Библиографическое описание:

Полтавский И. В. Социальное предпринимательство и его роль в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С. 49-53.



В статье рассмотрен феномена социального предпринимательства и проведено исследование, выявляющее осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные потребности населения, социальная поддержка.

Социальное предпринимательство является недостаточно изученным феноменом. Считается, что возникновение социальных инноваций и внимание к ним связано с новыми вызовами и проблемами, возникшими в ХХI веке. Необходимость развития социального предпринимательства в России продиктована наличием в стране большого числа социальных проблем, с решением которых государство не справляется. Такими проблемами являются низкий уровень жизни, безработица, социальная напряженность ряд других. Причинами, приведшими к возникновению практики социального предпринимательства, выступают низкая эффективность действующих методов решения социальных проблем, расширение социальных потребностей населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Общество все больше и больше нуждается в новых формах социально направленной деятельности, одной из которых является социальное предпринимательство, поэтому значимость изучения и распространения практики социального предпринимательства очень высока.

Цель статьи изучение феномена социального предпринимательства и проведение исследования, выявляющего осведомленность жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве.

Собственно сам термин «социальное предпринимательство» начал использоваться в научной литературе за рубежом в 60–70 е гг. прошлого века. Широкое же распространение он получил в 1980–90-х годах. В России о нем заговорили в 2000-х годах. На сегодняшний момент существует очень большое количество определений социального предпринимательства:

Социальное предпринимательство — инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнес-организации, при котором полученная прибыль направляется на реализацию социальных целей организации [1].

Социальное предпринимательство — социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы, а не на прибыль [2].

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который создан в 2007 г. для поддержки социального предпринимательства, определяет его как новаторскую деятельность, нацеленную на решение или смягчение социальных проблем общества, осуществляемую на принципах самоокупаемости.

Агентство стратегических инициатив придерживается позиции, что социальное предпринимательство — это практическая деятельность, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей. Оно стремится решить социальные проблемы инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.

Ученые проводят разницу между социальным проектом, предпринимательством в социальной сфере и социальным предпринимательством.

Социальное предпринимательство (СП) сочетает три основные характеристики, которые действуют вместе и дополняют друг друга:

 это деятельность, специально предназначенная для решения социальной проблемы (либо уменьшения ее остроты);

 это деятельность, отличающаяся экономической устойчивостью, а в странах с рыночной экономикой устойчивость обеспечивается продажей товаров и/или услуг на рынке;

 это, деятельность, которая носит инновационный характер, и либо предлагает качественно новый продукт/ услугу для решения, либо новый способ производства/ предоставления продукта, делая его доступным для целевой группы.

Таким образом, социальное предпринимательство отличается от разовых социальных проектов тем, что речь идет о постоянно действующем предприятии с устойчивой хозяйственной деятельностью, от некоммерческих организаций (НКО) — тем, что оно не зависит от грантов и благотворительности. Но оно отличается и от бизнеса в социальной сфере — тем, что прибыль направляется на социальную цель, а не акционерам.

Основное отличие социального предприятия от обычных благотворительных фондов заключается в том, что социальный предприниматель не просто выделяет денежные средства в какой-либо фонд и не имеет четкого представления, на какие цели использованы эти деньги, и фактически не может оценить социальные последствия своего вклада, а создает организацию, коммерческую или некоммерческую, цель которой — самостоятельно создавать социальную ценность [3].

Нам ближе точка зрения, согласно которой социальное предпринимательство — это деятельность, направленная на создание инновационных, устойчивых и самоокупаемых решений для наиболее острых общественных проблем.

Исследователь А. А. Московская выделяет следующие критерии социального предпринимательства. Чтобы проект был отнесен к социальному предпринимательству, он должен получить «+» по каждому пункту (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии социального предпринимательства

Социальное воздействие

+

Инновационность

+

Самоокупаемость и финансовая устойчивость

+

Масштабируемость и тиражируемость

+

Предпринимательский подход

+

Социальный предприниматель в первую очередь ставит перед собой задачу внедрения положительных изменений в социальную сферу, которые будут иметь долгосрочный характер. Определяющими являются устойчивость, долгосрочность, позитивность.

Одним из обсуждаемых на сегодняшний момент вопросом является статус социального предпринимательства как самостоятельного явления общественной и экономической деятельности в России, его отличие от деятельности некоммерческих организаций, благотворительности, социально ответственного поведения бизнеса, традиционного предпринимательства. Главным событием 2014 г. было внесение в Госдуму РФ поправок в действующий закон о малом и среднем предпринимательстве в России, которые пока не утверждены [4].

В последнее время сфера социального предпринимательства активно изучается научным сообществом. Так, группа ЦИРКОН провела ряд исследований по данной проблематике (Таблица 2) [5].

Таблица 2

Мониторинг общественной поддержки социального предпринимательства (группа ЦИРКОН, 2008–2015гг.)

Проведенные опросы

Выполнены при поддержке Фонда

«Наше будущее»

Июнь и декабрь 2008

Июнь 2011

Сентябрь 2012

Октябрь 2013

Июнь 2015

Инициативный опрос ЦИРКОН

По данным исследований ЦИРКОН среди россиян наблюдается отсутствие понимания такого качественно нового явления как социальное предпринимательство. Это связано с тем, что в российском законодательстве данный термин отсутствует, что говорит о несформированности этого явления.

Россиянам задавался вопрос «Знаете ли Вы, что-либо слышали или слышите сейчас впервые словосочетание «Социальное предпринимательство»? (Рисунок 1).

Рис. 1. Информированность россиян о социальном предпринимательстве — отсутствие роста

Анализируя ответы, можно сделать вывод, что за прошедшие семь лет не наблюдается роста информированности россиян о социальном предпринимательстве. Возможно это из-за того, что вопрос не решен на законодательном уровне, а также из-за отсутствия информационной и просветительской работы со стороны государственных органов и СМИ.

Анализ ответов на вопрос «Как Вы думаете, возможно ли появление в России предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свое дело (бизнес) не столько с целью получения прибыли, а с целью решения социальных проблем?» показал, что есть позитивные моменты — выросло количество ответивших, которые допускают, такие предприниматели в России уже есть или появятся в скором времени (Рисунок 2).

Рис. 2. Мнение о вероятности появления СП в России — рост позитивных ожиданий

Таким образом, исследования ЦИРКОН показали ряд нерешенных проблем в сфере социального предпринимательства. Чтобы их устранить, необходимы информационная поддержкасоциального предпринимательства, массовый показ образцов социального предпринимательства, формирование позитивного образа социального предпринимателя.

С целью выявления осведомленности жителей Кировского района Волгограда о социальном предпринимательстве нами в ноябре 2015 г. был проведен опрос методом личного формализованного интервью. Точкой опроса являлась площадь перед бывшим кинотеатром «Авангард». Проведенный опрос не является репрезентативным, однако он помог охарактеризовать основные тенденции, характерные для мнения кировчан. Выборка составила 67 чел., из низ 38 женщин и 29 мужчин в возрасте от 18 лет и старше. Бланк формализованного интервью включал ряд вопросов, разработанных группой ЦИРКОН (приведен в конце статьи — Приложение 1).

На вопрос «Знаете ли вы, что-либо слышали или слышите сейчас впервые словосочетание «социальное предпринимательство»? были получены следующие ответы: только 6 % опрошенных ответили, что знают, 17 % ответили «что-то слышал», а 68 % кировчан ответили, что слышат о социальном предпринимательстве сейчас впервые. Затруднились ответить 9 % опрошенных.

Ответы на следующий вопрос говорят о большом недоверии к социальному предпринимательству. На вопрос «Представьте себе, что вы узнаете, что в вашем районе неизвестный предприниматель на свои деньги строит физкультурно-оздоровительный комплекс, утверждая, что местные дети будут заниматься в нем бесплатно. Скажите, какова будет ваша первая реакция на такую информацию?» были получены следующие данные: не поверю такой информации 53 % опрошенных, «возможно, в комплексе будут бесплатные занятия для детей, но это будут отдельные благотворительные акции, которые будут делаться для рекламы этого предпринимателя» — так думают 18 %, «Обрадуюсь. Я вполне допускаю, что такой комплекс возможен и будет функционировать постоянно» — так считают 14 %, и затруднились ответить 15 % опрошенных.

О потенциале социального предпринимательства можно сделать вывод на основе данных, полученных на вопрос «Как вы думаете, возможно ли появление в россии предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свое дело (бизнес) не столько с целью получения прибыли, а с целью решения социальных проблем?».

«Вполне допускаю, такие предприниматели в России уже есть» — так считают 14 % опрошенных кировчан, допускают в скором времени — 12 %, «допускаю, но это произойдет не скоро» считают 23 %, «это крайне маловероятно» — 24 %, «такой бизнес в принципе не возможен» — 17 %, затруднились ответить 10 % респондентов.

Таким образом, ответы жителей Кировского района Волгограда демонстрируют тенденцию отсутствия понимания населением значения социального предпринимательства. Нами были получены данные, которые в целом характерны для мнения жителей России, и в этом смысле кировчане не отличаются от россиян в целом.

Можно сделать следующие выводы, изучив проблему становления социального предпринимательства в России:

  1. Как отмечают российские исследователи, важнейшим препятствием для развития социального предпринимательства является оторванность его от законодательства, отсутствие в законе единой трактовки термина «социальное предпринимательство».
  2. У россиян согласно данным социологических исследований отсутствует сформированное представление о социальном предпринимательстве, его роли и значении в жизни общества.
  3. Чтобы ликвидировать «информационный вакуум», необходима активная поддержка государственными и местными органами власти, публикация позитивных примеров в различных СМИ, проведение круглых столов, форумов, встреч, лекций на данную тематику. Информационная поддержка социального предпринимательства способна привлечь внимание общественности к данному явлению, сделать его узнаваемым, сформировать позитивное отношение россиян к социальному предпринимательству, показать его значимость.

Приложение 1

Бланк формализованного интервью

  1. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ЛИБО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»?
    1. Знаю
    2. Что-то слышал
    3. Слышу сейчас впервые
    4. Затрудняюсь ответить
  2. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ, ЧТО В ВАШЕМ РАЙОНЕ НЕИЗВЕСТНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НА СВОИ ДЕНЬГИ СТРОИТ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС, УТВЕРЖДАЯ, ЧТО МЕСТНЫЕ ДЕТИ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ В НЕМ БЕСПЛАТНО. СКАЖИТЕ, КАКОВА БУДЕТ ВАША ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ НА ТАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ?
    1. Не поверю такой информации, думаю, что на самом деле это будет обычный коммерческий спортивный комплекс
    2. Возможно, в комплексе будут бесплатные занятия для детей, но это будут отдельные благотворительные акции, которые будут делаться для рекламы этого предпринимателя
    3. Обрадуюсь. Я вполне допускаю, что такой комплекс возможен и будет функционировать постоянно, обеспечивая бесплатные занятия для детей за счет оказания коммерческих услуг другим категориям пользователей
    4. Затрудняюсь ответить
  3. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ СОЗДАВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО (БИЗНЕС) НЕ СТОЛЬКО С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ, А С ЦЕЛЬЮ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ?
    1. Вполне допускаю, такие предприниматели в России уже есть
    2. Допускаю в скором времени
    1. Допускаю, но это произойдет не скоро
    2. Это крайне маловероятно
    3. Такой бизнес в принципе не возможен
  4. ВАШ ВОЗРАСТ_________
  5. ПОЛ ______

Литература:

  1. Московская А. А. Социальное предпринимательство и структуры его поддержки в России. — М.: Агентство социальной информации, 2010. С.121
  2. Задорин И. В. Социальное предпринимательство — новый формат социального активизма // Презентация к выступлению на SocialCamp-2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/
  3. Мартин, Р. Л. Социальное предпринимательство нуждается в точном определении / Р. Л. Мартин, С. Осберг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ep-digest.ru/wp-content/uploads/2014/10/Social-Entrepreneurship.pdf
  4. 16 октября 2014. Законопроект о социальном предпринимательстве внесен в Госдуму. http://ria.ru/society/20141016/1028577822.html
  5. Задорин И. Социальное предпринимательство: восприятие россиян. По результатам массовых опросов населения (2008–2015). Выступление на круглом столе «Социальное предпринимательство: Лучшие практики и основные вызовы»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle