Библиографическое описание:

Щукина Т. В., Гордиенко Е. А. Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 42-44.



В статье раскрываются исторические аспекты развития российского образования со времен Киевской Руси и до современного периода времени. В статье представлен анализ деятельности правителей в сфере образования на различных исторических этапах.

Ключевые слова: образовательные учреждения, советское образование, век информатизации.

История развития российского образования берет начало со времен Киевской Руси. Образование древнерусских школ основывалось на изучении семи свободных искусств: тривиум — грамматика, риторика, диалектика; и квадратики — арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

С укреплением Московского государства условия образования улучшились: стали возникать приходские и частные школы, в которых обучались дети духовенства, ремесленников и купцов.

В XVI–XVII вв. стали основывать «братские школы», на базе которых в 1632 году была открыта Киево-Могилянская коллегия. Позже, в 1687 году, по образцу коллегии в Москве открыли Славяно-греко-латинскую академию.

Система профессионального образования стала развиваться с приходом к власти Петра I. К 20-му году XVIII в. по всей России были открыты около 42 «цифирных школ», в которых детей обучали математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовным школами [2].

Петр I мечтал создать единую всесословную школу, но, к сожалению, осуществить идею не получилось. Тем не менее в 1714 году было объявлено обязательное образование для детей всех сословий, кроме крестьян. После смерти Петра I в 1726 году в Санкт-Петербурге открылся первый российский университет, при котором была создана гимназия. В начале деятельности университета в нем обучались дети дворян, но уже вскоре были выделены особые места для «казеннокоштных» студентов — для тех, кто обучался за счет государства.

В 1755 году в Москве открылся университет, аналогичный Санкт-Петербургскому, с двумя гимназиями [3].

С 1762 года реформами образования занялась Екатерина II. Ею были изучены прусская и австрийская системы образования: было создано три типа школ — малые, средние и главные. Екатерина хотела, чтобы в школах воспитывали и обучали детей, а для этого требовалось изолировать их от родителей и передать их в руки учителя.

С развитием системы образования вставал вопрос подготовки преподавательских кадров. С этой целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище.

Реформа Екатерины II не была доведена до конца, но все же сыграла значительную роль в развитии российского образования. К началу XIX в. в стране было около 300 школ и пансионов, где обучалось около 20 тыс. учащихся, для которых преподавали около 720 учителей [2]. Минусом было отсутствие сельских школ, следовательно, крестьянство почти не имело доступа к школе.

После Екатерины II к власти пришел Александр I, который продолжил развитие российского образования. Впервые школьная система распределялась по «учебным округам» и смыкалась на университетах. Вводились три типа школ: приходские и уездные училища, которые были бесплатными и бессословными, а также гимназии или губернские училища. Основывались привилегированные учебные заведения для подготовки государственных чиновников — лицеи. Открывались университеты: Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Харьковский (1804 г.), Казанский (1804 г.) Петербургский Педагогический институт (1804 г.).

С 1825 года трон занял Николай I, который поставил перед собой цель привести учебную систему к единству. Для этого в 1826 году был образован Комитет устройства учебных заведений. Образованию вновь был возвращен сословный характер, школы теперь находились в подчинении администрации учебного округа, была введена плата за обучение, форма и манеры студентов жестко регламентировались.

После Николая I к власти пришел его сын Александр II, и с этого момента началась перестройка российского образования: общедоступность и внесословность начального образования утверждалось «Положением о начальных училищах», принятым в 1864 году.

При Александре III школа вновь стала сословной. В1887 году был издан «Циркуляро кухаркиныхдетях», который запрещал поступление «неблагородных» слоев населения в гимназии и прогимназии.

К концу XIX века уровень образования улучшился, число учащихся увеличилось, повышался интерес к образованию, вследствие чего наблюдалось снижение процента неграмотности [3]. В начале 1918 года школа была объявлена общедоступной, единой, бесплатной и трудовой. Учителям предоставлялась возможность для педагогических экспериментов.

Советское образование в период с 20-х по 90-е гг. имело немало изменений, которые представлены в таблице 1.

Временной промежуток

Произошедшие события

20-е гг.

Основная цель школы − формирование нового человека, что означало обеспечение среднего и высшего профессионального образования, необходимого в условиях индустриализации страны.

30-е гг.

Разработка постановлений ЦК ВКП(б) о школе, согласно которым идея единой трудовой школы полностью упразднялась. Главным элементов вместо развития личности теперь считалась дисциплина.

нач. 40-х гг.

Резкое уменьшение количества национальных языков: 30-е гг. — 104 языка, 80-е гг. — 44 языка.

50–60-е гг.

Увеличение числа средних школ, преобразование семилетнего обучения в восьмилетнее.

нач. 80-х гг.

Ухудшение качества образования, жесткая унификация, упущение престижа образования, преподавателей ограничивали в их творческой деятельности.

80–90-е гг.

Проведение реформы высшего образования: гуманизация и фундаментализация образовательных программ.

XIX в. — век информационных технологий, которые затронули и сферу образования [1]. Основными направлениями информатизации образования можно назвать: оснащение образовательных учреждений современными технологиями; использование таких технологий в образовательном процессе; распространение дистанционного образования.

Широко применяемой и прогрессирующей системой образования является дистанционное обучение — заочное обучение с использованием современных программ и сети Интернет. Одно из главных преимуществ этой системы — предоставление возможности обучения по месту жительства обучающихся [1]. Связь с преподавателями поддерживается при помощи специально созданных удаленных учебных центров.

За всю историю России система образования подвергалась постоянным изменениям: присутствовали моменты, стимулирующие ее к прогрессу, но были и события, тормозящие развитие. Тем не менее, и положительные, и отрицательные исторические аспекты косвенно повлияли на условия образования сегодняшнего дня: присутствуют интерактивные средства образования, предоставляющие возможность обучения не выходя из дома.

Литература:

  1. Данилов, О. Е. Особенности дистанционного обучения / О. Е. Данилов, О. Г. Поздеева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф.  Пермь: Меркурий, 2014.  С. 34–37.
  2. Леонтьев А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века // Первое сентября. 2001. № 33. URL: http://www.rus.1september.ru/article.php?ID=200103304 (дата обращения 07.01.2016).
  3. Степашко, Л. А. Философия и история образования: учебное пособие / Л. А. Степашко. — М.: Флинта, 2011. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle