Библиографическое описание:

Бизяева Н. Д. Применение метода экспертных оценок для выявления лидерских качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 28-31.



Процедура вхождения ребёнка в социальное пространство сложна и противоречива. С одной стороны, требования социума к тому, какой должна быть личность в прогрессивной социокультурной экономической ситуации, с другой, каков человек есть с собственными совершенствами и изъянами. Также с одной стороны — активное стремление быть общественно нужным, полезным, с другой, что потребности формируются и складываются в социальной деятельности. То есть вследствие этого существенно важно активизировать механизмы индивидуального развития, позволяющие сделать его наиболее продуктивным, обеспечивающим благополучие персоны в общественной деятельности. Начальное образование закладывает основы будущей учебной деятельности и формирования личности. Особенности воспитания и обучения данного этапа заключается в том, что они осуществляются, как правило, одним учителем. Исследования показывают, что социально-психологический климат класса, по сути, полностью определяется учителем и в значительной степени оказывается независимым от особенностей межличностных отношений самих учащихся, от их симпатий и антипатий.

Проведённые исследования развития ученика-лидера Тихомировой Е. И. демонстрируют, что есть различные линии осуществлении данного процесса [1, с. 36]. Одному из них условно дано название «просветительский». Это линия, при которой проистекает целенаправленное информационное обучение учеников начальной школы способам освоения лидерской роли, открывается сущность определения «лидер». В данном случае ребёнок приобретает сведения, получая багаж знаний о способах исполнения лидерской роли. Для этого рекомендуется применять тренинги, время занимательного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь — это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я — лидер» и т. д., практикумы сообразно исследованию индивидуальности ребёнка, способности малыша самореализоваться в роли лидера. Потому что быть успешным ведущим легче, если знаешь содержание работы, инструкции для её организации и способы оценивания, а также персональные особенности.

Вторая линия развития лидерского стремления в ребёнке названа деятельностно-практической. В данном случае ученик самолично подсоединяется к выполнению роли лидера, получая полезный опыт прохождения данной роли. Время от времени подобная линия называется путём проб и ошибок. Третья линия символически названа интегрированной. Она соединяет в себе особую теоретическую подготовку и практическое действие. Есть ещё 1 путь, который позволительно установить как путь подражания эталону, когда на основании воспроизведения образца происходит развитие ребёнка лидера.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней — своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.

В этой связи А. Л. Уманский [2] установил, что конструирование поля лидерства предполагает:

  1. построение оптимального стиля взаимоотношений в группе в целом и группы с лидером;
  2. организацию ситуаций жизнедеятельности группы, которые способствуют максимальному проявлению лидерского потенциала у большинства учеников;
  3. создание в коллективе класса атмосферы сотрудничества, сотворчества (В. И. Андреев);
  4. позиция педагога — «рядом и впереди» (И. П. Иванов);
  5. использование вариантов и элементов технологии коллективных творческих дел (КТД) и деловых игр.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Лидерство как качество личности формируется, развивается и совершенствуется в коллективе. Именно в данной среде закладывается фундамент качеств лидера как личности — желание бескорыстно помогать окружающим, ответственность, трудолюбие, коллективизм и др., которые являются основополагающими лидерства.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены лидерские качества, для оценки которых были приглашены эксперты (учителя начальных классов одной из школ Москвы). Педагоги из 35 возможных качеств лидера младшего школьного возраста выделили 8 наиболее значимых.

Эти данные мы использовали далее для создания бланка методики экспертной оценки, позволяющего оценить каждого учащегося класса по шкале от 1 до 5 по критерию развитости того, или иного лидерского качества. Экспертами в нашем исследовании выступали классные руководители и учителя-предметники экспериментальных классов.

Выбор в пользу педагогов был сделан исходя из социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста, поскольку в начальной школе личность учителя является авторитетом для учащихся. Центром жизни младшего школьника становится система «ребёнок — учитель», определяющая отношения ребёнка к родителям и к сверстникам.

Средний балл для каждого ученика по качествам рассчитывался как среднее арифметическое оценок трёх учителей в классе.

Для определения закона распределения внутри выборок был использован одновыборочный критерий Колмагорова-Смирнова. Результаты показали, что выборки имеют ненормальное распределение. Так, мы определили, что вся наша выборка непараметрическая. Поэтому для оценки различий между группами мы применили критерий Крускала-Уоллиса. Он позволяет выявить различия, когда в каждой выборке не менее трех наблюдений.

Таблица 1

Экспертная оценка уровня развитости лидерских качеств улидеров иаутсайдеров

Лидерские качества

Лидеры

Аутсайдеры

Значимость по Крускалу-Уоллису

Наличие организаторских навыков

3,529411765

2,476190476

0,018

Способность выслушать чужое мнение

4,078431373

2,642857143

0

Способность влиять на поведение окружающих

3,549019608

2,642857143

0,049

Способность структурировать социальные взаимоотношения

3,62745098

2,333333333

0

Сильное стремление к ответственности и завершению дела

4,254901961

2,571428571

0

Стрессоустойчивость

3,803921569

2,666666667

0

Креативность

3,470588235

2,452380952

0,005

Справедливость и беспристрастность

3,980392157

2,928571429

0

Учителя, работающие во 2 «А», 2 «Б» и 2 «Г» классе отметили, что все заявленные качества у оцениваемых лидеров развиты на уровне выше среднего (Таблица 1). Среди лидеров на высоком уровне (4<) развиты качества «Способность выслушать чужое мнение» (4,078431373 из 5) и «Сильное стремление к завершению дела» (4,254901961 из 5).

Качество «Способность влиять на поведение окружающих» по критерию Крускала-Уоллиса является менее значимым по сравнению с остальными.

У аутсайдеров развитие лидерских качеств находится на уровне ниже среднего. Хуже всего у изгоев развито качество «Способность структурировать социальные взаимоотношения» (2,333333333 из 5).

Полученные данные мы использовали в дальнейшем для поиска корреляций между шкалами.

Таблица 2

Исследование взаимосвязи лидерских качеств истатусной позиции вгруппе

Лидерские качества

Пол

Деловой лидер

Эмоциональный лидер

Наличие организаторских навыков

-,182

,351**

,236*

Способность выслушать чужое мнение

-,354**

,591**

,520**

Способность влиять на поведение окружающих

-,159

,325**

,214

Способность структурировать социальные взаимоотношения

-,162

,515**

,466**

Сильное стремление к ответственности и завершению дела

-,323**

,565**

,486**

Стрессоустойчивость

-,350**

,544**

,536**

Креативность

-,235*

,462**

,392**

Справедливость и беспристрастность

-,116

,484**

,380**

*p<0,05, **p<0,01

Исходя из результатов исследования взаимосвязи лидерских качеств и статусной позиции в группе (Таблица 2) мы выделили следующие закономерности:

‒ все лидерские качества, которые выбрали эксперты являются значимыми для деловых лидеров;

‒ такие качества как способность выслушать чужое мнение, сильное стремление к ответственности и завершению дела;

‒ стрессоустойчивость и креативность в большей степени являются характеристиками девочек;

‒ для эмоционального лидера в начальной школе способность влиять на поведение окружающих не является значимым лидерским качеством.

Подлинное лидерство — это искусство, в котором от личности требуются огромные эмоциональные, умственные и творческие усилия для того, чтобы стать таким ярким эмоциональным лидером, какие затребованы в каждых конкретных условиях вечно меняющегося мира. Такая личность должна обладать силой и упорством, а также способностью адекватно оценивать прошлое и предвидеть будущее, ясно представлять себе все последствия своих действий. Это — задача непростая. Суть лидерства — суметь принять тот вызов, который жизнь бросает лично тебе, семье, коллективу. Суть лидерства — достойно встретить этот вызов, суметь преодолеть все трудности, учиться, расти и идти вперед.

Таким образом, основная идея большинства форм педагогической активности есть создание условий для развития энергичной деятельностной позиции ребёнка, актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.

Литература:

  1. Тихомирова Е. И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е. И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
  2. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства// Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle