Библиографическое описание:

Егоров В. В., Левина А. Д. Государство и молодёжь: особенности советского периода // Молодой ученый. — 2016. — №8.1. — С. 31-32.



Вопросы государственной молодёжной политики в разное время были одинаково актуальны. Начиная с периода существования СССР, был накоплен богатый опыт, обращение к которому, на наш взгляд, будет способствовать формированию более взвешенных подходов к решению современных насущных проблем в проведении молодежной политики.

Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, ВЛКСМ, коммунистическое воспитание, закон о молодёжи, Советское государство.

В 1991 году, как известно, изменилась траектория общественного развития, связанная с распадом СССР. Молодёжная политика также оказалась на переходном рубеже в критическом состоянии. Это состояние во многом было обусловлено сложившимися отношениями Советского государства и молодёжи, которые сложились на основе: полного контроля со стороны партийно-государственной власти комсомола, как инструмента реализации своей политики [1, c.6]. Следует обратить внимание на тот факт, что изначально комсомол создавался как самостоятельная организация. В Программе организации принятой на I съезде РКСМ подчёркивалась его независимость, но впоследствии на Политбюро ЦК РКП(б) была принята инструкция, которая определила отношения партии и комсомола в сторону непосредственного подчинения последнего ЦК РКП(б). Хотя в документах комсомол не назывался организацией политической, его деятельность была направлена на продолжение политики партии, документами которой предписывалась политическая линия, отступать от которой было невозможно. Была поставлена цель на объединение всей работы с молодёжью в рамках РКСМ, что отражало стремление партии к управлению молодёжью через единую организацию.

С первых дней своего существования комсомол являлся резервом кадрового состава для государства и партии. Поддерживая его, они способствовали продвижению молодых людей — членов ВЛКСМ, для учёбы в вузах, работы в государственных учреждениях, где они решали вопросы воспитания, труда и быта молодёжи. Определилась и главная задача комсомола — коммунистическое воспитание и вовлечение молодёжи в ряды строителей нового общества. Комсомол с самого начала был создан как школа коммунизма, со своей государственно-партийной, системой воспитания молодого поколения. Особое внимание со стороны власти к молодёжи объяснялось её высокой долей в общем числе населения страны, которая, как известно, являлась самой трудоспособной частью общества.

Начиная с тридцатых годов, молодёжная политика развивается в общем русле государственно-партийной политики. Вопрос о разработке отдельной молодёжной политики был не актуален и не предлагался к рассмотрению. Проводя патерналистскую политику, государство пыталось осуществить «гармоническую преемственность поколений», аргументами которой были: бесплатное образование и здравоохранение, развитая сеть молодёжных учреждений и организаций художественного и спортивного профиля, профессиональная подготовка и коммунистическое воспитание [2, c.74].

Кроме того, молодёжь использовалась для решения экономических задач, являлась ресурсом рабочей силы, а комсомол осуществлял её мобилизацию, что имело весьма позитивное значение.

Как и в других сферах общественной жизни советского общества, многие аспекты молодёжной политики носили декларативный характер, что затрудняло их реализацию. С учётом этого государство пыталось расширить возможности участия молодёжи в управлении своими структурами и вместе с тем стремилось к сохранению над ней тотального контроля. В результате, молодёжь была представлена в Советах народных депутатов на всех уровнях власти и составляла приблизительно третью часть от общего депутатского состава.

Однако комсомол не всегда в полной мере учитывал молодёжные интересы. Некоторые демократические принципы в деятельности комсомольской организации стали иметь формальный характер. В результате, ВЛКСМ увеличиваясь численно, постепенно превращался в некую бюрократизированную государственную структуру.

С учётом вышесказанного, во второй половине 1980-х годов была признана необходимость активного проведения молодёжной политики на основе принятия «Закона о молодёжи». В этой связи, под руководством ЦК ВЛКСМ началась разработка основных его положений. Кроме того, на XXVII съезде КПСС, состоявшемся в 1986 году, было предложено рекомендовать молодёжь на руководящие посты и расширить круг вопросов, решаемых по согласованию с комсомолом. Однако, перестройка воспринималась комсомолом до 1987 года как очередная политическая компания, направленная только на улучшение управления, поэтому и изменения были минимальными. В результате внутреннего кризиса, организация всё дальше удалялась от решения насущных вопросов молодёжи.

С началом перестройки комсомол постепенно начал превращаться в коммерческую структуру, что юридически было закреплено в 1988 году специальным постановлением Совмина, которое дало ВЛКСМ право вести хозяйственную деятельность, освободив принадлежавшие ему предприятия и доли от подоходного налога. Всё это прямо указывало на коммерциализацию комсомола и может служить доказательством его кризиса как коммунистической организации молодежи и одновременно причиной последовавшего распада.

Позднее, в 1989 году комсомолу впервые была определена квота для избрания своих представителей на выборах высшего органа государственной власти — Съезда народных депутатов СССР. Наконец, в 1990 году на XXVIII съезде была принята резолюция «О молодёжной политике КПСС», которая определила отношение партии к молодёжи и её организациям. По сути это был переход на новый принцип отношений — принцип партнёрства, сотрудничества и взаимодействия, но следовать ему уже не было возможности из-за дальнейших изменений в общественной и государственной жизни.

Точку в истории ВЛКСМ поставил XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, состоявшийся 28 сентября 1991 года. Постановление съезда определило, что ВЛКСМ исчерпал свою роль как федерация коммунистического союза молодёжи. В новых условиях изменившегося общества единая всесоюзная организация существовать не может.

В 1991 году был принят закон «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР», но он не был реализован по причине начавшихся процессов изменения общественного строя, которые привели к распаду СССР.

В целом, анализируя развитие молодёжной политики в СССР, можно отметить, что обширный позитивный опыт, накопленный в советское время, имел определённые недостатки, связанные с излишней политизацией молодёжного движения и его заорганизованностью, а деятельность, которая проводилась по созданию нормативной базы, так и не успела принести ожидаемых результатов.

Литература:

  1. Егоров В. В. Молодёжная политика современных парламентских партий России // Преподавание истории в школе. — 2011. — № 7.
  2. Мухамеджанов М. М. Комсомол: последние десять лет (1981–1991). Избранные статьи. — М., 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle