Библиографическое описание:

Шубина И. В. Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 268-271.



Современное общество быстро развивается, соответственно изменяются и требования, выдвигаемые обществом профессиональному образованию. Для мирового образовательного пространства характерен повышенный интерес к разработке, применению и управлению инновационными процессами. Изменения в мировой экономике диктуют необходимость модернизации профессионального образования, в частности интеграции его с наукой. Благодаря этому мобильные технологии неизбежно проникают во все сферы образования, предлагая интегрированный подход к организации образовательной среды вуза.

Студенческие научные исследования в системе высшего образования способствуют формированию как профессиональных, так и личностных качеств обучающихся. Во время исследований они овладевают навыками постановки исследовательской задачи, изучения уже существующих в науке подходов к решению подобного рода задач, подбора инструментов и способов для их решения, оформления исследования в виде проекта и т. п.

Новые информационные технологии предоставляют широкие возможности, которые раньше были недоступны. Это справедливо и для современных мобильных технологий, которые сейчас находятся на «пике взлета». Их осваивают и студенты, и преподаватели. К сожалению, в вузах часто имеет место некоторый консерватизм, который не стимулирует обучающихся к активному использованию продуктов мобильных технологий — ноутбуков, планшетов, сотовых телефонов. Заметим, что студенты, как одна из наиболее восприимчивых ко всему новому часть общества, ежесекундно использует эти устройства, что позволяет распространяться им все шире. Отсутствие правильной методики применения мобильных устройств в образовательных и научно-исследовательских целях позволяет обучающимся применять их для списывания, поиска готовых ответов и т. п. Эта ситуация не может быть названа ни нормальный, ни приемлемой для современной системы российского образования. Нужны способы вовлечения студентов в конструктивный образовательный процесс.

Научно-исследовательская работа — одна их форм познания окружающего мира, способ освоения не только физического мира, но и получения знаний в области гуманитарных наук, знаний о человеке и его деятельности. Исследовательская работа позволяет студентам применить полученные знания на практике, раскрыть свой исследовательский потенциал. Система правильной организации образовательной среды вуза с учетом использования современных мобильных технологий в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса способствует формированию научной компетенции у будущих специалистов профессиональной деятельности.

В процессе научно-исследовательской деятельности студентам приходится:

– искать информацию по интересующей теме

– формулировать проблему, цель исследования

– определить способ решения проблемы, логику исследования

– самостоятельно осваивать теоретический материал, необходимый для решения проблемы исследования, включая владение терминами и понятиями интересующей области науки

– организовать и провести исследование

– интерпретировать полученные результаты

– оформить и продемонстрировать алгоритм достижения поставленной ранее цели исследования.

На каждом из этих этапов студентами могут использоваться существующие информационно-коммуникационные средства обучения, в частности, мобильные технологии.

Использование мобильных технологий в образовательном процессе получило терминологическое наименование: «м-обучение» или «мобильное обучение». Английский термин m-learning (mobile-learning) раскрывает особенности использования в образовательной среде таких устройств, как мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Мобильные устройства дают обучающимся такие же возможности для выхода в интернет, как и стационарные компьютеры, при этом часто стоят дешевле, и намного удобнее в повседневной жизни из-за своих небольших размеров. Собственно, этому свойству они и обязаны прилагательным «мобильный» в своем названии.

Технология м-обучение предполагает передачу и поступление данных с помощью мобильных технологий GPRS или WAP. Данные хранятся и обрабатываются на портативном индивидуальном устройстве, которое владелец носит с собой, в отличие от стационарных компьютеров. Международный проект MoLeNet (Mobile Learning Network) определяет м-обучение как вид обучения, при котором используются устройства, постоянно доступные пользователю и обладающие выходом в сеть Интернет. Оба эти параметра — постоянная доступность и выход в сеть — являются ключевыми для мобильного обучения.

Следует различать понятия «м-обучение» и «э-обучение» («электронное обучение» или «e-learning»). Под электронным обучением понимаются инструменты и способы, позволяющие использовать компьютеры и другие устройства в образовательной среде, но при этом акцент не делается на их моментальную доступность и мобильность. Электронное обучение не обладает таким важным качеством, как персонализация и настройка под индивидуальность обучающегося. При этом мобильные технологии оказывают влияние на психику и образ мышления студента. Они постепенно приходят к осознанию, что учиться можно в любое время и в любом месте, а не только в аудитории по расписанию. Д. Келли отмечает, что появляются новые способы образовательного мышления и соответствующие им новые образовательные форматы, такие как мобильные подкасты, микроблоги, социальные сети и ленты и т. п. Данная точка зрения отражает современный психологический подход к управлению человеком своей жизнью и временем [7]. В работе Абульхановой-Славской К. А. «Стратегия жизни» рассматриваются 2 типа личности: люди первого типа уделяют максимум времени общественной жизни, а люди второго типа — личной и личным увлечениям [1]. Традиционный подход к организации образовательной среды больше ориентирован на людей первого типа, рассматривая ее как коллективное социальное действие. Мобильные технологии позволяют максимально раскрыть исследовательский потенциал человека не только первого, но и второго типа за счет персонализации и отсутствия привязки к конкретному месту и времени.

Специалисты отмечают следующие преимущества мобильных устройств [2], [5]:

– размер не просто удобен, но и позволяет на одной и той же площади (например, в аудитории или в классе) использовать больше устройств

– использование в любом месте, не только в пределах вуза, но и в любое время

– экономят время при распределении заданий, сбора ответов, обработки результатов, проведению дискуссий по теме исследования и т. п.

– комбинирование с традиционными методами обучения

– индивидуализация процесса обучения.

Особенное внимание следует уделить и имеющимся недостаткам мобильных технологий:

– небольшой размер экрана

– необходимость постоянно подзаряжать батарею, сложность обеспечить возможность заряжать одновременно большое количество мобильных устройств

– мобильные устройства быстро устаревают, а это значит, что возникают проблемы с использованием современных программ, браузеров и приложений

– неудобно работать с графическими материалами.

Мобильные устройства могут использоваться для проведения исследований как в аудитории или лаборатории, так и дома, в любое удобное время.

Использование новой технологии на практике подчиняется параболе Мура:

y

Moorx

Рис. 1. Распределение пользователей при внедрении новых технологий: парабола Мура

По оси Y измеряется количество людей, которые начали использовать новую технологию, а по оси X — время, в которое это происходит. Очевидно, что само по себе распространение мобильных телефонов давно уже преодолело стадию «Late Majority» («Позднее большинство»), то есть стадию, когда максимально консервативная часть общества начинает применять технологию в быту.

Но если применить то же распределение к внедрению мобильных технологий в студенческие исследования, то мы получим совершенно другую картину: здесь мы находимся на стадии «Early Adopters», то есть наиболее подвижные и заинтересованные в новых технологиях слои общества уже применяют технологии, но они в меньшинстве. Большинство студентов не использует возможности мобильных технологий в научных исследованиях, поскольку не понимают данной возможности [6]. Очевидно, что в России ситуация еще менее радужная, и здесь мы скорее всего находимся на стадии «Innovators» («Новаторы»), когда только отдельные преподаватели и вузы-новаторы допускают внедрение мобильных технологий в студенческий исследовательский процесс.

Поскольку преимущества мобильных технологий очевидны, то многие академические и государственные объединения популяризуют и финансируют внедрение использования мобильных устройств в образовательную среду вузов.

Проект и среда мобильного обучения The MoLE (Mobile Learning Environment) возникли в США, с тех пор к проекту присоединились вузы и участники из 22 стран. В основном, в проекте разрабатывались приложения для мобильного обучения оказанию первой помощи и поведению в чрезвычайных ситуациях. Но кроме таких приложений участники проекта исследуют общие возможности применения мобильных устройств в образовании и исследованиях.

В России проекты по использованию мобильных технологий в образовательной и научной среде пока находятся на стадии инноваций. При этом отдельные энтузиасты создают интересные проекты (например, проект «Школа мобильного обучения», издательство «Дрофа»). Но, к сожалению, URL-и из этой работы уже недоступны, а на сайте издательства необходимая информация не была найдена. Это еще раз подчеркивает, насколько мало внимания уделяется направлению м-обучения в России, и как быстро завершаются подобные проекты в условиях отсутствия государственного или академического финансирования.

Рассмотрим возможности мобильных технологий в образовательной и научной среде на примере использования мобильного телефона. С. В. Титова приводит данные, что в 2010 году 77 % населения земного шара имело мобильные телефоны. Для телефонов разработано более 300 тысяч мобильных приложений, и во многих странах существуют тарифы безлимитного доступа к сети Интернет [5]. В этой же работе приведены данные и по России на 2012 год: около 5 миллионов пользователей мобильного Интернета.

Мобильный телефон позволяет выходить в Интернет и получать мгновенный доступ к информации разного рода, в том числе и собирать материал для будущих исследований. Энциклопедические, словарные и прочие материалы часто доступны в виде удобных мобильных приложений, есть возможность работать с графической информацией, ее анализом, создавать, сохранять или отправлять по электронной почте; записывать возникшие идеи и выводы в виде текста или надиктовывать их на телефон, а потом пользоваться специальными приложениями для расшифровки (например, Яндекс. Диктовка); получить доступ к специализированной мобильной обучающей и исследовательской среде в сети Интернет (например, портал MoLeNet — Mobile Learning Net). Одновременно студенты могут общаться друг с другом, обмениваться мнениями с сокурсниками, получить консультацию педагога или научного руководителя с помощью стандартных средств: SMS, MMS или через Интернет и социальные сети: Twitter, Facebook и т. п. [2, с.142].

Психологическая готовность студентов использовать мобильные телефоны в образовательной и научно-исследовательской деятельности очень высока, так как большинство из них используют телефоны в повседневной жизни. При этом применение новых технологий в образовательной среде воспринимается студентами как передовое направление, и вызывает у них энтузиазм.

Еще больше возможностей предоставляет планшет, обладающий достаточно большим экраном для работы с графической информацией. По мнению Дж. Тракслера, планшеты являются наиболее перспективной мобильной технологией для применения в обучении и студенческих исследованиях [8]. Дж. Тракслер вводит термин работы «just-in-time», подчеркивающий особенность применения мобильных технологий: обращение к информационному ресурсу или инструменту исследования становится всегда своевременным, так как нет ограничений на время, в которое возможен доступ.

Мобильные технологии смещают акцент на индивидуальный характер работы, они персонализированы. Но при этом оставляют возможность коллективных исследований за счет доступа к социальным сетям. Они сами являются коммуникационными устройствами, устройствами для общения с другими людьми.

Таки образом, мобильные технологии активно развиваются и используются в процессе организации образовательной и научной среды в вузах. Они обладают большим потенциалом дальнейшего развития. Использование мобильных устройств на разных этапах обучения и научно-исследовательской работы, от сбора материала для исследования до оформления исследования в виде проекта, укладывается в рамки практически любой формы обучения и «традиционной», и современных дистанционных, индивидуальных форм. Мобильные технологии позволяют развивать навыки самостоятельного исследования, делают проведение исследования более гибким и приспособленным к графику конкретного студента, являясь новыми инструментами для научно-исследовательской деятельности.

Мобильные технологии как перспективное направление и позиция педагогов высшей школы должны быть направлены на возможность активного использования мобильных устройств в процессе организации образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, способствовать формированию необходимых компетенций и максимальному развитию исследовательского потенциала будущего специалиста.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни [Текст]. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В., Карманов А. М. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество [Текст]. Монография. М.: МЭСИ, 2015. 247 с.
  3. Злобина С. Н., Глушач Н. Н. Креативно-ориентированное образование — новый образовательный путь подготовки современных специалистов [Текст] // Международная научная школа психологии и педагогики VII (15). Новосибирск, 2015. С.33–36
  4. Сигов А. С., Мордвинов В. А., Трифонов Н. И. Моделирование использования карманных компьютеров в дистанционном образовании [Текст]// Информационные технологии в образовании: сб. научных трудов, часть III. М.: МИФИ, 2000. С. 79–80.
  5. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы [Электронный ресурс] URL: http://titova.ffl.msu.ru/articles/Mobile-learning-today-strategies-and-perspectives.doc. (датаобращения 24.03.2016).
  6. Arvid S., Line K. Mobile Tutoring — distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. //Society for Information Technology & Teacher Education International Conference Annual. Association for the Advancement of Computing in Education, 2007.
  7. Kelly D. Lessons Learned from the McLearnCon 2011 Backchannel [Электронныйресурс] URL: http://www.learningsolutionsmag.com/articles/705/lessons-learned-from-the-mlearncon-2011-backchannel (датаобращения 24.04.2015).
  8. Kukulska-Hulme A., Traxler J. Mobile Learning: a Handbook for educators and Trainers. London, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle