Библиографическое описание:

Косякова Я. С., Ляшко Д. Дифференцирующие стратегии в СМИ // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 27-29.



Статья посвящена анализу функционирования языка в СМИ, рекламе, посредством речевых стратегий и тактик. В качестве ведущей позиционирующей стратегии рассматривается дифференцирующая стратегия как наиболее типичная для данного типа текстов. На базе сплошной выборке текстов нами была сделана попытка классифицировать тактики в рамках стратегии дифференциации.

Ключевые слова: стратегия дифференциации, речевая стратегия, тактики, СМИ, коммуникативная стратегия.

Интерес к избранной теме обуславливается тем, что СМИ является знаковой и ключевой сферой в современном мире. Язык, функционируя в средствах массовой коммуникации, сталкивается с рядом проблем. Это, в первую очередь, касается способов речевого воздействия на адресата с определенной цель. И нам видится, что основным инструментом речевого воздействия в медиа и СМИ сферах являются коммуникативные стратегии. Обратимся к трактовке ключевых понятий нашего изыскания.

Речевая стратегия — удачно спланированная реализация основных задач речевого воздействия в нужном адресанту направлении. Коммуникативная стратегия представляет собой совокупность речевых стратегий и внелингвистических компонентов [2, с.47]. Коммуникативные стратегии в медиа, рекламе и СМИ подробно рассмотрены в работах ученого-лингвиста Ю. К. Пироговой. По мнению ученого, реклама и СМИ являются ведущими видами коммуникации, информационного сообщения, целью которых есть достижение коммерческих целей, направлены на потенциального потребителя [3, с.178]. И прямое их назначение это, конечно же, коммуникативное воздействие. СМИ формируют в сознании адресата должное представление об объекте, создают самый привлекательный образ этого самого объекта, сообщая при этом зачастую символические выгоды для потребителя.

Существует целая классификация коммуникативных стратегий, которую предложили исследователи О. С. Иссерс и Ю. К. Пирогова. Данная классификация строится на коммуникативных целях и задачах. Таким образом, выделяют позиционирующие и оптимизирующие стратегии, а первые, в свою очередь, вмещает в себя стратегии дифференциации, ценностно-ориентированные и стратегии присвоения оценочных знаний [1, с. 175]. Основополагающей стратегией в нашем исследовании будет являться стратегия дифференциации, которая находится в поле позиционирующих.

Основной задачей нашего изыскания является выявление языковых средств, реализующих стратегию дифференцирующего типа значимую в ряду позиционирующих. В рамках стратегии дифференцирующего типа, мы выделяем следующие тактики:

тактика акцентуации на масштабности илидерстве компании. Данная тактика находит свою реализацию в лексических конструкциях как то: «лучшим проектом», «широкая сеть отделений» по России и за рубежом, «первый и пока единственный представитель», «лидер всех российских и многих зарубежных продаж», «глобальнымлидеромв областипродаж» с ключевой доминантой «первый» и «лидер». Например: «BMW считается не просто крупнейшим автопромышленником, но и является глобальным лидером в области продаж автомобилей премиум-класса, выпускаемых на мощностях в пяти регионах мира» [4]

тактика исключительности предложения подчеркивает не только ее «уникальность», услуги «как поощрения», но и ее относительную легкость, выгодность, оперативность, с минимальной затратой временных и материальных ресурсов. Для реализации данной тактики используются риторические фигуры (риторические вопросы и восклицания) как один из ведущих приемов в СМИ. Например, отправляйтесь за покупками в Милан, столицу модных новинок, коллекций и трендов, — что может быть приятней? Хотите отправиться в DisneyLand Париж всей семьей? Нет ничего проще! Хотите выиграть путешествие Вашей мечты? Участвуйте в акции «Заправский отдых с Visa и Роснефть»! [4]

тактика преданности клиенту реализуется в текстах при помощи личных местоимений, как то: «наши продукты максимально просты и удобны», «поощрить наших лояльных клиентов», «мы предлагаем/ стремимся/ идем навстречу» и пр. Данная тактика обнаруживается благодаря использованию лексических единиц со значением процесса, непрерывного действия, направленных на улучшение качества обслуживания клиентов, удобство использования широкой линейки продуктов и безопасность: «стараемся сделать», «мы можем удовлетворить любые потребности», «идеи навстречу клиентам», «мы гарантируем индивидуальный подход к каждому клиенту» и пр. [4]. Данные словосочетания с положительным лексическим значением обладают особой силой притягательности, играют роль «крючков», на которые захватывается основное внимание реципиента [2, с. 49]. За счет частотности лексем в сознании адресата закрепляется идея необходимости воспользоваться услугами той или иной компании. С данной тактикой тесно связана тактика исключительности предложения.

Из всего выше рассмотренного нами можно выявить закономерности в реализации дифференцирующей стратегии в ряду позиционирующих. На достаточном практическом материале нами было обнаружено ряд тактик, реализующих стратегию дифференциации: тактика акцентуации на масштабности и лидерстве компании, тактика преданности клиенту, тактика исключительности предложения. Нами подробно рассмотрено закономерности реализации тактик с точки зрения лексики, риторики. Данные средства позволили более выявить текстов текстов, функционирующих в сфере рекламы и СМИ.

Литература:

  1. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд.4-е, стер. М.: КомКнига, 2006. — 288 с.
  2. Косякова Я. С. Реализация стратегии дифференциации в электронных пресс-релизах банковской сферы// В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: сб. докл. Междунар. Науч. Конф. (Новосибирск, № 3(46), март 2015). Новосибирск, 2015. — 107 с.
  3. Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия и их отражения в рекламном тексте// Текст. Интертекст. Культура: сб. докл. Междунар. Науч. Конф. (Москва, 4–7 апр. 2001 г.). М.: Азбуковник, 2001. — 576 с.
  4. СМИ о компании БМВ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: avto-moto-novosti.ru/news/bmw_mirov... (Дата обращения: 26.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle