Библиографическое описание:

Незаметдинова Ю. Р., Макеева С. О. Межпредметные связи как дидактическое средство повышения эффективности на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 61-62.




Работа посвящена исследованию межпредметных связей как дидактическому средству повышения эффективности урока ИЯ. Межпредметные связи представляют собой интеграцию знаний двух предметов, согласованность учебных программ, в своем единстве представляющую общую цель [1]. В нашем исследовании мы изучили такие научные феномены, как «межпредметные связи» и «элективный курс» в рамках школы, в результате чего интегрировали предметы «Иностранный язык» и «История» через создание межпредметного элективного курса «Иностранный язык в исторических условиях».

Межпредметная связь является актуальной в наши дни, поскольку, отталкиваясь не только от традиционных, но и современных задач образования, мы говорим о восприятии учащимися целостной картины мира, в то время как учебный процесс на практике стоит преимущественно на предметной основе. К тому же в условиях интеграции предметов в процессе обучения легче создать проблемные ситуации, эмоционально-психологические установки. Интегрированные уроки расширяют содержательный план обучения иностранному языку и ведут к формированию и развитию более широких интересов учащихся, их склонностей и способностей к различным видам деятельности.

Закономерно определяется задача учителя, которая состоит в отборе учебного и методического материала, разработке целостной серии уроков смежных предметов, а также определении наиболее эффективного способа проверки освоения новой учебной программы, которая может быть посвящена как определенной теме в рамках одного предмета, так и представлять новую информацию. Обязательным является опора на ФГОС и психолого-педагогические характеристики учащихся.

Мы разработали для 6 классов элективный курс на английском языке, используя исторический материал. Знание прошлого позволяет учащимся лучше понять настоящее. Мы использовали аутентичные тексты для учащихся, адаптировав их под соответствующий уровень сформированности знаний и умений. С этой целью было проведено вступительное и итоговое тестирование по материалу элективного курса. По своей структуре курс относится к модульным, в которых каждый учебный модуль посвящен определенной теме. Основная цель курса – развитие коммуникативной социо–культурной компетентности учащихся, в совокупности с формированием устойчивого интереса учащихся к историческим фактам общественной жизни посредством английского языка.

Курс не является дублированием предмета «История» в школе, а является его дополнением повсеместно с предметом «Иностранный язык». Заосновумывзялитакиетемыдляизучения,как: «History through English», «Christmas time», «Criminals. Beware!», «Entertainment », «Myths and Legends», «The history of Marriage», «War Reasons», «What is Religion?», «Women rights», «My own History». Выбранные темы обусловлены результатами опроса учащихся.

Элективный курс рассчитан на 18 занятий с группой 13 человек, которые проводились на постоянной основе два раза в месяц в течение учебного года. На изучение каждой темы отводилось два урока, по окончании которых учащиеся представили проекты или иные творческие задания. В конце каждого урока мы применяли прием «Лестница успеха» для рефлексии учащимися своей деятельности на каждом этапе деятельности (задания). Курс построен на разнообразных типах упражнений.

В качестве критерия успешности прохождения данного элективного курса учащимся необходимо присутствие, активная работа, сдача обязательных проектов. Система оценивания – балльная. Курс считался «зачтенным», если учащийся посетил не менее 80% уроков.

По окончании элективного курса мы выставили ряд оценок по предметам «Иностранный язык» и «История» по предварительной договоренности с учителями-предметниками.

Мы можем с уверенностью сказать, что разработанный нами элективный курс «Английский в «исторических» условиях» эффективен; уровень посещаемости, активности учащихся на уроках и стабильное выполнение заданий говорят о том, что учащиеся были заинтересованы в учебной программе, прилагали усилия в освоении нового материала.

В перспективе мы намерены использовать результаты нашего исследования для дальнейшего создания авторской учебной программы, совершенствуя ее содержательную и методическую части.

Литература:

  1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 255 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle