Библиографическое описание:

Пантыкина В. М., Брюханова И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1009-1011.



Я хочу начать свое выступление словами В. В. Зиньковского «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда — то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь ведет к церкви — ибо они могут и не понять, что могут огрубеть, путь к церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К церкви нужно вести детей с раннего детства».

Все последнее десятилетие мы живем в резко изменившихся условиях. Современная социальная ситуация в стране носит драматический характер, который обусловлен глубоким нравственным, социально-культурным кризисом, кризисом семьи. Поэтому решение проблемы духовно — нравственного воспитания с первых лет жизни, а так же просвещения и педагогическое сопровождение семьи имеет чрезвычайную значимость. Страна теряет свой главный человеческий потенциал. Среди детей, посещающих детские сады, более 80 % имеют различные нарушения состояния физического, психического и духовного здоровья. 50 % дошкольников воспитываются в неполных семьях. По данным социологического опроса только 3 % молодых матерей ставят ребенка как жизненную ценность, на одно из первых мест.

Дошкольное детство — это важный период жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.

На мой взгляд, формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это и студийные занятия, и цикл — беседы, и прикладное творчество, но самое главное, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей и воспитателей). Но какие бы формы работы мы не выбирали, без активного участия семьи эффективность снижается.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания детей, педагог воздействует и на семью.

Опираясь на свой многолетний опыт работы с семьями дошкольников, я сделала вывод, что в полных семьях произошло перераспределение исторически сложившихся ролей. Женщину испокон веков традиционно именовали хранительницей очага, устроительницей домашнего порядка. Отец, в свою очередь, был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. В современной же семье наблюдается тенденция к смещению роли отца в сторону матери, т. е. его функции частично берет на себя женщина, при этом теряя свои первоначальные функции, В нашей работе мы стремимся привлечь отцов к своей первоначальной функции в семье. Не стоит считать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастер на все руки, он носит неоценимый вклад в воспитании ребенка. Папа для ребенка не только родной человек, а образец мужчины, символ мужественности. Отцу присуща врожденная реакция в направлении заботы о семье и детях и их защиты, олицетворение дисциплины и порядка. Возрождение семьи, очевидно, состоит в том, чтобы восстановить те функции семьи, которые помогали нам выживать на протяжении тысячелетий: где мужчина чувствует себя мужчиной, а женщина — женщиной.

Семья — это дети, которым и будет передана эстафета жизни. Семья –это оплот общества.

Прежде чем начать работу в группе, мы пытались изучить отношения родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями религии и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

В группе мы проводим занятия, где знакомим детей с миром нравственных ценностей традиционной различной культуры через игры, сказки, песни, рукоделия. Поэтапно знакомим с основами православной культуры: через истории, тематические диалоги, иконографию, праздники. Повествуя детям о становлении великого нашего Отечества — Русской Земли. Много врагов разоряли Россию и немало тяжелых битв пережила она. Во всех невзгодах добрые люди, герои жертвовали собой, защищая Родину и Христианскую Веру. Недаром в русских былинах сохранились предания о подвигах богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца.

Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых, так и детей, к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей семьи. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народам, уважением к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, детском саду, бережного отношения к окружающим.

Личный опыт позволяет утверждать: без Храма, общины, трудно создать ту целебную социальную среду, которая необходима для духовно-нравственного воспитания ребенка. Человек — существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нас защищают ангелы, Мир, сотворенный Богом, прекрасен. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути, Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Полноценное православное воспитание и образование ребенка — это ежедневная работа по воспитанию в детях любви к Богу и ближнему.

Литература:

  1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание,– 2005.– № 7.– С.117–122
  2. Борисенко Ю. В. Психология отцовства // Журнал практической психологии.– 2007.– № 1.– С.3–7 Гарбузов В. Н. Воспитание ребенка. — СПб.: «Дельта», 1997. — 233с.
  3. Грозовский Виктор Священник. О православном воспитании и книгах.//В помощь христианину//2009.-11с.
  4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.М.Издательство 2005.-3–15с.
  5. Коломзина Софья. Наша церковь и наши дети //Христианское воспитание детей в современном мире-2007.-14,26с.
  6. Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.- 421с.
  7. Фридман И. К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- № 1.- С. 93–99
  8. Фурутан Али Акбар. Отцы, Матери, Дети. М.: Прогресс, 1992.- 241с.
  9. Шимин Н. Д. Семья как общественное явление: Опыт социально-философского анализа. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. — 190 с.
  10. Папы всякие нужны:О роли отца в воспитании детей (сборник) М.Издателство Московской Патриархии Русской Православной Церкви,2012.-96с.(Православие в жизни)
  11. Путешествие к истокам Курск-1996–3-17с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle