Библиографическое описание:

Горбачева А. В. Успеваемость школьников как критерий диагностики детско-родительских взаимоотношений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 68-70.



Проблема детско-родительских отношений всегда была и остается сложным и многогранным вопросом, находящимся в рамках семейной психотерапии и психологии семьи. Особенно актуальным этот вопрос стал в последнее время, когда количество детей, имеющих невротические и психосоматические заболевания, выросло в несколько раз. Первая социальная среда, в которой находится ребенок и которая формирует его основные чувственные и понятийные жизненные характеристики — это семья [2]. Поэтому на психоэмоциональное состояние развивающегося ребенка огромное влияние оказывают проблемы внутрисемейного характера, сложности детско-родительских отношений, особенности и тип материнского воспитания.

Исследования зарубежных ученых доказывают тот факт, что у детей, которые имели благополучное детство и родительскую заботу, риск возникновения невротических заболеваний становится меньше на протяжении всей дальнейшей жизни [3].

Характер и особенности детско-родительских отношений в той или иной мере влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, а от него, в свою очередь, зависят особенности и результативность его учебной деятельности. Особенность школьного обучения в условиях реализации ФГОС НОО состоит в том, что ребенок должен обязательно достигнуть определенного результата, зачастую оцениваемого в количественных критериях, а не в качественных [4]. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям и школьным стрессам — у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно и интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным — и, как следствие, у него появляются невротические расстройства, психосоматические заболевания и т. д., которые создают еще больший разрыв между успеваемостью и возможностями ребенка и реальными требованиями современных школьных программ.

Таким образом, в современном мире актуализируется проблема своевременной диагностики и анализа успеваемости детей в сочетании с имеющимися у них эмоционально-личностными особенностями.

Основная цель нашего исследования состоит в выявлении взаимосвязи результатов обученности и эмоционально-личностных особенностей младших школьников и их родителей.

Исходя из анализа данной проблемы, мы предположили, что в современных социально-экономических и культурно-исторических условиях на успеваемость по различным предметам оказывают влияние эмоционально-личностные особенности детей и их родителей.

В нашем исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте от 9 до 10 лет ГБОУ Школа № 2097 и их родители (мамы) в возрасте от 35 до 42 лет. Для проверки данного предположения нами были использованы следующие методы и методики: метод анализа продуктов деятельности, метод экспертных оценок, методика «Диагностика детских страхов А. И. Захарова», «16факторный личностный опросник Р. Кеттелла (взрослый вариант)», «Детский вариант личностного опросника Р. Кеттелла». Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистический пакет SPSS 21.0.

Анализ результатов исследования показал, что самыми распространенными страхами среди детей стали страхи смерти, огня/пожара и войны (Uэмп=0,002, при Uкр 0,05). Данные страхи относятся к категории экзистенциальных, то есть жизненно-важных; они присутствуют практически у всех людей на протяжении всей жизни.

Страх смерти является для ребенка данного возраста является абсолютно нормальным. В 8–10 лет, по данным А. И. Захарова, отмечается максимум числа страхов смерти у детей. Часто именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна: умирают бабушка, дедушка или кто-то из знакомых взрослых. Так или иначе, ребенок ощущает, что смерть — неизбежность. Кроме того, нестабильная политическая ситуация в мире, а также множеством устрашающих и тяжелых репортажей из СМИ, который ребенок может услышать/увидеть, способствуют актуализации данных страхов.

Вместе с тем, в младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают её возможности для себя, не считают необратимой. Ребенок считает, что какое-то время этого человека не будет, а потом он вернется. Поэтому отличительной особенностью рассматриваемого нами возраста является отсутствие истинного страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти [1].

Самыми нераспространенными страхами — страхи других детей, сказочных персонажей и воды (Uэмп=0,014, при Uкр 0,05). Такие страхи, как страх одиночества, болезни, смерти, огня, войны и крови встречаются как у родителей, так и у детей (p=0,01). Это свидетельствует о том, что данная группа страхов является актуальной для всех возрастов и не зависит ни от каких иных критериев. В 83 % случаев страх, который есть у матери, встречается и у ее ребенка (Uэмп=0,003, при Uкр 0,05). Это говорит о том, что наличие страхов у матери, их видовая и групповая принадлежность (социальные, физические, медицинские и т. д.) передаются детям, при чем следует отметить также и обратную закономерность: в большинстве случаев отсутствие определенного страха или группы страхов у матери влечет за собой отсутствие этого же страха и у ее ребенка. Следовательно, мы можем предположить, что существует значимая зависимость между эмоциональным состоянием матери и видами ее страха и страхами и состоянием ребенка в определенный отрезок времени. Вне зависимости от возраста самыми ярко выраженными страхами являются страх смерти и страх войны (p=0,014), что говорит о принадлежности данных страхов к группе экзистенциальных, то есть актуальных для всех возрастов в любое время.

Анализ личностных особенностей показал, что в группе детей преобладают такие качества, как собранность, энергичность, возбужденность, активность, сообразительность, интеллектуальная развитость, легкость в общении, высокий интеллект, чувствительность, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость и импульсивность (p=0,05). Для родителей более характерны скрытность, замкнутость, критичность, высокий интеллект, эмоциональная зрелость, устойчивость, активность и предприимчивость (p=0,017). Рассматривая расхождения по факторам между родителями и детьми, нами было замечено, что дети чаще всего перенимают от родителей такие качества, как уровень интеллекта и самооценки (Uэмп=0,04, при Uкр 0,05), замкнутость и нормативность поведения (Uэмп=0,017, при Uкр 0,05). Дальнейший анализ личностных факторов показал, что дети, склонные к лидерству и доминированию, чаще воспитываются в семьях, потакающих всем желаниям ребенка (r=-0,572 при p<0,05).

Вторичный анализ результатов исследования позволил выявить взаимосвязь успеваемости по различным предметам с эмоционально-личностными особенностями младших школьников. Нами было установлено, что девочки лучше успевают по различным учебным предметам, чем мальчики, причем те из них, которые лучше учатся, более заинтересованы в изучении данного предмета, что помогает им лучше запоминать информацию на уроке и быть более внимательными (r=0,59; r=0,47; r=0,53; p<0,01). Математика в начальной школе одинаково хорошо усваивается как мальчиками, так и девочками, а также не требуется формирования с их стороны дополнительного желания для его изучения (r=0,59; p<0,01). Однако именно неуспеваемость по данному предмету приводит к появлению наибольшего количества страхов (r=0,465; p<0,05).

Анализ результатов проведенного исследования с помощью диагностического пакета методик позволил зафиксировать ряд характерных особенностей младших школьников и их родителей, динамику на разных этапах обучения. Выявленные тенденции позволили сформулировать наиболее актуальные для них проблемы и наметить основные пути психолого-педагогической помощи.

Таким образом, мы можем утверждать, что наличие одинаковых страхов у детей и их родителей обусловлено их видовой принадлежностью к экзистенциальным страхам — жизненно важным, актуальным страхам, которые имеются у всех людей разного возраста, семейного положения, социального статуса. Также существует взаимосвязь между эмоциональным состоянием матери и видами ее страха и страхами и состоянием ребенка в определенный отрезок времени. Помимо этого, мы выявили, что такие личностные качества родителей, как замкнутость и нормативность поведения, а также уровень интеллекта и самооценка родителей способствуют формированию определенного психоэмоционального состояния детей. Также, в ходе нашего исследования, мы увидели, что неуспеваемость по математике в начальной школе вне зависимости от пола способствует появлению страхов различной этиологии.

Литература:

  1. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  3. Мировая статистика здравоохранения, 2014г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle