Библиографическое описание:

Виноградова А. М. Роль музыкальных предпочтений в процессе социализации старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 53-55.



В наше время очень остро стоят проблемы депрессии и агрессивности межличностных отношений. Депрессия занимает среди всех болезней человека второе место и названа «раком XXI века». Уровень агрессии у лиц юношеского возраста с каждым годом повышается и настораживает, ведь агрессивное поведение не только затрудняет их учебную деятельность и взаимоотношения с социумом, но и влияет на успешность их будущего индивидуального развития, профессиональной деятельности. И депрессия, и агрессивность межличностных отношений снижают успешность процесса социализации старшеклассников.

В современном мире нас всюду окружает музыка. Так или иначе, но мы каждый день сталкиваемся с ней: мы слышим ее в транспорте, в магазинах, на улице и др. К юношескому возрасту в старших классах формируются уже достаточно устойчивые музыкальные предпочтения. То, взаимосвязаны ли они с психоэмоциональным состоянием (в частности с уровнем депрессии и агрессивностью межличностных отношений), вызывает огромный интерес, ведь если связь существует — то это означает, что можно корректировать психоэмоциональное состояние с помощью музыки.

Основная цель нашего исследования состоит в нахождении взаимосвязи музыкальных предпочтений испытуемых с их уровнем депрессии и с агрессивностью их межличностных отношений, а также в изучении эффективности музыкотерапии при работе с агрессивными людьми, склонными к умеренной депрессии.

Мы предположили, что музыкальные предпочтения взаимосвязаны с уровнем депрессии и с агрессивностью межличностных отношений, а также, что психоэмоциональное состояние лиц юношеского возраста можно корректировать с помощью музыкотерапии.

В нашем исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Среди них было 18 девушек и 12 юношей. Нами были использованы следующие методы и методики: метод экспериментальной беседы, метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, метод экспертных оценок, методика Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), шкала депрессии Бека, прослушивание музыкальных произведений (групповое), авторская анкета на выявление музыкальных предпочтений. Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистический пакет SPSS 21.0.

Анкета на выявление музыкальных предпочтений показала, что 9 человек из 30 не имели особых предпочтений в музыке и слушали все музыкальные направления (кроме рэп-музыки), 16 человек слушали рок-музыку, 5 человек предпочитали рэп-музыку.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими, и легко ли им общаться с ним. Он определяет следующие группы: 1 — миролюбивые, 2 — умеренно агрессивные, 3 — чрезмерно агрессивные [2]. Анализ результатов данного теста показал: 1. Всеиспытуемые, не имеющие особых предпочтений в музыке, относятся к группе нормы. Их результаты находятся в промежутке от 36 до 42 баллов. Они умеренно агрессивны, вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Некоторым из них свойственно тщательное подавление агрессии и, вероятно, замкнутость. 2. Люди, предпочитающие рок-музыку так же в большинстве своем, относятся к группе нормы. Их результаты находятся в промежутке от 33 до 43 баллов. Большинство из них умеренно агрессивны. Однако в этой группе присутствуют и миролюбивые люди, неуверенные в собственных силах. 3. Люди, слушающие рэп-музыку, самые агрессивные из всех испытуемых. Их результаты находятся в промежутке от 46 до 50 баллов. Они нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим. Они склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Было выявлено наличие умеренно тесной прямой связи между предпочтениями рэп-музыки и показателем агрессии (r = 0,65). Показатели агрессии групп с разными музыкальными предпочтениями значимо отличаются друг от друга (р=0,0021).

Тест Ассингера определяет и характеры агрессивности: агрессия может носить разрушительный характер, агрессия может носить конструктивный характер, возможно тщательное подавление агрессии. Анализ результатов показал, что характер агрессивности испытуемых, не имеющих особых предпочтений в музыке в основном носит конструктивный, а не разрушительный характер. А вот характер агрессивности у людей, предпочитающих рок-музыку, разный. В этой группе присутствуют все 3 вида характеров агрессивности. Агрессивность людей, предпочитающих рэп-музыку носит разрушительный характер.

Опросник депрессии Бека определяет 5 групп: 1 — отсутствие депрессивных симптомов; 2 — легкая депрессия; 3 — умеренная депрессия; 4 — выраженная депрессия; 5 — тяжёлая депрессия [1]. Анализ результатов данного опросника показал: 1. Люди, не имеющие особых предпочтений в музыке, в основном относятся ко второй группе (за исключением 1 человека). У них наблюдается легкая депрессия. Их результаты находятся в промежутке от 7 до 14 баллов. 2. Люди, предпочитающие рок, в основном относятся к первой группе. У них отсутствуют депрессивные симптомы. Однако несколько из них все же относятся ко второй группе, что говорит о легкой депрессии. Их результаты находятся в промежутке от 2 до 14 баллов. 3. Люди, предпочитающие рэп, в основном относятся к третей группе. У них наблюдается умеренная депрессия. И 1 человек относится к четвертой группе с выраженной депрессией. Их результаты находятся в промежутке от 17 до 26 баллов. Было выявлено наличие умеренно тесной прямой связи между предпочтением рэп-музыки и показателем уровня депрессии (r = 0,65). Показатели уровня депрессии групп с разными музыкальными предпочтениями значимо отличаются друг от друга (р=0,00054).

Музыкотерапия проводилась с 5 людьми, среди них: 3 мужчины и 2 женщины в возрасте от 20 до 22 лет. У всех испытуемых наблюдалась чрезмерная агрессия разрушительного характера в межличностных отношениях и умеренная депрессия (у 1 испытуемого наблюдалась выраженная депрессия). Эксперимент проходил в течении двух месяцев. Встречи группы проходили дважды в неделю и длились по часу. Каждая встреча делилась на три этапа. Первый этап заключался в активном прослушивании композиций. Этот этап был направлен на снижение уровня депрессии. Второй этап заключался в обсуждении участниками эксперимента своего эмоционального состояния. Третий этап также заключался в активном прослушивании композиций, однако направлен был на понижение уровня агрессивности. К концу эксперимента результаты испытуемых заметно улучшились. Показатели агрессивности межличностных отношений стали гораздо ниже. Результаты по тесту Ассингера находились в промежутке от 34 до 40 баллов. Улучшилось эмоциональное состояние, настроение повысилось. Результаты по опроснику Бека находились в промежутке от 5 до 19баллов. В результате эксперимента средние значения показателей агрессивности межличностных отношений и депрессии испытуемых понизились примерно на 10 баллов. Было выявлено, что сдвиг показателей уровня депрессии и агрессивности межличностных отношений в «типичную» сторону достоверно преобладает (p<0,05).

В ходе нашего исследования мы увидели, что рэп-музыка негативно сказывается на успешности социализации старшеклассников. Юноши и девушки, слушающие рэп-музыку, более подвержены ярости и жестокости, чем люди с другими музыкальными предпочтениями. Они более агрессивны, и их агрессия носит разрушающий характер. Они так же более склонны к умеренной и выраженной депрессии. Музыкотерапия с ними проходит успешно. Улучшения состояния испытуемых несомненно есть. Люди, предпочитающие рок-музыку, менее всего склонны депрессивным состояниям, они умеренно агрессивны. А люди, не имеющие особых предпочтений в музыке, умеренно агрессивны, и их агрессия носит конструктивный характер. Им так же свойственна легкая депрессия.

Таким образом, мы можем утверждать, что музыкальные предпочтениядействительно взаимосвязаны с агрессивностью межличностных отношений и с уровнем депрессии, а психоэмоциональное состояние лиц юношеского возраста действительно можно корректировать с помощью музыкотерапии.

Литература:

  1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г.Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003.
  2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle