Библиографическое описание:

Мотовилина М. Д. Анализ маркетинговых исследований ЗАОр «НП Конфил» // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С. 42-46.



В статье дан анализ маркетинговых исследований ЗАОр «НП Конфил».

Ключевые слова: кондитерское предприятие, маркетинговая деятельность предприятия.

В современном мире исследование маркетинговой информации имеет огромную ценность. Маркетинговая деятельность, ее состояние на конкретном предприятии является актуальной на сегодняшний день, потому что сам процесс маркетинговой деятельности подразумевает систему различных мероприятий, которые после проведения анализа позволяют выбрать оптимальный вариант финансово-хозяйственного развития предприятия в целом.

ЗАОр «НП «Конфил» является крупнейшим в Нижнем Поволжье кондитерским предприятием и входит в число двадцати крупнейших кондитерских фабрик России.

Годовой объем продаж предприятия составляет более 14 000 тонн при ассортименте более 300 наименований кондитерских изделий.

История этого предприятия началась 125 лет назад, когда в 1887 году царицынский купец Василий Фёдорович Лапшин основал кондитерское и пряничное заведение «Лапшин и Ко» под вывеской «Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина» на Скорбященской площади г. Царицына. Тогда все работы выполнялись вручную, а численность рабочих составляла 74 человека. Продукция находила свой сбыт в регионах Нижнего Поволжья и Дона, а также закупалась государственными объединениями, Среднеазиатскими эмиратами — Кокандскими и Бухарскими, княжествами Закавказья. С 1917 по 1925 годы производство Лапшина было национализировано и переименовано в Царицынский рабочий кооператив пищевиков, а в 1924 году фабрике присвоено имя В. И. Ленина. С 1926 года кондитерская фабрика, арендуемая рабочим кооперативом, была передана в ведение губернского совнархоза. С 1927 года — Сталинградского окружного Совета народного хозяйства, с 8 июля 1930 года — Нижневолжского крайторготдела [1].

Испытанием для коллектива предприятия стала Великая Отечественная война. Технология производства ускоренными темпами была перестроена для выпуска продукции, необходимой фронту и армии. Вместо выпечки пряников, стали выпускать галеты, вместо конфет — концентраты [1].

В годы войны фабрика оказалась в самом горниле Сталинградской битвы. Сначала коллектив фабрики работал по заказу фронта: делал галеты, варил кашу, а потом выпускал и боеприпасы. А когда начались бои уже в центре города, где находилась фабрика, она фактически уже не могла работать и встала на несколько месяцев. Единственный раз за свою более чем вековую историю. А после окончания боев люди вновь вернулись в полуразрушенные помещения, чтобы выполнять заказы фронта [1].

С июля 1941 года на фабрике было начато строительство и оборудование нового цеха по выработке пищевых концентратов. С началом боевых действий в Сталинграде по приказу НКПП оборудование фабрики было эвакуировано в село Маркваши Татарской АССР.

Немецко-фашистскими захватчиками нанесён огромный ущерб Сталинградской кондитерской фабрике имени В. И. Ленина. Было разрушено и сожжено 2,411 куб. м производственной и складской площади. Полностью уничтожены жилые здания и здания культурно-бытового назначения. Пострадало всё оборудование, и значительная его часть выведена из строя. Разрушена электроподстанция и водопроводная система.

В соответствии с актом об ущербе, причинённом немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками кондитерской фабрике имени Ленина, общий размер ущерба составил свыше 5 млн. рублей. Здание фабрики в тот период находилось в городе Сталинграде по ул. Социалистической, д. 1.

Новая история фабрики началась, когда она переехала по другому адресу: ей предоставили помещение бывшего пивзавода Тапера. Но и там технология и условия труда оставляли желать много лучшего [1].

В книге «Государственный архив Волгоградской области. Путеводитель» 2002 года выпуска написано, что в 1924 г. получила наименование Царицынская кондитерская фабрика им. В. И. Ленина. В 1926 г. кондитерская фабрика, арендуемая рабочим кооперативом, была передана в ведение губернского совнархоза (постановление Сталинградского губисполкома № 27 § 168 от 14 Января 1926 г.). В 1927 г. — Сталинградского окружного совета народного хозяйства. С 8 июля 1930 г. — Нижневолжского крайторготдела (постановление президиума Нижневолжского крайсовнархоза № 76/416 от 8 июля1930 г., приказ ВСНХ СССР от 26 июня 1930 г.). В 1950 г. кондитерская фабрика им. Ленина была передана в подчинение Росглавкондитер Министерства пищевой промышленности РСФСР (решение облисполкома № 23/1361 от 7 июня 1950 г. на основании Распоряжения СМ РСФСР № 1617-Р от 1 июня 1950 г.)».

Особой заботой руководства предприятия является повышение конкурентоспособности всего ассортимента кондитерских изделий за счёт повышения технического уровня производства, тщательного отбора источников сырья, совершенствования технологий и управления производственными процессами, оптимизации ассортиментного ряда.

Продукция фабрики пользуется спросом во многих регионах РФ и СНГ. Партнёров предприятия привлекает высокая конкурентоспособность ассортимента, достигаемая за счёт очень высокого уровня качества кондитерских изделий, красочной упаковки, универсальности и широты ассортимента.

Приоритетными направлениями работы ЗАОр «НП Конфил» в сфере производства являются:

 повышение уровня качества выпускаемых кондитерских изделий (над этим успешно работает отдел управления качеством продукции);

 расширение ассортимента за счет разработок собственных рецептур;

 внедрение новых видов продукции с использованием нетрадиционных для кондитерской отрасли видов сырья.

В настоящий момент предприятие выпускает широкий ассортимент продукции. Основными ассортиментными группами являются:

 весовая, открытая, фасованная в жестяную банку и красочные пакеты продукция;

 конфеты (с помадными, пралиновыми, вафельными, молочными корпусами, суфле и т. д.);

 весовые и фасованные в художественные коробки, наборы конфет;

 мармелад весовой и фасованный;

 зефир весовой и фасованный, глазированный шоколадной глазурью;

 шоколад плиточный, шоколад с начинкой, кондитерская плитка.

 упаковка потребительская: весовые конфеты и карамель завёрнуты в яркий этикет импортного производства, а также в бумажный этикет способом «в носок», фасованные конфеты и наборы — оформленные художественные коробки различного веса для различных групп потребителей;

 упаковка транспортная: коробки из гофрированного картона согласно ГОСТ 13512 от 01.01.1993г.

Продукция ЗАОр «НП Конфил» продаётся в первую очередь на рынке Волгоградской области и на региональных рынках России (в основном на рынках: Поволжье, Сибирь, Северо-Кавказский регион). Так как продукция является потребительской, то предприятие не имеет крупных потребителей с объёмом продаж до 10 % от производства: продукция потребляется населением.

Факторы, которые способны негативно повлиять на сбыт предприятием продукции: усиление конкуренции из-за ввоза кондитерских изделий из стран Ближнего Зарубежья: Украина, Белоруссия.

Исследуя рынок товаров, маркетинговой службой предприятия были выявлены основные конкуренты на рынке РФ:

 ОАО «Кондитерское объединение «СладКо»,

 Московский холдинг «Объединённые кондитеры»,

 ЗАО «Конти»,

 Кондитерская корпорация «Рошен» (Украина, РФ),

 «Нестле».

Основные конкуренты за рубежом:

 на рынке Таджикистана — фабрика ОАО «Рахат» (Казахстан),

 на рынке Азербайджана — Московский холдинг «Объединённые кондитеры»,

 ЗАО «Конти» (Украина),

 ЗАО «АВК» (Украина).

Если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.

Маркетинговые исследования предприятия включают в себя анализ сбытовой сети. Это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного потребителя [2]. Построение сбытовой сети — самое важное решение руководства предприятия ЗАОр «НП Конфил», определяющее его успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли [4]. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем.

Анализируя каналы распределения продукции предприятия, можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих.

Маркетинговой службой предприятия выявлены следующие факторы конкурентоспособности ЗАОр «НП Конфил»:

 традиционно сильные позиции на основных рынках продаж (высокая лояльность покупателей), особенно на рынке Волгоградской области, где продаётся 50 % выпускаемого предприятием товара;

 высокое качество ассортимента практически всех групп, особенно высокое — карамельной;

 активная маркетинговая политика в регионах, выпуск удачных новинок на основе нетрадиционного сырья.

Это основные факторы удержания и увеличения доли на рынке, долговременной стабильности на рынках, обеспечивающие гарантированность денежных поступлений (выручки от продаж готовой продукции).

В результате маркетинговых исследований предприятия ЗАОр «НП Конфил» сегментация рынка продукции предприятия представлена в следующем виде:

1) 40 % — люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи;

2) 20 % — «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи;

3) 5 % — «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей;

4) 3 % — бизнесмены — от 50000 рублей;

5) 10 % — студенты.

Реклама для продукции ЗАОр «НП Конфил»» является основным инструментом ее продвижения на рынке. Реклама — неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции.

Маркетинговой службой предприятия, согласно рыночной сегментации, выявлены следующие средства массовой информации для продвижения продукции на рынок, к ним относятся:

 Газеты: «Вечерний Волгоград», «Деловые вести».

 Телевидение: Волгоградская государственная теле- радиокомпания, Муниципальное телевидение Волгограда.

 Радио: «Дорожное радио», радио «Ведо»

 Реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на автобусы и троллейбусы.

 Наружная реклама

 Информационный листок.

Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.

Выбор средства массовой информации основан на достижении предприятием его маркетинговых целей с минимальными затратами.

Маркетинговые исследования предприятия позволили выделить основные цели рекламы — создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке.

Реклама продукции ЗАОр «НП Конфил» предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что, как показывают маркетинговые исследования, в жизненном цикле товара продукция предприятия находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама продукции предприятия, таковы:

 информировать о качестве товара, его экономичности;

 формировать предпочтение к качеству и изменению восприятия потребителем свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не откладывая ее.

В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга [3].

Основная цель управления маркетинговой деятельности — обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления, в том числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка.

Основными задачами службы маркетинга на предприятии ЗАОр «НП Конфил» являются:

 разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

 исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;

 исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;

 ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

 исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей;

 анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

 подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;

 выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

 сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;

 разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;

 организация рекламы при помощи СМИ;

 обеспечение наружной рекламы;

 организация участия предприятия в выставках;

 разработка предложений по формированию фирменного стиля.

Комплекс маркетинговой деятельности предприятия включает несколько направлений, главные из которых:

 участие в Российских и международных специализированных выставках. Результатом выставочной деятельности предприятия стало расширение рынков сбыта продукции, признание высокого уровня качества продукции ЗАОр «НП Конфил» на кондитерском рынке РФ и СНГ;

 рекламно-информационное обеспечение продаж. Ведётся активная реклама в региональных СМИ, выпущен полноцветный печатный каталог продукции;

Маркетинговые исследования являются существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства. Это неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.

Они придают рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несут в себе мощный антимонопольный потенциал, служат серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решают проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Становление и развитие маркетинга и маркетинговых исследований представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики. Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга.

Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.

В данной статье была проанализирована хозяйственная деятельность предприятия ЗАОр «НП Конфил» за 3 года, выявлена динамика основных показателей. Определены конкуренты и рынки сбыта продукции предприятия. Освещена маркетинговая деятельность предприятия. Предложены возможные мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, проанализированы основные меры совершенствования эффективности.

Литература:

  1. Календарь знаменательных и памятных дат О. В. Назаровой, 2012г.;
  2. Аесэль Генри. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М., 2003;
  3. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». — М.: Фолиум, 2002;
  4. Амблер Т. Практический маркетинг. Теория и практика менеджмента. — Спб.: Питер», 1999;
  5. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. — М.: Экономика, 1999;
  6. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2005;
  7. Введение в рыночную экономику: Под ред. А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. — М.: Высш. шк., 2002;
  8. Белявский И. К., Курс лекций «Маркетинг», МГУ ЭСИ, — 1996г
  9. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. — М.: Дело, 2005;
  10. Голубков Е. П. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 2006;
  11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова; Под ред. И. С. Минько. — М.: Высшая школа, 1995;
  12. Дубрович М. Основы маркетинга. — М: Новое знание, — 2004.
  13. Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг /сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке/. — М.: МО, 2001;
  14. Ковалев А. И. Войленко В. В. Маркетинговый анализ. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2005;
  15. Ф.Котлер. Основы маркетинга. — Вильямс, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle