ждут»), чтобы не уменьшить свой авторитет. Эта ситуации внешне может выглядеть эмоционально благополучной, но она также не конструктивна, поскольку не предусматривает согласия сторон по важным вопросам их взаимодействия. А педагог в этой ситуации станет на сторону одной из конфликтующих сторон, фактически самоустранится от решения конфликта, даже обострит его, поскольку стороны конфликта продолжат недоброжелательно относиться друг к другу.

Как же решить данный конфликт? Следует подойти к проблеме с точки зрения демократического стиля, при котором обе стороны конфликта признают права друг друга на собственные позиции и стремятся эти позиции примирить, сблизить, достичь компромисса. Разрешение противоречия тут осуществляется не по принципу «мой выигрыш — твой проигрыш», а в интересах взаимного выигрыша. Например, педагог может: провести беседу, в ходе которой разобрать сильные и слабые качества каждой стороны конфликта. У отличника сильная сторона — учеба, а слабая, например, спорт. У слабых учеников чаще наоборот. Одни помогают друг другу в спорте, другие в учебе. Таким образом, стороны конфликта найдут компромиссное решение проблемы. Возможен и такой вариант действий учителя: переключить внимание от камня преткновения к чему-то новому (мероприятие, задание, увлечение, которое будет новым для всех). В данной ситуации для устранения противоречий и сплочении ранее конфликтовавших сторон выступает объединение их интересов ради общей цели. После того, как учащиеся участвовали вместе, защищая честь класса, напряжение между ними постепенно исчезнет. При этом основным девизом работы учителя будет: Один за всех и все за одного. ИЛИ Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперёд и только все вместе.

Таким образом, педагог докажет учащимся, что интересно жить в дружном коллективе; важно поддерживать друг друга в разных ситуациях; необходимо принимать каждого таким, каким он есть (каждый — индивидуальность, личность, у которого есть сильные и слабые стороны).

Пример 2. Между учителем и учеником возникло противоречие — ученик недоволен выставленной ему отметкой (ученик 3-го, 7-го или 10-го класса). Какая реакция педагога позволит предотвратить перерастание этого противоречия в конфликт? Что общего проявится в поведении педагога в отношении соответственно одного, другого и третьего; в чем проявится специфика каждого случая?

Решение проблемы.

Снизить возможность такого рода конфликта возможно так:

 перед выполнением какого-либо задания педагог должен заранее сообщить о системе оценивания для того, чтобы ученик рассчитывал свои силы на выполнение заданий;

 при выставлении отметки учитель не должен делать обобщающих выводов о личности школьника в целом, необходимо оценивать лишь конкретные действия и их результаты.

Реакция педагога и его поведение, позволяющие предотвратить перерастание этого противоречия в конфликт с учеником 3-го,7-го или 10-го классов:

 педагог обязан постараться предотвратить перерастание этого противоречия в конфликт в рамках демократичного стиля педагогического общения, не зависимо от возраста ученика — в форме диалога, с глазу на глаз;

 если ученик недоволен отметкой, необходимо вместе с ним еще раз пересмотреть его работу, разобраться, в чем допущена ошибка;

 педагог должен выслушать все проблемы ученика: почему он считает, что отметка выставлена неправильно, как он хочет решить эту ситуацию, затем педагог высказывает в тактичной форме свои аргументы по поводу выставленной отметки, предлагает варианты решения этой проблемы;

 в общении педагога не должно быть чрезмерных упреков, порицаний за ошибки. Ученик либо не воспримет данное, либо это станет причиной безразличного поведения, опускания рук;

 педагог должен дать возможность ученику исправить данную отметку. При этом ученик не будет бояться сделать ошибку, понимая, что учитель всегда тактично даст возможность ее исправить, а главное, объективно оценит его трудолюбие, «не подлавливая» его на незнании или неумении.

При общении со школьником педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

Беседуя с учеником 3 класса, педагог должен учитывать, что дети младшего школьного возраста стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, реакции родителей (будут ругать, запретят гулять и т. д.). В этом возрасте до 10–12 лет, у детей ещё может проявляться эгоцентризм (моральный — проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей). Основной мотив ученика — учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главноене получение знаний, а какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельныхслучаях возникают тяжёлые переживанияи школьная дезадаптация. Непосредственно влияетшкольная оценкаи на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, являетсяоценкой личности в целоми определяет социальный статус ребенка. Учитель с самого начала пребывания ребенка в школе становится для него непререкаемым авторитетом. Характерная особенность учащихся — ярко выраженная эмоциональность восприятия, импульсивность. Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель хвалит их. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы.

Исходя из психологических особенностей ученика младшего школьного возраста, учитель деликатно должен указать ребенку на его ошибки, дать понять, что низкая отметка не делает его хуже. Педагог, беседуя, выясняет причины, которые помешали ученику получить отметку лучше, подводит ученика к компромиссу. Например, «Я думаю, что ты, постараешься и исправишь отметку. Ты со мной согласен? Я помогу тебе исправить отметку, но и ты мне поможешь. Сегодня мы с тобой позанимаемся дополнительно, а ты постараешься хорошо выполнить все задания». Учитель может дать возможность выполнить работу над ошибками и оценить этот вид деятельности, либо после работы над ошибками дать другой вариант задания, выставив вторую оценку.

Беседуя с учеником 7 класса, учитель выбирает демократичный стиль педагогического общения, особое внимание обращает на особенности подросткового возраста — пик эмоциональной неуравновешенности, «проблемный возраст». Возрастает обидчивость, раздражительность, упрямство. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции. Подростки не хотят учиться так, как могут, не хотят слушать никаких советов. Им характерны: непостоянные дружеские связи, снижение самооценки, борьба за самостоятельность. Основной сферой интересов становится общение со сверстниками, поэтому качество учебной деятельности может ухудшаться. Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе). Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, поскольку у подростков возникает потребность в том, чтобы взрослые признавали их равноправными партнёрами в общении, а не считали виновниками противоречий или конфликтов их — подростков (форма работы — доверительная беседа).

В общении с подростком необходимо честно указывать на удачи и неудачи подростка (причём удачи нужно объяснять его способностями, а неудачи — недостаточной подготовкой). Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т. к. это формирует у подростка эффект неадекватности. Поскольку это возраст, когда ребята активно доказывают свою правоту, правильность своих суждений, учитель, внимательно выслушав учащегося, его мнение и как можно исправить эту ситуацию, недвусмысленно, аргументировано указывает свою точку зрения по поводу отметки, далее объясняет, что его не устраивает, указывая тем временем на возможные пути выхода из ситуации. Сглаживая острые углы в общении, педагог корректно может использовать юмор.

Беседуя с учеником 10 класса,педагог так же выбирает демократичный стиль педагогического общения, учитывая, что старшеклассник — это личность со своим внутренним «Я». Юность — это период самоопределения — социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Но самое главное: старшеклассник — взрослый человек, поэтому необходимо обращаться с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком. В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Старшекласснику очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень требований к такой дружбе весьма высок. Педагог, работая со старшеклассниками должен владеть искусством душевного контакта, которому нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка — чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным:нет резких аффективных вспышек, как у подростков, однако еще проявляется излишняя самоуверенность, повышенная самооценка и чрезмерная критичность по отношению к окружающим.

Педагог должен направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. В случае, когда учащийся недоволен своей отметкой, педагог должен деликатно объяснить правильный вариант ответа, при этом на примере своего жизненного опыта показать, что при совершении ошибок изучаемый материал лучше запоминается. В этой ситуации наилучшей формой педагогического общения со старшеклассником является «акцент на результате деятельности». Совместная (ученика и педагога) характеристика объективного результата проделанной работы (за которую выставлена отметка), развивает у учащегося деловую направленность, подготавливает высокие самотребования к собственной деятельности и стремление к получению высокого качества любого вида работы, в итоге у старшеклассника формируется способность к саморегуляции, самоконтролю, что не маловажно для личности современного общества.

Таким образом, конфликтные ситуации в педагогическом общении имеют свою специфику. В силу того, что участники образовательного процесса принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личностной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, то и противоречия между ними вполне оправданы и естественны. Эффективность образовательного процесса во многом и определяется тем, насколько удается эти противоречия разрешить.

Литература:

  1. Анцупов А. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М., 2004
  2. Баныкина С. В., Степанов Е. Н. Конфликты в современной школе. — М., 2006
  3. Волков Б. С. Психология младшего школьника. — М., 2002г.
  4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. 2006
  5. Степанов С. С. Теория и практика педагогического общения. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle