Библиографическое описание:

Сергеева Б. В., Гордиенко Е. Э. Условия формирования основ правовых знаний младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1031-1033.



Статья посвящена проблеме формирования основ правовых знаний младших школьников. В данной статье представлены условия формирования основ правовых знаний младших школьников.

Ключевые слова: правовая культура, правовые знания, младший школьник, условия формирования основ правовых знаний.

В современный период в Российской Федерации предпринимается попытка создания системы взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам. В сложных условиях политической, экономической и социальной напряженности государство ищет пути создания эффективной системы формирования правовых знаний, а также защиты прав человека как фундаментального элемента правового государства. Современным обществом закладываются абсолютно новые ориентиры социализации, становления личности, особенное внимание в этом отношении уделяется детям: законодательно утверждаются нормы и стандарты прав ребенка и свободы личности, закрепляется приоритет частого интереса и расчет на собственные силы в выборе формы обучения, получения профессии, проявления инициативы и предприимчивости, личного успеха. Важным и актуальным становится формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности школьников. Поскольку для эффективности этого процесса возникает необходимость начинать уже с младшего школьного возраста, то, очевидно, остро стоит проблема определения условий формирования основ правовых знаний младших школьников.

Для более точного определения условий формирования основ правовых знаний младших школьников, нам необходимо, прежде всего, определить понятие «правовая культура» и выяснить что же включает в себя ключевое для данной статьи понятие «правовые знания» [1].

Современная ситуация в мире, стране приводит к осознанию необходимости подготовки личности к обеспечению безопасности собственной жизнедеятельности, правовой защиты и актуализации задачи формирования ответственности человека за свои поступки и поведение, что обеспечивается путем совершенствования системы правового просвещения и воспитания детей и молодежи, начиная с первых ступеней обучения.

Основной задачей правового образования является формирование правовой культуры как совокупности правовых знаний, убеждений, установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества [2].

Каминская В. И. и Ратинов А. Р., одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей». [3].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «правовая культура» — это знание правовых норм, развитая нравственно — правовая сфера, умение использовать нормы права в интересах граждан и своих собственных; гражданская потребность в правовом просвещении и борьбе с правонарушениями [6].

Кроме того, следует отметить, что правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление гражданской позиции, законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Также более детального рассмотрения проблематики данной статьи, важным является определение понятия «правовые знания».

В своих работах Кропанева Е. М. говорит о том, что: «Многообразие правовых знаний создает условия для выделения их разных видов» [4, с. 39]. Автор выделяет: общетеоретические правовые знания, в основе которых: закон, правовые нормы как система абстрактных правовых категорий, знания о способах деятельности в правовой сфере, знания о правовой действительности, полученные эмпирическим путем, оценочные правовые знания, учебные правовые знания. Учебные правовые знания, с которыми в основном имеет дело преподаватель и обучаемый, в свою очередь также имеют собственную классификацию. Особый вид правовых знаний, по мнению автора, составляют историко-правовые знания — знания об истории правовой культуры народов, юридический быт, процессе возникновения и развития права [4, с. 40].

Современный ребенок постоянно находится перед проблемой выбора возможного решения ситуации, предпочтения определенного варианта поведения. Выбор социально безопасного и полезного поведения напрямую зависит от уровня правовой культуры личности.

На основе изучения и анализа психолого-педагогической и правовой литературы, а также анализа содержания системы формирования правовой культуры, правовых знаний детей в младшем школьном возрасте мы определяем понятие «правовые знания», в контексте данной работы, как — систему знаний в области прав, законов, в области гражданской ответственности; знание основ безопасности, законов морали и государства, а также умение пользоваться этими знаниями.

Однако интересным представляется тот факт, что в настоящее время в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования в характеристике выпускника начальной школы представлены такие ориентиры, как: любить свой народ, свой край и свою Родину; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; уметь обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [5].

В этой связи возникает необходимость определить условия формирования основ правовых знаний младших школьников.

Нами были определены следующие условия:

  1. Формирование основ правовых знаний должно представлять собой поэтапный, целостный, непрерывный процесс.
  2. Для успешного, эффективного формирования основ правовых знаний необходима разработка полноценной программы с учётом потребностей и возможностей детей, связанной с различными учебными дисциплинами.
  3. Процесс формирования основ правовых знаний должен выстраиваться с учётом:

 требований современного общества к личности (толерантность, терпимость, уважение к другим людям, соблюдение прав и свобод человека и т. д.);

 на основе культурологического подхода, региональной специфики.

  1. Процесс формирования основ правовых знаний младших школьников должен выстраиваться с использованием комплекса форм, методов, педагогических средств:

 игровые (квест-игры);

 дискуссионные (обсуждение реальным проблем по теме, обмен мнениями среди участников дискуссии);

 ситуативные (рассмотрение и обсуждение реальных жизненных ситуаций по теме);

 общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, помощь определённым категориям населения; развитие системы самоуправления в классе);

 творческие (организация выставок творческих работ, выполнение творческих заданий).

  1. Безусловно важным является условие постоянного мониторинга, проведения диагностики уровня сформированности правовых знаний младших школьников для своевременного выявления проблем и коррекции.

Таким образом, в условиях современного общества и с учётом современных требований к социализации личности вопрос формирования основ правовых знаний, безусловно, является актуальным. Очевидным для нас представляется и тот факт, что этот процесс необходимо начинать уже с младшего школьного возраста. В этом отношении важным для эффективного формирования правовых знаний младших школьников является определение конкретных условий. Условий, которые способствуют успешной реализации и помогают организации работы по данному направлению.

Литература:

  1. Сергеева Б. В., Гордиенко Е. Э. Особенности формирования основ правовых знаний младших школьников // Материалы VIII Международной научно — практической конференции «Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее». — Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
  2. Элиасберг Н. И. Содержание правового образования в средней школе / Н. И. Элиасберг // Преподавание истории в школе. — 1996. — № 4.
  3. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  4. Кропанева Е. М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. — пед. ун-та, 2010. — 166 с.
  5. Бордовская Н. В., Peaн А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер. 2010. 304 с.
  6. Интернет-ресурс: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. // http://schoolguide.ru/files/Prikaz_N373.rtf.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle