Библиографическое описание:

Ахмедов С. Н. Семантика некоторых оронимов // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1079-1081.



Топонимы Джизакской области, то есть горы, ущелья, зовы (прямые скалистые горы), кашка (тропы на верх), таг (об) (место близкое к воде), шивари (место где в результате постоянной протекания малой воды, возникло маленькое болото), перевалы Бахмала, Заамина, Фариша, Галляарала, Зафарабада пока не изучены.

Как отмечает учёный топонимовед С.Караев названия таких мест встречаются в древних тюркских письменных памятниках, а именно в памятниках Тунюкук, Билга хакан, Култегин, в произведении Махмуда Кашгари «Девону лугатит тюрк».

Как подчёркивают учёные древности, самую большую часть топонимов Узбекистана составляют этнотопонимы, то есть топонимы, связанные с названиями различных наций, народов, племён и сородичей. Действительно, в Бахмальском районе проживают племена, принадлежащие представителям 92 узбекских племён.

Топонимы Джизакской области в частности, не изучены ойконимы связанные с названиями животных. Скажем, у названия каждого ущелья, ручья, вершины горного хребта “Ойкор” существуют известные причины. Одна часть ущелий, входящих в состав горного хребта “Ойкор” называется животными названиями. Например, Играющий волк. Это слово состоит из двух самостоятельных содержательных слов, то есть волк самое сильное, ловкое, свирепое животное, слово играющий в значении свободно ходить, быть хозяином определённой территории. Эта гора находится в средней части горного хребта “Ойкор”, где можно переходить к ущельям Какрали, Куюнди, Уйбодом, Сорок девиц. Место где ёлки густые, удобное пастбище для хода скота. Название этому месту дали предки чабанов. Ёлки, клёны и пишо этих мест густые, из-за того что ёлки растут приземисто, для волков выполняли роль естественной засады. И поэтому волчья стая рыскала в этом месте круглый год, здесь и размножались.

Дороги, выводящие к ущельям и ручьям горного хребта “Ойкор” проходят через кишлаки Жумжум ота, Боги мазар ота, Новка ота, со стороны заката Зархона, Каттасай, Сарик тунг, Латтабанд. Дорога, выводящая к центральным ущельям горного хребта “Ойкор” считается дорога Каттасой. Ширина ручья примерно 1 км. По дороге, ведущей к ущелью Олчали, Ражаб кийки, Бури уйнар, гора Исмат Каттасоя есть кишлак, данный кишлак тоже Каттасой, то есть называется Каттасайцы. По середине сай проходит вода, приходящая со всех ущелий горного хребта “Ойкор”. Эта вода с приходом к кишлаку Йулдошбой разделяется надвое. Одна часть воды проходит через кишлак Йулдошбой обеспечивает водой население кишлаков Жарбулок уяси, Оламон, Тайлоксой, Туякли. Вторая часть воды обеспечивает водой кишлаки Килтасой, Мирза эсаги, Янги кишлак, Урой.

Кийик мазар (мазар означает место закапывания людей) находится на больших холмах со стороны заката кишлака Каттасой. По преданиям старцев двое молодых нашли здесь остановку (откуда пришли неизвестно). Летом строят для себя жилище, для зимовки запасаются дровами и позже занимаются животноводством, земледелием... В один из тёплых весенних дней появляется олень, долго гуляет вокруг кишлака. В один из дней на песчаном месте окраины кишлака олень копает копытцами, и там появляется вода и позже она превращается в большой родник.

Олень приходил каждую весну, сдружился с детьми, населением кишлака. А зимой исчезал. В один из весенних дней незнакомый охотник тяжело ранил оленя, гулявшего на поляне. Гонит раненного оленя в кишлак. При подходе в роднику олень исчезает. Увидевший это население кишлака наказывают охотника. Так как каждую весну население кишлака с нетерпением ждали прихода оленя, они считали его приход достатком. Население кишлака похоронило оленя в эту возвышенность. Сколько времени этому никто не знает. С тех пор эту возвышенность называют Кийик мазар (могила Оленя).

Какликлисой. Это место расположено в ущелье примыкания гор Гов кутон, Куюнди, Биркап горного хребта “Ойкор”. В этом ущелье растёт смородина, балдиргон, киврай, ёлка и другие дикие деревья. Для питания кекликов в ущелье много нужного, из-за хорошей возможности для охоты на кекликов охотников в этом ущелье (кеклики в этом месте высиживают яйца и размножаются) это место местные назвали какликлисой.

Айиклидара. Известно, что у многих горных хребтов есть такие ущелья как Айиклидара, Капландара, Илонлидара. Подобно этому и в горном хребте “Ойкор” существует Айиклидара. Обычно медведи как волки или олени не бывают во всех ущельях. Обитает в местах где растёт дикое яблоко, боярышник, алыча, дикий орех, дикая миндаль. По словам старого чабана Хамракул бобо медведи встерчаются в западной стороне горного хребта “Ойкор”, то есть вокруг гор Куюнди и Арчали. Из плодов, растущих на горе, медведь делает для себя запас пищи. Когда очень голодный, может унести из овчарни упитанных овец. В таких случаях он может напрямую наступать в овчарню и пастбище. Справедливое и умное животное. Не всегда ставит под угрозу овчарню как волки. За те пятьдесят пять лет чабанства отахона, может вспомнить за эти годы два раза, то есть когда зима длится дольше медведи приходили в овчарню и пастбище.

Илонлисой. Это место где соединяются горы Латтабанд и Бури уйнар горного хребта “Ойкор”. В целом, в горах Бахмальского района встерчаются змеи различного вида. По словам местного населения, в этих горах встречаются змеи длиной 3–4 метра, с диаметром 30–40 см. Также, по словам местного населения, в этом ущелье могут быть много змей. В жаркие летние дни эти змеи спускаются стаями к водопою. Поэтому это место называют змеиным ущельем.

Много встречаются и оронимов в названиях плодовых деревьев, растений горного хребта “Ойкор”.

Уйбодом. Это место находится после горы Бури уйнар, это гора соединяется с горами Таджикистана. По дороге через гору Уйбодом раньше люди ходили в гости в Таджикистан. Скот кишлаков Йулдошбой, Калтабой паслись на пастбищах Уйбодом. Единственная причина такого названия этой горы в том, что в этой горе очень много миндаля с горькой и сладкой косточкой. Раньше люди обеих сторон запасались косточками миндаля с этих мест, готовили миндальное масло в маслобойнях.

Каврайлисой. Хотя в водных ложбинах горного хребта “Ойкор” это растение встречается, а в ложбине Алыча они растут очень много. И поэтому эту ложбину называют Каврайлисой. Это растение считается целебным. По словам Усматцев, это растение помогает лечить кровеносное давление, дизентерию. Это растение нужно употреблять в марте, апреле месяце. И если употреблять, то сердцевину, находящуюся между листьев. После увеличения сердцевины употребление усложняется.

Алычали. Эта гора расположена в стороне заката горного хребта “Ойкор”. Разделяет от других гор части такие как Говкутон, Куюнди, Иргайли, Яккакутон горного хребта “Ойкор”. Здесь проходит главная дорога, ведущая к горам Исмат тог, Ражаб кайки, Бури уйнар, Учкул. Настолько много смородины, алычи, что кажется неисчерпаемым. И поэтому усматцы называют эту гору алычали.

Какрали. К этой горе можно пройти через горы Ражаб, Бир кап. В отличии от остальных гор эта гора состоит из крутых склонов, где в большом количестве растёт Какрали (растение). Рост этого растения доходит до 30–40 см и разветвляется. В августе это растение поспевает. Очень горькое. После созревания его хорошо употребляет скот. Это растение считается лечебным для печени, почек, желчного пузыря скота. Оно растёт и на равнинах. Бахмальцы это растение запасают на зиму для скота. Значит, в этом место какра довольно много и название этой горы Какрали

В заключение можно сказать что надо изучать и научно, и монографически оронимы, связанные с терминами человеческих имён, животных, растений, организмов человека, разных цветов, религиозных понятий горного хребта “Ойкор” Бахмальского района.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle