Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 739-745.



В статье рассматриваются некоторые проблемы и перспективы в международных отношениях России с европейскими международными организациями на основе международных и российских правовых актов и анализа общетеоретических положений, материалов из средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: Россия, европейские международные организации, проблемы, перспективы, международные отношения, материалы, подходы, анализ.

Перед Россией в XXI веке, как и в целом перед международным сообществом актуальными являются вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах, но достаточно часто возникают при этом проблемы в международных отношениях. Тому пример являются не простые международные отношения между Россией и государствами, их международными организациями на Европейском пространстве.

Вопросам анализа участия, роли и других аспектов взаимодействия и сотрудничества России с европейскими международными организациями в научной литературе и материалах средств массовой информации (далее — СМИ), посвящено немало публикаций [1], что ни в коей мере не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.

Предметом данного исследования будут некоторые проблемы и перспективы в международных отношениях, характеризующие взаимодействие и сотрудничество России с европейскими международными организациями, и являются продолжением ранее опубликованных исследований о конституционно-правовых основах сотрудничества России с международным сообществом, об участии России в деятельности международных организаций и других.

Общепризнано, что основным международным нормативным правовым актом для международного сообщества, в том числе и определяющим вопросы взаимодействия и сотрудничества государств и международных организаций является Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) [2] (далее — ООН). В Уставе ООН определяются основополагающие принципы международных отношений, которые в Декларации о принципах международного права (1970 г.) [3] и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) [4] нашли свое дальнейшее закрепление и дополнение в части обеспечения мира и международной безопасности, определения общих правил поведения субъектов международного права, развитие дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем, от уровня их развития, взаимодействие и сотрудничество государств и международных организаций, участие государств в международном сообществе.

В тоже время деятельность международных организаций должна соответствовать международным нормативным правовым актам, к числу которых относятся: Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Будапештская конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.), а также уставы об их образовании, международные договоры с государствами об их пребывании и другие.

О сотрудничестве государств и международных организаций по политическим, экономическим, социально-гуманитарной и другим сферам международных отношений принято много международных универсальных и региональных, многосторонних и двусторонних договоров и соглашений.

Россия, принимая принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что осознает себя частью международного сообщества. Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [5].

Россия, как евразийское государство взаимодействует и сотрудничает не только с европейскими государствами, но является членом многих международных организаций на Европейском пространстве. К числу европейских международных организаций, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие.

В системе международных региональных организаций и принимающих решения по поддержанию мира, безопасности и сотрудничества государств ведущее место занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная организация была создана по инициативе СССР и социалистических государств Европы, как постоянно действующий международный форум.

1 августа 1975 года в ходе совещания в Финляндии (г. Хельсинки) представители 33 европейских государств, в том числе СССР, а также США и Канады подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [4]. Исходя из названия совещания данная организация получила и свое наименование Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — СБСЕ). Главной целью СБСЕ было определено — выработка мер по поддержанию мира и безопасности в Европе.

В 1994 году в ходе Будапештского саммита (встречи на высшем уровне) было принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 года в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ), а также была принята политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху». В качестве органов ОБСЕ действуют: саммиты (встречи на высшем уровне) с участием глав государств и правительств государств-членов ОБСЕ; Совет министров иностранных дел (встречи министров иностранных дел) государств-членов ОБСЕ; Постоянный совет под руководством действующего председателя; Форум по сотрудничеству в области безопасности; Верховный комиссар по делам национальных меньшинств; Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ; Парламентская ассамблея ОБСУ; Представитель по вопросам свободы СМИ и другие.

В современное время ОБСЕ, как международная региональная организация по безопасности и сотрудничеству включает 57 государств из Европы, Северной Америки и Центральной Азии. Предусматривается в ОБСЕ также участие 11 государств как партнеров по сотрудничеству — Австралия, Алжир, Афганистан, Израиль, Марокко, Тунис и другие. В качестве основных целей ОБСЕ определены — обеспечение мира и безопасности в Европе; поддержание разрядки международной напряженности; обеспечение соблюдения прав человека; соблюдение в отношениях между государствами принципов международного права. В свою очередь основными направлениями деятельности данной организации являются — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов и т. д.

Россия сотрудничает с ОБСЕ, в том числе участвует в переговорах, миротворческих акциях, выработке резолюций, принятии правовых актов т. д. В качестве примеров, можно привести: с 2015 года при разрешении кризисной ситуации на территории Донбасса (восточная часть Украины), на линии разграничения сторон сил самообороны (ополченцев) и украинских вооруженных сил находятся наблюдатели ОБСЕ, которые осуществляют патрулирование, устанавливание камер наблюдения и т. д., в числе военных специалистов есть и российские военнослужащие; 5 декабря 2015 года была принята Декларация о совместном противодействии терроризму, которую инициировала Россия на совещании Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ и т. д.

Как известно из истории XX века, в период «холодной войны» в Европе были созданы военно-политические блоки Организация Североатлантического договора (далее — НАТО) и Организация Варшавского договора (далее — ОВД). После распада СССР и социалистической системы ОВД была распущена, НАТО не прекратила свое существование, а расширяет количество государств-членов и территорию своего влияния, и при этом проводит достаточно агрессивную политику в отношении России, о чем рассматривалось автором этих строк в предыдущем исследовании.

В системе международных региональных организаций и оказывающих содействие в сотрудничестве между европейскими государствами важное место занимает Совет Европы, который был создан 5 мая 1949 года. Устав Совета Европы [6] подписали 10 европейских стран, а в дальнейшем присоединились к нему и другие государства. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств, население которых составляет более 800 млн. человек. В Совете Европы предусматривает также участие государств как участников партнерских программ — Алжир, Египет, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и другие.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» [7].

Устав Совета Европы (1949 г.) [6] в качестве целей определяет: укрепление мира, международного сотрудничества и единства между государствами-членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием и содействие их экономическому и социальному прогрессу, признание принципа верховенства права и принципа защиты прав и основных свобод человека и т. д.

В качестве органов Совета Европы функционируют: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Европейский Суд по правам человека, секретариат и другие. Комитет министров Совета Европы является руководящим органом и состоит из министров иностранных дел всех государств-членов и собирается на сессии один раз в год. Консультационным органом является Парламентская ассамблея Совета Европы (далее — ПАСЕ), которая состоит из представителей парламентов всех стран-членов, а государственные делегации должны включать представителей из всех партий, представленных в парламентах стран-членов.

При вступлении в Совет Европы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе соблюдать Устав Совета Европы (1949 г.), ратифицировать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколы к ней [8], что однозначно является положительным, так как предусматривало сотрудничество России в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах, а как следствие участие России в Европейской интеграции. Важное значение для России имела возможность граждан РФ обращаться с индивидуальными (групповыми) жалобами в Европейский Суд по правам человека и т. д. В связи с этим проводится мониторинг ПАСЕ выполнения Россией взятых обязательств. Под мониторингом ПАСЕ находятся и другие государства, вступившие в Совет Европы — Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдавия, Сербия и Украина.

Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколов к ней Россия ратифицировала 30 марта 1998 года [9], а в дальнейшем ратифицировала Рамочную Конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления, присоединилась также к Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и т. д.

Автор разделяет научный подход, что в России после ратификации указанных актов были заложены правовые основы для реализации норм и стандартов европейского права, которые должны быть реализованы в принимаемом российском законодательстве и других правовых актах.

За время участия в работе ПАСЕ представители российской делегации неоднократно выступали с докладами и отчетами о выполнении взятых Россией обязательств, о законодательной деятельности по реализации стандартов европейского права, проведении судебно-правовой реформы, по ситуации на Северном Кавказе и т. д. При этом на ПАСЕ часто принимались антироссийские резолюции.

Так, в 2009 году на ПАСЕ обсуждалась ситуация по военному конфликту, связанному с нападением вооруженных сил Грузии на Южную Осетию и была принята резолюция с грузинской поправкой, в которой осуждается признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, о соблюдении суверенитета и территориальной целостности Грузии, нерушимости ее границ. В 2012 году ПАСЕ в своей резолюции продлила процедуру мониторинга в России и при этом отметала, что в России нормативно не отменена смертная казнь, российские войска не выведены из Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, запрещается проведение гей-парадов и принимаются законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних и т. д. Еще более антироссийские резолюции на ПАСЕ были приняты в апреле 2014 года по ситуации на Украине, а именно «решительно осуждается российская военная агрессия и аннексия Крыма» и как «явное нарушение» международного права в части Устава ООН, Хельсинского акта ОБСЕ и основных правил Совета Европы; признала легитимность новых властей в Киеве; российская делегация за присоединение Россией Крыма была лишена права голоса в ассамблее, исключена из всех руководящих органов, а также участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ до конца года [10].

Автор разделяет научный подход, что в ПАСЕ представителями парламентов европейских стран применяются так называемых «двойные стандарты» в международном праве и тому примеры по ситуации в бывшей Югославии, связанной с ракетно-бомбовыми ударами НАТО г. Белграда и других городов Сербии в марте 1999 года, межэтническим конфликтом на территории Косово и других территориях бывшей Югославии и приведшим к «этническим чисткам» в отношении сербского населения, провозглашение независимости Косово и ее признание большинством стран Европы и т. д., которые не нашли соответствующей критической оценки в резолюциях ПАСЕ.

В 2015 году ПАСЕ лишила российскую делегацию права голоса и участия во всех органах и миссиях, что естественно предполагает отказ участия делегации в ее работе. Аналогичное решение в отношении российской делегации было принято ПАСЕ и в январе 2016 года, а как следствие делегация снова покинула ассамблею.

В Совете Европы предусматривается и межгосударственный судебный орган — Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ), действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) [6] (далее — Конвенция) и другими актами. Юрисдикция ЕСПЧ распространяется на государства-члены, входящие в Совет Европы и ратифицировавшие Конвенцию. Россия также ратифицировала Конвенцию, а поэтому на нее распространяется юрисдикция ЕСПЧ.

Вопрос о взаимодействии России и ЕСПЧ требует самостоятельного исследования, так как имеется достаточно большая практика обращения граждан РФ в этот межгосударственный судебный орган, в том числе есть проблемы с исполнением и соответствием принимаемых решений Конституции РФ, и решениям Конституционного Суда РФ.

В 1993 году на основе Европейского экономического сообщества было создано политическое и экономическое образование европейских государств, которое называется Европейский союз (далее — Евросоюз, ЕС). Россия не является членом Евросоюза и тому есть причины, которые автор этих строк не ставит перед собой для данного исследования.

В международном праве Евросоюз определяется как международное сообщество государств, сочетающее признаки международной (межгосударственной) организации и государства (так как имеются надгосударственные органы), однако формально не является ни тем, ни другим. В Евросоюз входят 28 государств — Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония, в которых проживает более 500 млн. населения и с долей в мировом ВВП около 23 %. Есть несколько Европейских государств, которые числятся кандидатами и ассоциированными членами — Албания, Македония, Молдавия и другие.

25 июня 1988 года между Европейским экономическим сообществом и СССР было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве, а между Евросоюзом и Россией соглашение о партнерстве и сотрудничестве — 24 июня 1994 года, которое вступило в силу 1 декабря 1997 года. В свою очередь первое заседание Совета сотрудничества Евросоюза и России состоялось 27 января 1998 года в Великобритании (г. Лондоне). Данное сотрудничество осуществляется, прежде всего, по экономическим вопросам, из ЕС поставляются оборудование, машины, товары широкого потребления и т. д., а из России — энергоресурсы, пищевая, химическая и металлургическая продукция, древесина и т. д.

Не осталось без внимания сотрудничество между Россией и ЕС на парламентском уровне. Представители российской парламентской делегации неоднократно выступали с докладами в Европарламенте по международно-европейским социально-гуманитарным, экологическим и иным проблемам, а делегации Европарламента в комитетах и комиссиях Федерального Собрания РФ. При этом Европарламент в 1999–2001 годы в адрес России принимал часто критические резолюции по ситуации на Северном Кавказе и другим вопросам.

В 2005 году между Россией и ЕС было подписано соглашение о стратегическом партнерство через формирование четырех общих пространств: экономического; внутренней безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования. Планировалось, что такое партнерство должно было привести к сближению экономик России и ЕС, сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом и незаконной миграцией и т. д. Как указывается в официальных источниках, объем экспорта товаров из России в ЕС в период с 2002 по 2012 год увеличился в 3,5 раза — с 64,5 до 213 млрд. евро, а по объему экспорта товаров в ЕС в 2012 году Россия опередила США и вышла на второе место [11].

В 2014 году в связи с ситуацией на Украине, как указывается в СМИ, Европарламент принял резолюции, в которых «решительно осуждает Российскую Федерацию за ведение необъявленной «гибридной войны» против Украины с использованием регулярных российских вооруженных сил и поддержкой незаконных вооруженных формирований», призвал ЕС переосмыслить отношения с Россией, отказаться от концепции стратегического партнерства, отменить запланированные соглашения с Россией в энергетической отрасли, в том числе по газопроводу Южный поток [12] и т. д. Позиция ЕС и Европарламента по сотрудничеству с Россией не изменилась и в настоящее время.

В 2014 году по инициативе руководства США и с целью международной изоляции России были введены экономические, индивидуальные (в отношении конкретных российских лиц и организаций) и иные санкции, к которым присоединился ЕС, страны «Большой семерки» и некоторые другие государства. Введение санкций против России обосновывались в связи с присоединением Крыма к России, провозглашением на территории Донбасса Донецкой и Луганской народных республик, как пророссийских, а затем и «оккупированных Россией», и военным конфликтом на Донбассе. Естественно, это не могло не вызвать ответных мер со стороны России с введением соответствующих санкций.

Как следует из материалов СМИ, по мнению одних экспертов санкции стали одной из причин финансового кризиса в России, а, по мнению других экспертов, причиной кризиса были не санкции, а снижение цен на нефть. При этом все эксперты одинаковы в оценке, что ЕС испытывает негативные последствия, как от своих санкций, так и от ответных действий России [13].

Следует также обратить внимание на новые проблемы в международных отношениях, которые инициирует ЕС в отношении России.

Так, 14 марта 2016 года главы министерств иностранных дел ЕС приняли 5 принципов построения международных отношений с Россией, а именно: 1) полная имплементация минских соглашений как ключевой элемент любого изменения в отношениях с Россией; 2) укрепление связей с общими соседями; 3) увеличение устойчивости ЕС в области энергетической безопасности и т. д.; 4) необходимость «избирательного взаимодействия» с Россией по вопросам внешней политики — ситуации вокруг Ирана, КНДР, Сирии, по миграции и противодействию терроризму и т. д.; 5) желание поддержать российское гражданское общество [14] (по мнению автора, имеется в виду поддержка представителей российских оппозиционных движений, например, проведение семинара в феврале 2016 года в Литве (г. Вильнюс) с названием «Подготовка наблюдателей»; для каких целей проводился семинар понятно, что это связано с подготовкой к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания РФ).

Еще дальше пошел ЕС в части ухудшения международных отношений с Россией 18 марта 2016 года. Как известно в России в это время отмечалась вторая годовщина присоединения Крыма к России. При этом ЕС выступил с заявлением, осуждающим присоединение Крыма к России, считающим вхождение Крыма в состав России «нарушением международного права» и «прямым вызовом международной безопасности», а также призвал страны-члены ООН присоединиться к санкциям против России [15].

Автор разделяет научный подход, что в настоящее время в международных отношениях между Россией и ЕС имеются значительные проблемы, которые инициированы ЕС. Поэтому взаимодействие и сотрудничество России с ЕС переживает не лучшие времена по многим направлениям, и прежде всего в усилении напряженности и противопоставлении инициативам и подходам России по разрешению ситуации в Сирии и на Украине, причин малоэффективных политических и социально-экономических мер, связанных с захлестнувшим Европу потоком беженцев из Сирии, Ирака, Ливии, Афганистана и других стран Азии и Африки. Такое состояние международных отношений между Россией и ЕС приводит также к сокращению экономического и социально-гуманитарного сотрудничества, существенному снижению торгово-товарного оборота, что может быть выгодно только для США.

Что касается внешней политики России по указанным проблемам и ее возможного изменения в сторону зависимости от США, НАТО и ЕС, то она основывается на безусловном соблюдении всеми государствами принципов и норм международного права, исключении из международной практики «двойных стандартов и подходов» (что достаточно часто имеет место в практике США и ЕС), и как следствие остается последовательной, конструктивной и направленной на поддержание мира и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества государств и международных организаций на Европейском и всем мировом пространстве.

Россия принимает участие и в таких региональных европейских организациях как Совет государств Балтийского моря (далее — СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (далее — ЧЭС). СГБМ был основан в 1991 году, а ЧЭС — в 1992 году и целью этих организаций является сотрудничество в политических, экономических, социально-гуманитарных, культурно-туристических, экологических и иных сферах.

Как известно из отечественной истории XX века, 8 декабря 1991 года главами государств России (Б. Ельцин), Белоруссии (С. Шушкевич) и Украины (Л. Кравчук) с целью сохранения и развития экономического и политического сотрудничества на пространстве бывших союзных республик СССР было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств («Беловежское соглашение») [16] (далее — СНГ). 21 декабря 1991 года главы 11 государств (из числа бывших союзных республик СССР) Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины подписали Протокол к Соглашению и Декларацию. В 1993 году к учредительным документам СНГ присоединилась Грузия.

На основании Устава СНГ и Декларации предусматривалось, что СНГ не является государством или надгосударственным образованием, не обладает СНГ и наднациональными полномочиями. Тем самым СНГ является международной межправительственной организацией, имеющей координационный характер, членство в которой основано на началах суверенного равенства государств и с правом свободного выхода из организации. Основными целями СНГ определены: сотрудничество в политической, экономической и иных сферах; общая таможенная политика; свободное передвижение граждан на ее пространстве; оборонная политика и охрана внешних границ; согласованная политика в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружением; строительство вооруженных сил, создание коллективных сил по поддержанию мира; мирное урегулирование споров и другие.

Учитывая данные обстоятельства, международное сотрудничество на пространстве СНГ взаимовыгодно как для России, так и других государств-членов СНГ, а поэтому в рамках содружества заключено более 1000 многосторонних и двусторонних договоров.

К числу наиболее важных договоров в политической и экономической сферах, подписанных государствами-членами СНГ, следует отнести: Соглашение о правовом статусе границ СНГ (1991 г.), Договор о коллективной безопасности (1992 г.), Соглашение о принципах таможенной политики (1992 г.), Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств СНГ (1994 г.), Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), Соглашение о создании зоны свободной торговли (1994 г.), Концепция коллективной безопасности (1995 г.), Концепция об охране границ государств-участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество (1996 г.), Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (1999 г.) и другие.

В качестве основных органов СНГ функционируют: Совет глав государств, Совет глав правительств, Исполнительный комитет, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Совет министров обороны, Совет министров внутренних дел, Совет командующих пограничными войсками, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Межпарламентская ассамблея, Экономический Суд, Антитеррористический центр государств СНГ и другие. В системе управления СНГ предусматриваются также около 50 специализированных органов, которые обеспечивают координацию деятельности ведомств государств-членов СНГ по отдельным направлениям взаимодействия и сотрудничества.

Как указывается в СМИ и специальной литературе, СНГ имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами, что заставляет лидеров государств-членов СНГ искать альтернативные интеграционные модели сотрудничества. Тем самым на пространстве СНГ сформировались несколько новых организаций с более конкретными общими целями и направлениями скоординированного сотрудничества.

К числу таких организаций, которые основываются на более заинтересованном двухстороннем сотрудничестве на постсоветском пространстве между Россией и Белоруссией является подписание 2 апреля 1997 года главами государств России (Б. Ельцин) и Белоруссии (А. Лукашенко) Договора о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 года — Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии [17]. На основании этого договора было создано Союзное государство России и Белоруссии (далее — Союзное государство), которое предусматривало поэтапную организацию единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, правового, гуманитарного и культурного пространства. Но с 2010 года между главами государств России и Белоруссии отношения осложнились, что привело к практической остановке межгосударственной интеграции.

25 февраля 2016 года Президент РФ В. Путин посетит Белоруссию с рабочим визитом, где встретился с Президентом Белоруссии А. Лукашенко, а также участвовал в заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. В ходе заседания были приняты бюджет Союзного государства на 2016 год, утверждена Программа согласованных действий в области внешней политики на 2016–2017 годы, обсуждены итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за прошлый год и ряд других двусторонних вопросов [18]. Данная встреча позволяет говорить о дальнейшем развитии сотрудничества России и Белоруссии в рамках Союзного государства.

В научной литературе и СМИ много пишется о жизнеспособности СНГ на постсоветском пространстве. Так, Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [19, с. 59].

Но есть и другой подход в части СНГ, что при распаде СССР планировалось создание конфедеративного Союза Суверенных Государств, но проект реализован не был, а было создано малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств [20].

Автор разделяет научный подход, что для России имеет стратегическое значение участие в СНГ и Союзном государстве, а также важное политическое и экономическое значение участие в Европейской интеграции. При этом Россия проводит взвешенную, последовательную, конструктивную и независимую политику с целью устранения однополярного мира, противостояния политическому влиянию США, НАТО и ЕС, активно осуществляет взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах с большинством государств и международных организаций, как на Европейском, так и на всем мировом пространстве.

Таким образом, данное исследование представляет собой анализ общетеоретических положений и материалов из СМИ, а также научных подходов об участии России в международных организациях и авторского понимания о взаимодействии и сотрудничестве России с европейскими международными организациями — ОБСЕ, Совет Европы, ЕС, СНГ, Союзное государство и другими.

Литература:

  1. См.: Зуева К. ОБСЕ: вчера, сегодня, завтра // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 4. — С. 39–46; МИД РФ: Совет Европы должен функционировать без «двойных стандартов» // Российская газета. 24.02.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2016/02/24/mid-rf-sovet-evropy-dolzhen-funkcionirovat-bez-dvojnyh-standartov.html (дата обращения: 20.03.2016); Россия и Евросоюз // Российская газета. 11.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2016/03/11/glavy-mid-es-reshili-vyiasnit-otnosheniia-mezhdu-soboj-iz-za-rossii.html (дата обращения: 20.03.2016) и др.
  2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, с измен. от 16.09.2005) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 20.03.2016).
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24.10.1970) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles (дата обращения: 20.03.2016).
  4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=INT&n=15395&req=doc (дата обращения: 20.03.2016).
  5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 № 29-ФЗ) «О международных договорах Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9012279 (дата обращения: 20.03.2016).
  6. Устав Совета Европы (Подписан в г. Лондоне 05.05.1949) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901954 (дата обращения: 20.03.2016).
  7. Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=15675 (дата обращения: 20.03.2016).
  8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4.11.1950) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_29160/ (дата обращения: 20.03.2016).
  9. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 20.03.2016).
  10. Каталог NEWSru.com: Резолюция ПАСЕ по Украине: Крым «аннексирован», аргументы России «не соответствуют действительности» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.newsru.com/world/09apr2014/paserez.html (дата обращения: 20.03.2016).
  11. Экспорт из России в Европейский союз — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения: 20.03.2016).
  12. Европарламент принял резолюцию с критикой России — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://korrespondent.net/ukraine/politics/3420644-evroparlament-prynial-rezoluitsyui-s-krytykoi-rossyy (дата обращения: 20.03.2016).
  13. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.03.2016).
  14. Главы МИД ЕС приняли пять принципов построения отношения с Россией.14.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160314/1389738298.html (дата обращения: 20.03.2016).
  15. Евросоюз призвал страны ООН присоединиться к санкциям против России. 18.03.2016 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160318/1392180048.html (дата обращения: 20.03.2016).
  16. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Заключено 08.12.1991) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900745 (дата обращения: 20.03.2016).
  17. Договор между Российской Федерации и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» (Подписан в г. Москве 08.12.1999) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=25282 (дата обращения: 20.03.2016).
  18. INTERFAX.RU. 25.02.2016. Президент России Владимир Путин 25 февраля посетит Белоруссию с рабочим визитом … — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/496048 (дата обращения: 20.03.2016).
  19. Кондратов Д. Торгово-экономическое сотрудничество на пространстве СНГ: возможности расширения // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 59–64.
  20. Распад СССР и образование СНГ. Современные международные отношения и Мировая политика, 2004 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://freebooks.site/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/raspad-sssr-obrazovanie-24576.html (дата обращения: 20.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle