Библиографическое описание:

Виноградова А. М. Роль музыкальных предпочтений в процессе социализации старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 53-55.



В наше время очень остро стоят проблемы депрессии и агрессивности межличностных отношений. Депрессия занимает среди всех болезней человека второе место и названа «раком XXI века». Уровень агрессии у лиц юношеского возраста с каждым годом повышается и настораживает, ведь агрессивное поведение не только затрудняет их учебную деятельность и взаимоотношения с социумом, но и влияет на успешность их будущего индивидуального развития, профессиональной деятельности. И депрессия, и агрессивность межличностных отношений снижают успешность процесса социализации старшеклассников.

В современном мире нас всюду окружает музыка. Так или иначе, но мы каждый день сталкиваемся с ней: мы слышим ее в транспорте, в магазинах, на улице и др. К юношескому возрасту в старших классах формируются уже достаточно устойчивые музыкальные предпочтения. То, взаимосвязаны ли они с психоэмоциональным состоянием (в частности с уровнем депрессии и агрессивностью межличностных отношений), вызывает огромный интерес, ведь если связь существует — то это означает, что можно корректировать психоэмоциональное состояние с помощью музыки.

Основная цель нашего исследования состоит в нахождении взаимосвязи музыкальных предпочтений испытуемых с их уровнем депрессии и с агрессивностью их межличностных отношений, а также в изучении эффективности музыкотерапии при работе с агрессивными людьми, склонными к умеренной депрессии.

Мы предположили, что музыкальные предпочтения взаимосвязаны с уровнем депрессии и с агрессивностью межличностных отношений, а также, что психоэмоциональное состояние лиц юношеского возраста можно корректировать с помощью музыкотерапии.

В нашем исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 23 лет. Среди них было 18 девушек и 12 юношей. Нами были использованы следующие методы и методики: метод экспериментальной беседы, метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, метод экспертных оценок, методика Ассингера (оценка агрессивности в отношениях), шкала депрессии Бека, прослушивание музыкальных произведений (групповое), авторская анкета на выявление музыкальных предпочтений. Полученные результаты были обработаны с использованием стандартных методов математической статистики, включенных в статистический пакет SPSS 21.0.

Анкета на выявление музыкальных предпочтений показала, что 9 человек из 30 не имели особых предпочтений в музыке и слушали все музыкальные направления (кроме рэп-музыки), 16 человек слушали рок-музыку, 5 человек предпочитали рэп-музыку.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими, и легко ли им общаться с ним. Он определяет следующие группы: 1 — миролюбивые, 2 — умеренно агрессивные, 3 — чрезмерно агрессивные [2]. Анализ результатов данного теста показал: 1. Всеиспытуемые, не имеющие особых предпочтений в музыке, относятся к группе нормы. Их результаты находятся в промежутке от 36 до 42 баллов. Они умеренно агрессивны, вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Некоторым из них свойственно тщательное подавление агрессии и, вероятно, замкнутость. 2. Люди, предпочитающие рок-музыку так же в большинстве своем, относятся к группе нормы. Их результаты находятся в промежутке от 33 до 43 баллов. Большинство из них умеренно агрессивны. Однако в этой группе присутствуют и миролюбивые люди, неуверенные в собственных силах. 3. Люди, слушающие рэп-музыку, самые агрессивные из всех испытуемых. Их результаты находятся в промежутке от 46 до 50 баллов. Они нередко бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим. Они склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Было выявлено наличие умеренно тесной прямой связи между предпочтениями рэп-музыки и показателем агрессии (r = 0,65). Показатели агрессии групп с разными музыкальными предпочтениями значимо отличаются друг от друга (р=0,0021).

Тест Ассингера определяет и характеры агрессивности: агрессия может носить разрушительный характер, агрессия может носить конструктивный характер, возможно тщательное подавление агрессии. Анализ результатов показал, что характер агрессивности испытуемых, не имеющих особых предпочтений в музыке в основном носит конструктивный, а не разрушительный характер. А вот характер агрессивности у людей, предпочитающих рок-музыку, разный. В этой группе присутствуют все 3 вида характеров агрессивности. Агрессивность людей, предпочитающих рэп-музыку носит разрушительный характер.

Опросник депрессии Бека определяет 5 групп: 1 — отсутствие депрессивных симптомов; 2 — легкая депрессия; 3 — умеренная депрессия; 4 — выраженная депрессия; 5 — тяжёлая депрессия [1]. Анализ результатов данного опросника показал: 1. Люди, не имеющие особых предпочтений в музыке, в основном относятся ко второй группе (за исключением 1 человека). У них наблюдается легкая депрессия. Их результаты находятся в промежутке от 7 до 14 баллов. 2. Люди, предпочитающие рок, в основном относятся к первой группе. У них отсутствуют депрессивные симптомы. Однако несколько из них все же относятся ко второй группе, что говорит о легкой депрессии. Их результаты находятся в промежутке от 2 до 14 баллов. 3. Люди, предпочитающие рэп, в основном относятся к третей группе. У них наблюдается умеренная депрессия. И 1 человек относится к четвертой группе с выраженной депрессией. Их результаты находятся в промежутке от 17 до 26 баллов. Было выявлено наличие умеренно тесной прямой связи между предпочтением рэп-музыки и показателем уровня депрессии (r = 0,65). Показатели уровня депрессии групп с разными музыкальными предпочтениями значимо отличаются друг от друга (р=0,00054).

Музыкотерапия проводилась с 5 людьми, среди них: 3 мужчины и 2 женщины в возрасте от 20 до 22 лет. У всех испытуемых наблюдалась чрезмерная агрессия разрушительного характера в межличностных отношениях и умеренная депрессия (у 1 испытуемого наблюдалась выраженная депрессия). Эксперимент проходил в течении двух месяцев. Встречи группы проходили дважды в неделю и длились по часу. Каждая встреча делилась на три этапа. Первый этап заключался в активном прослушивании композиций. Этот этап был направлен на снижение уровня депрессии. Второй этап заключался в обсуждении участниками эксперимента своего эмоционального состояния. Третий этап также заключался в активном прослушивании композиций, однако направлен был на понижение уровня агрессивности. К концу эксперимента результаты испытуемых заметно улучшились. Показатели агрессивности межличностных отношений стали гораздо ниже. Результаты по тесту Ассингера находились в промежутке от 34 до 40 баллов. Улучшилось эмоциональное состояние, настроение повысилось. Результаты по опроснику Бека находились в промежутке от 5 до 19баллов. В результате эксперимента средние значения показателей агрессивности межличностных отношений и депрессии испытуемых понизились примерно на 10 баллов. Было выявлено, что сдвиг показателей уровня депрессии и агрессивности межличностных отношений в «типичную» сторону достоверно преобладает (p<0,05).

В ходе нашего исследования мы увидели, что рэп-музыка негативно сказывается на успешности социализации старшеклассников. Юноши и девушки, слушающие рэп-музыку, более подвержены ярости и жестокости, чем люди с другими музыкальными предпочтениями. Они более агрессивны, и их агрессия носит разрушающий характер. Они так же более склонны к умеренной и выраженной депрессии. Музыкотерапия с ними проходит успешно. Улучшения состояния испытуемых несомненно есть. Люди, предпочитающие рок-музыку, менее всего склонны депрессивным состояниям, они умеренно агрессивны. А люди, не имеющие особых предпочтений в музыке, умеренно агрессивны, и их агрессия носит конструктивный характер. Им так же свойственна легкая депрессия.

Таким образом, мы можем утверждать, что музыкальные предпочтениядействительно взаимосвязаны с агрессивностью межличностных отношений и с уровнем депрессии, а психоэмоциональное состояние лиц юношеского возраста действительно можно корректировать с помощью музыкотерапии.

Литература:

  1. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г.Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003.
  2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностных отношений, агрессивности межличностных отношений, особых предпочтений, агрессивностью межличностных отношений, уровнем депрессии, уровня депрессии, музыкальных предпочтений, лиц юношеского возраста, умеренная депрессия, музыкальными предпочтениями, выявление музыкальных предпочтений, легкая депрессия, депрессии Бека, музыкальными предпочтениями значимо, характер агрессивности, социализации старшеклассников, разными музыкальными предпочтениями, тщательное подавление агрессии, разрушительный характер, Показатели агрессивности межличностных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle