Библиографическое описание:

Козлов В. И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 106-108.



Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Этика (от греч. ethos — обычай) — это область знаний, объектом которой является мораль (от лат. mores — нравы; moralis — нравственный). Ее цели выражаются в идеях о должном, о добре и зле, в идеалах, моральных принципах и нормах поведения, а также в учении о назначении человека и смысле его жизни. Этика анализирует общие законы развития моральных отношений, формы морального сознания и моральную деятельность людей.

Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

Среди главных задач этического воспитания следует отметить, накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр.

Впроцессе обучения изобразительному искусству у учащихся воспитывается нравственное отношение к природе, труду, окружающим людям.

Конечно, учителю изобразительного искусства трудно охватить все стороны нравственного воспитания детей. Это — задача всей школы, учителей разных предметов.

Учителю изобразительного искусства вполне доступно воспитание поступков учащихся на уроке, в особенности в коллективных работах, на экскурсиях, в кабинете, и в общественно полезном труде.

Увлечение работой, проявление творчества в создании вещи, организации коллектива, проведение интересной и полезной работы — все связано с эмоциональным душевным подъемом. Эмоции интереса могут быть случайными, внешними, занимательными, но воспитывают эмоции глубокие, определяющие отношения.

Интерес и любовь к изучаемому предмету — движущий стимул знаний и воспитания. Учитель развивает интерес путем художественно-творческих работ, привития любви к чтению книг о изобразительном искусстве и художниках, воспитывая уважение к искусству и его творцам. Отношение к изучаемому предмету зиждется в значительной степени на отношении к учителю. Учитель вдохновляет учащихся своим энтузиазмом, справедливой требовательностью, знаниями, правильно применяемыми методами и любовью к преподаваемому предмету и к самим детям.

Воспитывает и личность учителя, и атмосфера отношений в классе, и рабочий познавательный настрой.

Класс — это дружный равноправный коллектив. При коллективной работе даже в небольших группах (звеньях) надо следить за тем, чтобы более активные учащиеся не слишком захватывали всю работу в свои руки и становились командирами, а давали бы возможность работать и менее живым и менее энергичным товарищам. Нужно всемерно развивать взаимопомощь между учащимися, с тем, чтобы успевающие помогали отстающим.

Большей частью малодисциплинированные учащиеся имеют значительный избыток сил, который прорывается по линии наименьшего сопротивления. Для воспитания отстающих и малодисциплинированных учащихся в коллективной работе большие возможности имеются во внеклассных занятиях, массовых и кружковых, где они могут проявить инициативу, самостоятельность и выбрать работу соответственно своим интересам и способностям.

Этическое воспитание осуществляется вместе с другими элементами во всем процессе преподавания. Но учителю нужно для себя выделять эти элементы, чтобы ни один не упустить из сферы своего внимания и не только в нужный момент создать ситуацию, сделать акцент, но и планомерно, в системе всех элементов воспитывать учащихся.

В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

Нравственное воспитание — это прежде всего, воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения человека к обществу и к самому себе, Поступать нравственно — это значит действовать не под влиянием внешнего принуждения, а по велению внутренних побуждений — силы морального долга, совести, чести, достоинства, стремления делать людям добро.

Изучение произведений изобразительного искусства знакомит школьников с нравственным опытом человечества, воспитывает в духе патриотизма, лучших людей прошлых поколений и наших дней, помогает школьной молодежи выработать стойкие нравственные критерии для оценки дел и поступков современников и своих собственных.

Воспитывая школьников, учитель должен представлять, каким человеком хотело бы видеть общество каждого из своих членов и что может способствовать воспитанию именно такого гражданина. Иными словами, учитель обязан иметь четкое представление о тех нравственных идеалах, которые характеризуют общество, поручившее ему воспитание подрастающего поколения. Выдающийся деятель отечественной медицины 19 в. Н. И. Пирогов писал: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

Особенно хорошо должен понимать учитель то, что нравственное воспитание — это не отдельные «воспитательные моменты» в практике его работы, а непрерывный процесс, глубоко пронизывающий все обучение.

Важно не только объяснить, что и как нужно делать, а затем провести необходимые упражнения, но и требовать неуклонного соблюдения этих правил до тех пор, пока у учащихся не выработаются соответствующие привычки. Требовательность должна быть устойчивой и последовательной. Недостаточно предъявить учащимся требования о своевременном выполнении и сдаче практических работ, надо неизменно и систематически следить за выполнением этих требований, вырабатывая у учащихся определенные привычки. Учителя отмечают, что поддерживать созданную привычку — дело более легкое. Воспитание моральных представлений, понятий, черт характера и других качеств, определяющих моральный облик молодого гражданина нашей страны, состоит в развитии у учащихся аккуратности, точности и опрятности, вежливости и радушия, умения вести себя в общественных местах и в культуре речи. Воспитание аккуратности, точности и опрятности требует создания привычки вовремя приходить в школу, на занятия кружка и др., к точности в выполнении обещаний; соблюдения чистоты и порядка в классе, на рабочем месте и др., постоянной заботы о чистоте тела, одежды и обуви.

Вежливость и радушие вырабатываются в процессе воспитания почтительного отношения к старшим (умение вежливо отвечать на вопросы, благодарить за оказанную помощь), внимательности, отзывчивости и доброжелательности к товарищам. Учащиеся должны уважать труд других, уметь быть простыми и скромными и не допускать высокомерия и зазнайства, уметь не мешать своими занятиями окружающим, приносить извинения за невольное беспокойство, допущенную бестактность или ошибку.

Развитие культуры речи требует воспитания стремления совершенствовать речь, делать ее простой, правильной, избавляться от слов-сорняков, грубых или вульгарных выражений, стремления не употреблять непонятных для самого слов. У учащихся надо воспитать привычку не прерывать собеседника, не допускать пренебрежительного тона к нему, привычку просить вежливо повторить или разъяснить то, что было непонятно, привычку координировать свои поступки с учетом интересов других, гуманное и тактичное отношение к окружающим, нетерпимое отношение к хулиганству, сквернословию и нарушению общественного порядка, а также правильные представления о взаимоотношениях взрослых и школьников, молодых людей между собой, юношей и девушек, старших и младших товарищей.

Очень важно относиться заботливо к первым проявлениям положительных черт, следить за их зарождением и поддерживать эти ростки у школьников. Но факты часто свидетельствуют о другом. Бывает так, что учитель, будучи целиком захвачен руководством изобразительной деятельностью учащихся, не замечает не только положительных, но и отрицательных явлений во взаимоотношениях учащихся. На уроках таких учителей можно наблюдать факты, когда ученики отбирают друг у друга резинку или другие инструменты и принадлежности, не спрашивая на то разрешения у своих товарищей. Можно видеть, как некоторые ученики располагают альбом, так, чтобы было удобно только им одним. И делается это не в силу желания досадить своему соседу (иногда и так бывает) или помешать ему в работе, а просто потому, что у них не выработана привычка считаться с удобствами других и быть внимательными к окружающим.

В таких фактах некоторые учителя усматривают только то, что ученики мешают им работать, отвлекают от выполнения «основной» задачи — обучения выполнению рисунка — и совершенно забывают о своих обязанностях по воспитанию навыков и привычек культурного поведения.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle