Библиографическое описание:

Умиралиев М. М., Тунгатаева А. М., Шуленбаева А. Р., Жетписбаева Б. У. Активизация восприятия студентов при изображении объемной формы в процессе обучения рисунку // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1048-1051.



В данной статье рассматриваются приемы воспроизведения предметов с натуры, по памяти, по представлению.

Ключевые слова: рисунок, форма,конструкция, фигура, изобразительное творчество, абитуриент.

Рисование — способ познания окружающего мира, этому предмету уделяется значительное количество учебных часов. Те же ребята, которые испытывают потребность в самовыражении через рисунок, занимаются дополнительно в студиях, в художественных школах, на факультативных занятиях. Часто природные способности подталкивают подростков к выбору профессии, соприкасающейся с изобразительным творчеством. Одной из таких профессий является архитектура.

Требования к уровню рисования у абитуриентов, а в последующем и у студентов архитектурных вузов, значительно отличаются от того, что может дать обычная художественная школа. Вопрос состоит в самом подходе к обучению рисованию. Если для общего образования главными целями являются раскрытие творческого потенциала и воспитание эстетических качеств ребенка, то профессиональная подготовка по рисунку для архитекторов ориентирована на предстоящую деятельность.

Рисунок представляет собой единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в этой области. А это возможно только тогда, когда в процессе учебного рисунка активно включены в работу мыслительные процессы. Невозможно овладеть грамотным рисунком, не обладая этими качествами.

Для того чтобы научиться верно изображать предметы с натуры, студентам необходимо иметь представление об их форме, объеме и конструкции. Эти сведения помогут в дальнейшем решать учебные задачи при работе над рисунком, позволят лучше понять и разобраться в строении объемных форм в пространстве при изображении природных форм. В противном случае студенты могут перейти к механическому и бездумному копированию.

Главная задача при обучении рисунку — научиться видеть объемную форму изображаемой модели и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги. В природе невозможно представить какое-либо тело, имеющее абстрактную форму, например пустоту. Под формой предмета следует понимать геометрическую сущность поверхности предмета, характеризующую его внешний вид. Всякий предмет или объект в природе имеет определенную форму. Следовательно, любой предмет есть форма, а форма подразумевает объем. Эти два понятия — форма и объем неразрывно взаимосвязаны, составляют единое целое и раздельно в природе не существуют.

Объем предмета — это трехмерная величина, которая ограничена в пространстве различными по форме поверхностями (любые предметы имеют высоту, ширину и длину). Чувство формы является результатом зрительного опыта рисующего, с одной стороны, и его деятельности в пластическом материале рисунка — с другой. Эти связи реализуются в едином ряду зависимостей, которые, в свою очередь, связаны определенными соотношениями. Форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, его внешний вид или внешние очертания. Так, например, форма туловища человека может быть представлена в виде нескольких геометрических форм. Однако четких очертаний геометрические формы в туловище человека не имеют, в нем присутствуют углубления, выступы и другие отклонения, которые мешают рисовальщикам увидеть эти геометрические тела в живой форме. Тем не менее, при внимательном анализе пластических форм туловища просматривается его геометрическая сущность. Применяя эти геометрические формы при построении фигуры человека, конкретизируя и обобщая имеющиеся отклонения, можно придать фигуре реальные очертания.

Членение целого на отдельные части или приведение частей к целому связано с такими понятиями, как структура и конструкция. Н. Н. Волков считает, что структура как целое состоит из закономерно связанных частей, которые в отличие от случайных кусков мы будем называть компонентами или элементами целого. Структура определяется единым характером связей между элементами, единым законом формообразования. Структура необязательно представляет собой завершенное целое. Изображение может быть продолжено, оставаясь структурно тем же. Элементы структуры, вообще говоря, могут меняться. Важен лишь общий характер связей между ними, общий «принцип формообразования» [1, с.22].

Говоря о конструкции, мы имеем в виду тип структуры, элементы которой связаны между собой функциональными связями. Конструкция может быть как открытой, незамкнутой, так и закрытой, замкнутой. Конструктивные связи есть в любых структурах, выполняющих заданные функции. Конструкцию следует рассматривать как структуру с особым характером связей между целым и его компонентами. Элементы конструкции связаны с целым и между собой функционально.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления. Известно, что мышление — это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретенные теоретические знания. [1,2, с.10]

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Обобщенность присуща образам, представлениям и даже восприятиям и всегда ограничена наглядностью. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств информация поступает в мозг. Деятельность мышления является наиболее сложной формой переработки информации. Решая мыслительные задачи, человек делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или его признака, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение изобразительных задач, вопросов, проблем, которые постоянно возникают перед рисующим. Решение последовательных изобразительных задач всегда должно дать рисовальщику новые знания об изучаемой модели. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания. Мыслительный процесс — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Осмысливая внешние очертания предметов, необходимо также осмыслить и сущность их внутреннего строения, конструкцию формы и связь отдельных элементов, составляющих ту или иную форму. Конструкция предмета, как правило, определяет характер его формы. В учебном рисунке понятие конструкции формы приобретает особое значение с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры, внешнего пластического строения. Это позволяет студентам более осознанно подходить к работе над рисунком.

От структуры строения предмета во многом зависят приемы построения его формы на плоскости. Поэтому, анализируя форму предмета, как бы она ни была сложна на первый взгляд, прежде всего, необходимо проникнуть в сущность его внутреннего строения, не отвлекаясь на мелкие детали, мешающие понять геометрическую основу его конструкции. Это позволит студентам получить более полную информацию о предмете и осознанно выполнить рисунок. Только после этого можно приступить к решению изобразительных задач и свободно, уверенно рисовать как с натуры, так и по воображению, что чрезвычайно важно для профессиональной творческой деятельности. Для лучшего понимания конструкции предметов и приобретения навыков грамотного изображения их формы, необходимо вспомнить понятия о точках, линиях и объемных формах. [2, с.15]

Активизация мышления выражается в постепенном расширении содержания воспринимаемого материала, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности. Одновременно усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы. На каждом этапе работы над рисунком мышление имеет свои особенности. Мышление на стадии начального восприятия модели выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: понять положение предмета в пространстве его размеры и т. п.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. На третьем уровне происходит полное овладение понятием. Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагога в этом направлении. Полное и свободное овладение рисунком возможно лишь после приобретения необходимых знаний и навыков путем постепенного изучения натуры, выполнения целого ряда упражнений.

Рисование объемных фигур в различном пространственном положении является сложным заданием. Попытка запечатлеть подвижную модель, не имея на то достаточного опыта, в набросках и зарисовках, чрезвычайно затруднена. При рисовании пространственных фигур основная цель заключается в передаче характера движения, разумеется, с учетом всего материала, усвоенного из предыдущих упражнений. Выполняя наброски, нужно цельно видеть подвижную модель. Любая попытка запечатлеть натуру в таком движении по частям будет неудачной. Не выработав в себе определенные качества целостного восприятия натуры, невозможно запечатлеть

Модель, соблюдая ее пространственное положение с учетом законов перспективы.

Одним из важных упражнений при овладении учебным рисунком является рисование по памяти и по представлению, которое дает возможность контролировать ход работы над рисунком с натуры. Кроме того, оно способствует воспитанию самооценки и является хорошим способом для применения полученных знаний и умений, прежде всего, в области анатомии, перспективы, пропорции, а также проверки умения подмечать характерные признаки, быстро и лаконично выражать графически конструктивную сущность предмета в разнообразных положениях. Такое рисование способствует развитию зрительной памяти, логики, воображения, что особенно важно для творческого начала. Поэтому рисование по памяти необходимо вводить как обязательное упражнение в конце каждой постановки, в особенности при рисовании сложной формы (фигуры человека). Разумеется, такие упражнения должны быть основаны, прежде всего, на непосредственном изучении и рисовании натурных предметов. Развивать эти навыки следует практически с первых дней обучения рисунку, в той же последовательности, что и при выполнении основных учебных заданий, т. е. по принципу «от простого к сложному».

Рисование по памяти считается неотъемлемой частью всего процесса обучения. Рисуя по памяти и по представлению, студенты познают логику строения архитектурных объектов или человеческого тела, механику их движения и конструктивную связь частей и целого. Систематические упражнения в рисовании по памяти развивают аналитическое мышление, дают возможность отличать механическую работу от осознанной, выявлять те или иные ошибки, допущенные в рисунках, выполненных ранее с натуры, позволяют видеть и запоминать главное и существенное. Основное в подобных упражнениях — это связь памяти с натурной моделью, что вовсе не означает механического повторения или воспроизведения ранее выполненного рисунка. В рисунке по памяти или по представлению необходимо отобразить суть модели, т. е. общие, типичные закономерности ее строения, подкрепленные знанием анатомии, логической и конструктивной основы. [2,3, с.40]

В заключение следует отметить, что рисование по памяти является чрезвычайно сложной задачей не только для начинающих, но зачастую и для опытных рисовальщиков. Обучение академическому рисунку обязательно включает в себя и занятия набросками. В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал и, в то же время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Выбор вида наброска зависит от стоящих перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом.

Исходя из вышесказанного, можно отметить тот факт, что чем сложнее форма предмета, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. Анализ не ограничивается одним наблюдением, он требует активного участия сознания, мышления, памяти. [3, с.32]

Литература:

  1. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. –508 с.; ил.
  2. Ли Н. Основы учебного рисунка. 2007г.
  3. Анисимов Н. Н. Основы рисования. Учебник для студентов строительных специальностей. М., Стройиздат, 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle