Библиографическое описание:

Козлов В. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 119-122.



Эстетическое воспитание (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным или возвышенным.

Под эстетическим воспитанием в широком смысле подразумевается создание у школьников представлений о красивом в природе, в поведении людей, в приобщении их к художественному творчеству, в развитии способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в реальной действительности и в произведениях искусства.

Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Эстетическое чувство проявляется в виде восхищения, наслаждения прекрасным в природе, в обществе, в человеке, в искусстве, которое вызывает в нашем сознании ощущение бескорыстной радости, желание самосовершенствоваться. Напротив, безобразное в природе, в обществе, в человеке, в искусстве вызывает противоположные, отрицательные переживания, стремление усовершенствовать окружающее.

Восприятие красоты природы должно быть связано с ее научным познанием, развитием интереса к природе, науке, труду, окружающей жизни. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, восприимчивость к природе, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, например обыкновенной жабы, гадюки, кобры, хищников, жуков и др. Это объясняется тем, что на уроках, во время беседы, учитель не только обращает внимание на внешнюю красоту или иной облик, но и постоянно развивает у учащихся умение видеть скрытую красоту и гармонию — пропорциональность и изящество форм тела, образ жизни, приспособленность организмов к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами, со средой и др. Особенно много такого материала о жизни животных — красота звуков (пение птиц, шум леса, журчание ручья), изящество движений, взаимоотношения с детенышами и пр.

Немаловажную роль играет обучение изобразительному искусству в эстетическом воспитании молодежи: формирует и развивает способности воспринимать и оценивать явления действительности, в том числе произведения искусства и поступки людей как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические, т. е. подходить к явлениям общественной жизни с эстетических позиций, определяемых в конечном итоге социальными взглядами и убеждениями.

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и др. Большая роль в этом принадлежит занятиям литературой, историей, рисованием.

Перечисленные задачи эстетического воспитания учащихся решаются на протяжении всего обучения изобразительному искусству. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Изучение изобразительного искусства непосредственно связано с эстетическим восприятием красот природы, что имеет глубокое воспитывающее и познавательное значение. В процессе эстетического воспитания некоторые учителя обращаются к живописи, графике, скульптуре, литературе, видеозаписям, фотографиям, музыке, фольклору и др., используя их для демонстрации объектов природы.

Эстетическое чувство восприятия природы связано с познанием, развитием интереса к природе, и, в конечном счете, с любовью к Родине. Это отмечают виднейшие педагоги и методисты. Эстетическое воспитание — это не только созерцание и любование красотой природы, прекрасными вещами, произведениями искусства, это не только индивидуальное наслаждение, но и отношение к природе, труду, окружающей жизни, искусству.

Прекрасное в искусстве имеет своим источником прекрасное в природе и есть подражание ему и идеализация. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться самыми простыми и незатейливыми предметами.

Эстетическое воспитание не может быть действенным и правильным, если все внимание сосредоточится только на любовании красивыми объектами природы.

Общей целью эстетического воспитания является целенаправленное развитие способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку художественных представлений, взглядов и убеждений, а также формирование эстетической чуткости и вкуса.

Задачи эстетического воспитания — научить:

– видеть и познавать красивое, различать красивое и некрасивое, тем самым связывая эстетику с познанием;

– создавать и охранять красивое в природе, труде, вокруг себя — в быту личном и общественном, связывая эстетику с культурой труда и быта;

– поступать красиво, связывая эстетику с этикой.

Эстетическое восприятие жизни и воздействие на окружающую жизнь должно стать естественной потребностью человека. Но такая потребность может возникнуть, окрепнуть и развиться только при планомерном систематическом воспитании с детских лет. Чувство красоты заключается не только в восприятии красивых предметов, в организации окружающих человека условий жизни, но и в поступках, в поведении его. Эстетика тесно связана с этикой. Мы различаем красивые и некрасивые, неблаговидные поступки.

Основными задачами эстетического воспитания являются формирование умений обнаруживать и познавать красивое, различать красивое и некрасивое, сочетая эстетику с познанием, создавать и охранять красивое в природе, труде, в быту, личном и общественном, сочетая эстетику с культурой труда и быта, обнаруживать в непривлекательных объектах гармонию и признаки привлекательности.

В процессе преподавания изобразительного искусства эстетическое воспитание может быть многогранным и проводиться планомерно во всех формах общения учащихся с произведениями искусства и собственного изобразительного творчества.

Воспитание эстетического чувства осуществляется на экскурсиях в природу, в художественный музей, в собственных художественно-творческих работах.

Порядок, уют, красота должны быть в кабинете изобразительного искусства.

Учителя изобразительного искусства используют при возможности репродукции картин для знакомства учащихся с художественным изображением природы. Это своего рода подготовка к восприятию красот природы на последующих экскурсиях весной и осенью.

Элементы эстетического воспитания широко используются на внеклассных занятиях, в организации выставок и художественных вечеров. На вечерах доклады учащихся сменяются декламацией стихотворений, музыкой, пением, демонстрацией кадров кино и картин с помощью мультимедийного проектора.

Все это способствует воспитанию эстетических чувств у детей, вызывает интерес к природе, к занятиям искусством и чтению научно-художественных произведений.

На помощь учителю могут прийти красоты природы, живопись, поэзия и, главное, художники пейзажисты, у которых надо учиться видеть прекрасное в природе.

Эстетическое воспитание сопутствует и способствует воспитанию культуры труда. Изделие должно быть красивым, результат работы изящно оформленным. Сами по себе труд, работа, действие могут быть тоже красивыми.

Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой, которая как составная часть культуры духовной предполагает способность человека отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни.

Обучение изобразительному искусству непосредственно связано с эстетическим восприятием красоты природы родного края, отражаемой в пейзажной живописи, что имеет глубокое воспитывающее и познавательное значение. Красота природы нередко «ускользает от беглого взора», как об этом говорит поэт Н. Рыленков в стихотворении о Родине «Все в тающей дымке.».. [5, с. 119]:

... Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Бездонные воды

Всю прелесть застенчивой,

Русской природы.

С теми же самыми психологическими явлениями в ощущении красоты, о которых пишет поэт, мы встречаемся и на уроках.

Методами эстетического воспитания могут быть повседневные наблюдения за явлениями природы, зарисовки птиц и животных, индивидуальные и групповые тематические беседы, убеждение, метод положительного примера и приучения, методы одобрения и осуждения и др. Для эстетического воспитания важно обращаться к художественным и литературным произведениям, видеозаписям, фотографиям, музыке и фольклору. Формами эстетического воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, в зоопарк, в картинную галерею, в художественные музеи, на художественные выставки, внеклассная работа по изобразительному искусству, включающая устройство выставок изобразительного творчества учащихся.

Эстетическое любование красивыми объектами природы дает повод и толчок к их изучению и запечатлению в своих рисунках. Общеизвестно как прекрасен мир растений, ярких птиц и бабочек, животных, многоцветных насекомых, рыб, что они уже сами по себе вызывают у учащихся положительные эстетические переживания, что можно видеть по ярко выраженному проявлению непроизвольного внимания детей и той эмоциональной реакции, которая его сопровождает.

С помощью положительного примера возможно актуализировать лучшие образцы поведения и деятельности людей для развития у школьников потребности к активной работе над собой, совершенствованию личностных качеств.

Метод приучения в структуре личностных качеств имеет важное значение. Его смысл заключается в многократном повторении действий и поступков учащихся, которые вызывали бы у них желание видеть красивое и соответственно вести себя в природных условиях. При этом методе можно реализовать такие приемы, как постановка воспитательной задачи, разъяснение способов деятельности, показ действия по решению поставленной задачи, организация воспроизведения образцов поведения, последующая тренировка в закреплении способов такого поведения.

Методы одобрения и осуждения являются также важными для эстетического воспитания. Человек стремится к развитию и совершенствованию личностных качеств. Реализуя целевые установки, он прислушивается к оценочным суждениям со стороны. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению поведения, вызывая прилив энергии и укрепляя уверенность в себе. Такое же воздействие оказывает и метод осуждения, вызывая отрицательные внутренние переживания. Они, как известно, заставляют человека анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия между характером поведения и возникающими требованиями к нему. К примеру, воспринимая художественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, в искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека.

Термин «эстетическое воспитание» имеет очень широкое значение: он включает в себя и художественное, и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание — это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Это и раскрытие творческой роли человека в жизни, красоты его творческого, созидательного труда, стремления к подвигу, и показ современной действительности, красоты реальной жизни во всем ее многообразии. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый человек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувствовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека огромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чувства вкусы и идеалы человека; это формирование тесно связано с патриотическим, нравственным воспитанием, с развитием творческой мысли. Эстетическое воспитание побуждает человека к благородным, красивым и гуманным поступкам.

Воспитание сегодня ставит своей задачей развить в человеке способность и потребность не только к творческому освоению действительности, но и к перестройке ее по законам красоты. Задача средней общеобразовательной школы — различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека.

Научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо каждому человеку не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области трудится человек, является ли он литератором или математиком, географом или химиком, он должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Эстетическое воспитание, осуществляемое на уроках и во внеклассной работе, является необходимым условием гармонического развития человека. Под этим следует, прежде всего, подразумевать создание у учащихся определенного комплекса представлений о красивом в самой природе, в поведении людей, развитие их творческих способностей.

Эстетическое воспитание стоит в прямой связи с воспитанием навыков и привычек культурного поведения и соблюдения нравственных норм.

Эстетическое воспитание должно привести учащихся к красивым поступкам, переходя тем самым в этическое.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.
  5. Рыленков Н.И. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1974. Т. 2. — С. 119.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle