Библиографическое описание:

Сковородкина И. З. Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 220-223.



В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приводятся методы и форм ее воспитания у будущих специалиста.

Ключевые слова: особенности воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях, профессиональная культура, теоретические подходы к ее воспитанию, методы, модели воспитания профессиональной культуры у детей и молодежи.

Вопросы профессиональной культуры традиционно занимали важное место во все исторические периоды, но общее рассуждение о профессии, профессионализации труда, образовании человека труда начали формироваться в новое время в работах А.Смита, А.Сен-Симона, Р.Оуэна. Затем в трудах К.Маркса, Э.Дюркгейма, рассматривающих влияние общественного разделения труда на профессию, профессии на мораль и др. Сегодня профессиональная культура, ее формирование, воспитание — предмет многих наук, в том числе, философии, культурологи, психологии, педагогики. К. Д. Ушинский посвятил профессиональному образованию и воспитанию ряд работ: «Ученики ремесленных школ в Петербурге» (1848 г.), «Воскресные школы» (1861 г.), «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868 г.). В истории России дидактика профессионального обучения сформировалась в 60–е годы ХIХ века, появилась новая система производственного обучения — операционная (опыт производственного обучения Московского технического училища под руководством Д. К. Советкина), которая демонстрировалась и получила признание на нескольких международных выставках, в частности, в Вене (1873 г.), Филадельфии (1876 г.), Париже (1900 г.). В 1884 году был разработан «Общий нормальный план промышленного образования в России». Заслуга принадлежала министру народного образования И. Д. Делянову и министру финансов И. А. Вишнеградскому. Они, проанализировав опыт деятельности профессиональных школ, предложили пути их развития и поддержки «местными обществами». В 1915 году в государственную Думу поступило три проекта реформирования образования, среди которых был одобрен «Проект законоположения о профессиональном образовании в империи», в котором предполагалось дать инициативу частным лицам и общественным организациям в открытии новых учебных заведений и ближе держаться к системе общего образования. Уже к 1917 году в Империи сложилась разноуровневая система профессионального образования, были определены квалификационные требования к трем уровням профессий: низшему — рабочий, среднему — техник, высшему — инженер. К этому периоду складывается и профессиональная педагогика с идеями: профессиональное образование — компонент всей системы образования. базой профессионального образования является общее образование, профессиональное образование должно соответствовать развитию экономики и производства, развиваться в постоянной связи с практикой производства, ориентация на специализацию, воспитание культуры труда [2].

Меняется мир профессии, меняются и требования к специалисту, его модели профессионального социально значимого поведения. В настоящее время приоритетом государственной политики России в области воспитания является «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности» [11]. Действительно, воспитание выступает ключевым направлением целенаправленного влияния на процесс развития личности, ее качеств, свойств, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, отношений, способов и моделей поведения. Вся воспитательная деятельность в образовательной организации представляет собой процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на создание благоприятной, благополучной и безопасной воспитательной среды с целью развития и самореализации личности. Так, среднее профессиональное образование (далее по тексту СПО) ставит цель — подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [8, с. 109]. СПО призвано решать задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития человека [8, с. 109]. В СПО осуществляется профессиональное воспитание, под которым понимается целенаправленный, планомерный процесс формирования у обучающихся профессионально значимых качеств личности [10]. Под профессионально значимыми качествами понимаются свойства человека, необходимые для успешного овладения той или иной профессиональной деятельности. К настоящему времени в теории и практике воспитания сложились разные научные концепции, подходы. В частности, воспитание на основе общечеловеческих ценностей (В. А. Караковский), с учетом национально-регионального компонента, базовой культуры личности (О. С. Газман), личностно-ориентированного воспитания (Е. В. Бондаревская), самовоспитания личности (Г. К. Селевко), потребностно-мотивационная концепция воспитания (В. П. Созонова), формирования образа жизни достойного человека (Н. Е. Щуркова), функционально-ролевая и социально-ролевая концепции воспитания (В. М. Коротов, Н. М. Таланчук) и др. [10]

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.) определены приоритетные направления воспитания детей и молодежи, среди которых важнейшим выступает трудовое воспитание, профессиональное самоопределение личности [11]. Данное направление возможно реализовать посредством воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии [11]. В конечном итоге речь идет о воспитании профессиональной культуры — процесса создания, хранения, освоения, и защиты норм профессии, превращение их в структуры личности [3].

Вся воспитательная работа в профессиональной образовательной организации должна быть направлена на формирование общей и профессиональной культуры молодого специалиста. Особенностями формирования профессиональной культуры является: развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально значимых качеств личности и потребности в постоянном профессиональном росте, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда [6]

Разработанная на основе системно-функционального подхода (Н. М. Таланчук) технология воспитания профессиональной культуры обучающихся профессиональных образовательных организаций (далее по тексту ПОО), представляющая собой цикл педагогической деятельности, состоящий из пяти взаимосвязанных этапов, на каждом из которых выполняются свои функции: первый этап — подготовительный для педагога, (воспитателя), на котором выполняются функции: диагностическая, целеполагания, планирования, самоорганизации; второй — подготовительный для обучающихся (воспитанников), на котором реализуются функции: мобилизационно-побудительная, диагностическая, коммуникативная; третий этап — взаимодействия (совместной деятельности), где преобладает формирующая, развивающая функции; контрольно-аналитический этап с осуществлением функций контроля (контроль со стороны педагога), взаимоконтроль со стороны обучающихся (самоконтроля самих детей), анализ деятельности, ситуаций, поведения (со стороны взрослых, детей), оценивание результатов; четвертый этап — координации действий участников деятельности, коррекции планов, программ, проектов, сценариев мероприятий; пятый этап — совершенствования воспитательной деятельности через мониторинг состояния воспитательной системы изучение, обобщение, презентации, организацию мастер-классов позитивного (инновационного) педагогического опыта. На всех этапах деятельности разрабатывается психолого-педагогическое сопровождение, включающее педагогически целесообразные методы, формы, которые воздействуют на когнитивную (усиление профессиональной направленности среды образовательной организации, расширение профессионального кругозора, формирование ее профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, профессионального этикета, обогащение духовно-нравственных потребностей, профессионального интереса, формирование гражданской позиции), эмоциональную (обогащение эмоциональных, этических, нравственно-этических чувств, развитие индивидуальности, самобытности специалиста) и практико-деятельностную (включение детей и молодежи в активную профессиональную деятельность, культурный досуг, ведение здорового образа жизни) сферы личности воспитанника [9].

Работа по формированию профессиональной культуры обучающихся ПОО должна осуществляться на всех учебных дисциплинах (курсах), в процессе прохождения производственных практик, а также и во внеурочное время [1]. В этом процессе малоэффективны методы прямого педагогического воздействия: требования, приказы, распоряжения. А эффективны такие методы, как: просьбы, поручения, советы, творческие задания, игры (ролевые, деловые, профессиональные). Практическими работниками профессиональной школы (результаты опроса около трехсот слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации ГБОУ ВО МО АСОУ — педагогических работников профессиональных образовательных организации Московской области) определяются пути воспитания профессиональной культуры будущего специалиста: профинформирование (периодически, в отдельные периоды учебного года), профпросвещение (иногда, по инициативе руководства образовательной организации, отдельными педагогами), профдиагностика (редко, психологом образовательной организации, в психологических, ресурсных центрах), профотбор (чаще, в образовательной организации), профадаптация (редко в производственной ситуации, на предприятии). В профессиональном воспитании все более находит применение метод проектов. Среди форм, наиболее часто встречаемых в ПОО, можно отметить олимпиады, конкурсы, выставки профессионального мастерства, вечера профессий, экскурсии на производство, рекламные кампании, ярмарки профессий, создание моделей социального партнерства (в том числе со средствами массовых коммуникаций), знакомство с профессиональными династиями и др. К современным моделями формирования профессиональной культуры специалиста относят: многопрофильные центры смежных, прикладных квалификаций (в России их более трехсот), дуального обучения «обучение на производстве» (в России более пятидесяти образовательных организаций являются федеральными экспериментальными площадками), движение WSR — чемпионаты по рабочим профессиям (более тридцати субъектов Российской Федерации) [4,5,6].

В соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования (2015 г.) педагог, воспитатель профессиональной школы как транслятор профессиональной культуры должен обладать гуманистической направленностью, проявлять толерантное отношение к воспитаннику, применять профессиональные знания (теории и методики воспитания), общей, возрастной, педагогической психологии, других смежных наук, владеть педагогическими техниками воспитания, проявлять культуру речи, культуру общения, самоорганизации, социально значимого поведения [7]. В большей степени от такого педагога зависит воспитание профессиональной культуры специалиста.

Литература:

  1. Антонова, Е.В., Брыкин, Ю.В., Сковородкина, И. З. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе/ Е. В. Антонова, Ю. В. Брыкин, И. З. Сковородкина [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 761–764.
  2. История профессионального образования в России http://www.vestnik.info/archive/86/article1231.html(Дата обращения 05.03.2016)
  3. Общая и профессиональная педагогика: учеб пособие для пед. вузов/ под ред. В. Д. Симоненко [Текст].- М.:Вентана-Граф, 2007. — 365 с.
  4. Профессиональная культура http://conf.omui.ru/content/professionalnaya-kultura-pedagoga-sushchnost-funkcii-kriterii-ocenki (Дата обращения 05.03.2016)
  5. Профессиональная культура http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p3.php (Дата обращения 05.03.2016)
  6. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы http://www.moluch.ru/archive/63/9883/ (Дата обращения 05.03.2016)
  7. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. 08.09.2015. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/ (Дата обращение: 2 марта 2016)
  8. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ от 29.12.12 [Текст]. — Ростов-н/Д: Легион, 2013. — 208 с.
  9. Сковородкина, И. З. Применение метода моделирования в подготовке специалиста в профессиональном образовании / И. З. Сковородкина [Текст] // Известия АСОУ. — 2014(2). — С.61–64.
  10. Сковородкина И. З., Герасимов С. А. Общая и профессиональная педагогика: учебник [Текст] / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 533 с. — С.278–280.
  11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 29. 05.2015. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращение: 2 марта 2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle