Библиографическое описание:

Минаев К. М. Сравнительно-исторический и экономический анализ миграционных процессов в эпоху великого переселения народов на примере германских племен и в настоящее время // Молодой ученый. — 2016. — №7.4. — С. 39-42.



История показала, что миграционные процессы так или иначе влияли на становление общества, изменяли в разные эпохи жизнь и культуру людей, влияли на экономику. Миграционные движения, несомненно, ведут либо к обособлению народов, либо к интеграции. Чтобы проанализировать миграции в эпоху великого переселения народов, сходства и различия между ними, нужно воспользоваться сравнительно-историческим методом.

«Сравнительно-исторический метод — это способ исследования различных явлений, при котором, на основе установления общего сходства этих явлений, делается вывод об их генетическом родстве или различии» [1, с. 154–155].

Хочется отметить тот факт, что в эпоху великого переселения народов большинство германских племен зависело от экономически развитой Западной Римской империи. Империя манипулировала германскими племенами, устраивала междуусобные войны.

Многие германские племена жили за счет субсидий империи (зерно, пища, золото и т. д.) и за это должны были охранять границы империи. Эти племена именовались «федератами». Также установлено, что германцы интегрировались и развивались за счет империи, хотя и не любили римлян. Похожая ситуация происходит в современной Европе: эмигранты отказываются работать и живут за счет неплохих ежемесячных пособий.

В эпоху великого переселения народов германские племена нельзя назвать эмигрантами, потому что многие из племен переселялись в связи с угрозой, которая стояла перед ними: это и климат, теснение гуннов, недостаток плодородной земли и т. д. Скорее германских варваров мигрантов можно назвать беженцами, которые стремительными и бурными потоками сеют хаотические межнациональные изменения.

Важнейшей проблемой была и социальная. Вследствие бурных миграций происходили социальные и этнические конфликты на бытовой, социальной и религиозной почве. Все это вело к обособлению и изоляции коренного населения.

«Такое обоюдное стремление к обособлению и изоляции, утверждают социологи, негативно влияет на все сферы жизнедеятельности общества: политическую, экономическую, социальную, культурную, морально нравственную» [2, с. 5].

И, завершающей, на мой взгляд, проблемой, была проблема демографическая, потому что вследствие грабежа и захвата земель, население Западной Римской империи стремительно уменьшалось. Варвары же превосходили людскими ресурсами империю, и поэтому искали новые земли для расселения. Социологи считают, что бедность населения ведет к демографическому росту, и наоборот экономически развитое население склонно к демографическому кризису.

В заключение анализа хочется сказать, что на проблему в отношении миграции можно смотреть с позиции футурологии, а последствия миграции не раз сказывались на экономической и социальной среде. Все это говорит о генетическом родстве двух эпох переселения, и о том, что прошлое может проявить себя в будущем, как и будущее не может жить без прошлого.

Сегодня проблемы миграционной политики и международных миграционных процессов стали особенно актуальными. Военные столкновения в Сирии и катаклизмы в странах Ближнего Востока и Северной Африки вызвали бурный поток мигрантов в страны Западной Европы. Хочется сказать, что это не миграция рабочей силы, это один из типов современной международной миграции — эмиграция беженцев.

«Беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы» [3, с. 160].

В связи с этим изменились особенности миграционных процессов, все больше мигрантов приобретают статус беженцев, проживают в странах Европы, особенно в Германии, и живут за счет пособий в размере примерно от 140 до 500 евро. Растут группы экономических мигрантов, целью которых является эмиграция в более развитые экономические страны и реэмигрирование с целью получения работы и квалификации на родине, но, впрочем, в каждой стране все происходит по-разному.

К особенностям современных миграционных процессов можно отнести увеличение количества нелегальных мигрантов и переориентацию с ассимиляционной к ротационной миграции, то есть рабочие целенаправленно едут заработать средства за границу[6].

Канцлер Германии Ангела Меркель стала самым ярым активистом в пользу переселения и временного убежища для беженцев в Германии. Германия всегда была прибежищем для большого количества мигрантов, и её экономика повышается за счет налогов и трудовых (интеллигентных) ресурсов.

То, что мы переживаем сейчас, будет нас занимать многие годы в будущем, это нас изменит, и мы хотим, чтобы это изменение было положительным, и мы думаем, что можем этого достичь», — сказала журналистам Меркель [7].

Разумеется, что помимо условий временного убежища, нужно обучить и новым условиям жизни иммигрантов, которым чужда культура и быт современных европейских граждан. На данный момент строятся лагеря для беженцев и обустройства в отношении их интегрирования, но государства осуждают политику Ангелы Меркель и настаивают на транспортировке граждан на родину.

Мне думается, что только реконструирование и налаживание экономической системы в странах миграции позволит вернуться беженцам на их законную родину. В тоже время есть часть стран, настаивающих на интеграции иностранцев и на построении мирохозяйственных связей.

Ангела Меркель назвала прямой обязанностью беженцев интегрировать в европейское общество, если они хотят жить в Германии. В первую очередь мигранты должны беспрекословно следовать немецким законам, иначе им придется покинуть страну.

«Мы надеемся, что беженцы примут наши предложения по интеграции. Это их прямая обязанность, а не просто возможность», — заявила Меркель» [8].

Но процесс интеграции, так или иначе, включает вопрос трудоустройства граждан на хозяйственные объекты в странах Запада. Мигрантами будут заняты наиболее нестабильные сектора экономики и производства. В Германии, например, экономически не развита восточная часть. Также отметим, что мигранты будут трудоустроены как малоквалифицированные работники. Тут же можно привести огромное число противоречий, связанных с трудовой иммиграцией.

В Германии растет страх, что беженцы займут рабочие места, лишив, таким образом, работы местное население. Факт первый: во многих областях уже сейчас высокая нехватка рабочей силы. К тому же существующие правила запрещают беженцам работать первые три месяца, по истечении трех месяцев найти работу для людей со статусом признанного беженца также нелегко. А между тем, из кризисных регионов в Германию переезжают в основном люди с высшим образованием, многие из них — кандидаты наук [9].

Можно представить большое количество фактов выводов и позиций за и против иммиграции беженцев в страны Европы, но все это будет неоднозначно и зависит от множества факторов, в том числе сюда входит и квотирование, и визирование, и политика регулирования международных миграционных процессов.

Сильно влияние миграции на развитые страны, где экономика поднимается за счет иммиграции в страну квалифицированной рабочей силы. С точки зрения экономики, иммиграция приносит существенные выгоды странам, принимающим трудовые ресурсы.

Не будем углубляться, а назовем лишь некоторые, на мой взгляд, основные выгоды стран иммиграции.

— существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

— иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате фирмы экономят на издержках [3, с. 162].

Помимо основных выгод есть и другие немаловажные факторы…

В странах эмиграции также неоднозначны последствия миграционных процессов. Например, к положительным сторонам, на мой взгляд, можно отнести то, что:

— После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие.

— Для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты [3, с. 163].

Приведенные положительные аргументы для стран эмиграции и иммиграции могут иметь и отрицательные последствия, среди которых и социальные. К социальным последствиям относятся этнические, культурные и религиозные конфликты. Чтобы более детально разобрать проблему интеграций и миграций современности, нужно понять, что значит «Экономическая интеграция государств».

«Экономическая интеграция государств — процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств» [4, с. 175].

Вследствие глобализации роста капитала и трудовых ресурсов возникают интеграционные объединения, в том числе и государства, связанные экономической интеграцией, но в современности ряд аналитиков указал на обратные, негативные последствия и изменения в этой сфере.

«А мировая практика показывает, что миграция все реже выступает в форме интеграции и все чаще ведет к обособлению» [2, с.6].

В то же время статистика показывает, что иностранцы, приехавшие в Россию и, становясь предпринимателями, или открывая свои производственные и иные центры, которые вытесняют отечественных производителей, образуют свои этнические и культурно — религиозные анклавы.

Одновременно с территориальным обособлением происходит монополизация торговли, рынков, индустрии развлечений отдельными этническими группами. Социальные исследования, проведенные в 2012 году, показали, что бизнес-активность среди мигрантов в России вдвое выше, чем среди россиян [2, с.7–8].

То же самое происходит и в Западной Европе, и в Америке, где происходит тесное переплетение социально-экономических противоречий со стороны мигрантов и коренного населения. Например, сегодня в США из пяти китайцев четверо живут в чайнатаунах. Такая же примерно пропорция характерна для выходцев из Латинской Америки, живущих в кварталах для «латинос»; а для афроамериканцев — двое из трех. В пригородах Парижа формируются арабские резервации [2, с.6–7].

Еще одна проблема, связанная с миграцией — это демография. Во многих промышленных странах, где преобладает большое количество мигрантов, уменьшается коренное население, вследствие этого правительства компенсируют недостаток населения иностранными мигрантами, что повышает социальные бедствия и конфликты. Мнения россиян в отношении мигрантов неоднозначны, но большинство считает, что мигранты негативно влияют на социально-экономическую систему государства.

Признавая пользу мигрантов для экономики, «россияне» воспринимают их как некую враждебную силу, с которой связана угроза национальной безопасности [2, с.5].

Дешевая заработная плата и пошлины, которые мигранты платят за то, чтобы им выдавали разрешения на работу, и некоторые другие аспекты, которые развивают, как считают некоторые специалисты, экономику, на самом деле обогащают частных предпринимателей. А проблемы нелегальных рабочих мигрантов заставляют задуматься о потерях в экономике. Далее хочется сказать о росте преступности среди иммигрантов нашей страны, а именно стран: Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и др. Это очень бедные страны с низкими экономическими показателями; ландшафт не позволяет им в значительной степени заниматься сельским хозяйством, производство сгубили еще в постсоветский период, поэтому люди эмигрируют в страны Европы и Россию. Также хочется отметить, что у выходцев этих стран очень низкие показатели образования, они не имеют понятия о толерантности и тому, как нужно вести себя в другой стране. Также не оправдываются их ожидания, когда они эмигрируют в Россию с целью заработка, который не удовлетворяет гастарбайтеров. Это вызывает социальные конфликты. Для стран эмиграции из России поступают денежные средства.

Переводы из России в Таджикистан, например, равны половине ВВП этой страны, в Киргизию — 30 % ВВП, В Молдавию — 15 % ВВП. Денежные переводы в Россию в 2012 году составили всего 0,17 % российского ВВП (3,19 млрд. долларов) [2, с.12].

Итак, страны должны контролировать свою миграционную политику, вносить коррективы, бороться с нелегальными мигрантами, следить за квалифицированием работников, здоровьем и рядом других факторов приезжих мигрантов. Тем не менее, в современности миграции все реже будут приводить население к интеграции, и все чаще к обоюдному обособлению. Мировое сообщество старается коллективно регулировать миграционные потоки.

Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные на глобальном (в рамках ООН и других организаций) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют ослаблять остроту проблем, связанных с международной миграцией населения, и упорядочивать миграционные потоки [5, с.105].

Литература:

  1. Орехов, А. М. Методы экономических исследований. ИНФРА-М,2006.–392с.
  2. Полторанин, К. М. Давай, до свидания! Как спастись от мигрантов. М.: Яузапресс, 2013.– 256с.
  3. Пузакова, Е. П. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Ростов н/Д: издательский центр «Март» 2000.– 346с.
  4. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: вопросы-ответы: Учеб. пособие. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008.–256с.
  5. Стрелкова, И. А. Мировая Экономика. Учебное пособие. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013.–267с.
  6. Библиотека русских учебников.– http://uchebnikionline.com/politekonomia/politichna_ekonomiya_–_nikolenko_yuv/formi_tendentsiyi_rozvitku_migratsiyi_robochoyi_sili.htm.
  7. Макспарк — социальная сеть. –http://maxpark.com/community/88/content/3677108–
  8. Новостное онлайн агентство. — http://searchnews.info/novosti-rossii-i-mira-segodnya/112029-merkel-bezhency-obyazany-integrirovatsya-chtoby-zhit-v-germanii.html
  9. Migreat, от Иммиграции до Интеграции — https://www.migreat.de/ru/русские/берлин/viza/беженцы-германии-h10453.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle