Библиографическое описание:

Борисова О. В. Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 906-908.



В общепринятом понимании современный урок музыки — это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Условия современной музыкальной жизни таковы, что музыкальное сознание кадет формируется под агрессивным воздействием массовой музыкальной культуры, и интерес к классической музыке, которая является основой базовых требований по программе “Музыка”, значительно снижен. В таких условиях остро встает вопрос о поиске психолого-педагогических условий, способствующих формированию установки, мотивации учения, развитию познавательной активности кадет, необходимости определения подходов, стратегий развития. Однако это невозможно реализовать без культурно насыщенного содержания и эффективных технологий.

Педагогическая технология — это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность конструированием и применением приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Японский ученый — педагог Т. Сокамато дает такое определение: педагогическая технология — это внедрение в педагогику системного способа мышления. В новом понимании педагогическая технология — это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Чтобы успешно управлять процессом музыкального образования и воспитания в училище, формировать эстетические вкусы кадет, актуальным становиться внедрение в учебный процесс информационных технологий, которые при определенных условиях значительно повышают эффективность учебного процесса, способствуют активизации познавательной деятельности кадет, реализации творческого потенциала, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности, поэтому весь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека — совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия. ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Использование их на уроках оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, качество знаний и кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого кадета на уроке, то есть становятся средством повышения эффективности обучения.

Преподавателю необходимо сделать ИКТ новым средством художественно-творческого развития кадета. Из этого следует, что важнейшей целью урока музыки является наполнение новым содержанием урок в училище при помощи современных технологий. Задачи: — создание условий для успешного усвоения учебного материала; — активизация познавательной деятельности; — организация деятельности по приобретению необходимых умений и навыков; — обеспечение целостности восприятия мира искусства, наглядности и доступности материала уроков; развитие музыкального восприятия, навыков глубокого личностно- творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; —формирование эстетического вкуса; — содействие развитию интереса воспитанников к предмету. Широкое использование компьютерных музыкальных программ позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений в видеозаписи, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства.

Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, биографий композиторов получают живой отклик у ребят. Интерактивные экскурсии с использованием программ «Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», дают возможность кадетам увидеть и услышать звучание музыкальных инструментов, знакомят их с историческими памятниками древнего мира и современного искусства.

Благодаря применению информационных технологий кадеты стали более активными на уроках. Они с удовольствием высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления кадет становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, развивается образно-эмоциональная сфера кадет.

Например, при изучении тем: «Музыка объединяет людей», «Мелодия-душа музыки» сопровождая объяснение темы урока показом презентации, используются различные видеофрагменты (Л. Бетховен «Симфония № 9. IV часть», А. П. Бородин «Князь Игорь», Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка», и др.), благодаря чему учащиеся знакомятся с именами выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей, у учащихся формируется умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, компетентность — анализировать музыкальные произведения. Интерес вызывает у кадет желание попробовать свои силы. Так создаются проектные работы учащихся по предмету «Музыка».

Задания с применением ИКТ носят на уроках музыки конкретный характер. Цель такой работы: привлекать кадет к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, выделяя наиболее важное. Например, кадеты учатся находить в справочнике термины, исторические справки о происхождении музыкальных инструментов, биографические данные композиторов, исполнителей, учатся работать с каталогом, широко используют возможности интернета. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом.

Таким образом, кадеты получают подтверждение полученной информации. Так я получаю результат — самостоятельное выведение знаний. Учащийся совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение. Далее пытаюсь вывести кадет на иной путь реализации практических навыков — творческий. Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся. Перед кадетами ставятся такие задачи: подготовить презентации, сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т. п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений. Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации. При создании каждого слайда в презентации кадет превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).

Есть разные варианты подобных заданий. Например, опережающее домашнее задание перед уроком по творчеству Л.Бетховена и его сонатой № 14 «Лунная соната». Ребятам получают удовольствие, если им удается найти и познакомиться с авторскими поэтическими иллюстрациями к данному произведению. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации кадеты приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку кадета, т. к. умение успешно работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки? Считаю, что применение данной технологии способствует: личностному развитию кадет; повышению интереса к урокам музыки; росту их познавательной активности в процессе обучения; изменению самооценки; воспитанию активности и самостоятельности; формированию у кадет эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства; созданию предпосылок к формированию у кадет основ теоретического (постигающего) мышления. Итогом этого процесса должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ — расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.

Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина. Нельзя забывать о том, что музыка — это урок общения с искусством. Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки — это не самоцель. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за преподавателем. По образному выражению Анатолия Гина: “Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.

Современное образование не должно отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т. к. главная задача училища — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Литература:

  1. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Центр «Пед. Поиск», 2003. — 256 с.
  2. Горбунова И. Б. Компьютеры в обучении музыке. — М.: РГПУ, 2002
  3. Затямина Т. А. Компьютерные технологии в преподавании музыкального искусства в школе: учебное пособие. — Волгоград: ВГИПК РО, 2006. — С. 50.
  4. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. — 2000. — № 1. — С.45–50
  5. Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985. — С. 49.
  6. Мочалова Н. М., Серменко И. В. Педагогические теории, системы, технологии обучения. — Казань, 2000.
  7. Муратов А. Быстрое реагирование: технологии, творчество, мастерство// Народное образование. — 2000. — № 8. — с. 10–12.
  8. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии. — Ростов — на — Дону, 2003. 9. Щуркова Н. Е. Культура современного урока / Н. М. Щуркова. — 2000. — С. 112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle