Библиографическое описание:

Тупикина Л. В. Деятельностный подход к организации взаимодействия с обучающимися девиантного поведения в современном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 240-243.



Деятельность есть мотивированный процесс использования человеком тех или иных средств для достижения поставленной цели. Это то, чем живет человек, это та активность, с помощью которой он может выражать себя как личность, и та сфера, в которой он может самореализовываться и развиваться. Без деятельности невозможно адекватное и целостное формирование личности, а потому подход с позиций деятельности заложен в фундаменте функционирования современной системы образования [5], [6], [7].

Как определяет деятельностный подход А. А. Леонтьев: «… это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями» [2]. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка [4], [5]. И раз речь идет не о приобретении набора знаний, умений и навыков, прописанных в ФГОС, то целесообразно говорить о данном подходе в рамках внеурочной работы обучающихся. Именно во внеурочной деятельности раскрывается со всех сторон активность участников образовательного процесса.

Внеурочная деятельность:

– способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда возможно рассмотреть на уроке;

– учит детей жить и работать в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о товарищах;

– обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, он приобретает практические умения и навыки;

– развивает желание участвовать в продуктивной одобряемой обществом деятельности.

Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм. Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, трудных детей меньше и уровень адаптации к обществу выше.

Деятельностный подход в образовании имеет особое выражение во внеурочной работе, так как это есть организация деятельности детей как таковой, также организация профилактической и коррекционной работы, которая организуется как мероприятие, в которой ребенок проявляет свои особенности и при этом решает задачу, поставленную перед ним. Какую-бы активность он ни совершал, он выполняет деятельность, которая имеет мотивацию, цель, процесс и результат, удовлетворяющий или нет специалиста, работающего с ним.

Все это дает возможность рассматривать внеурочные занятия как форму работы, протекающую в русле социально-культурного направления деятельности.

Преодоление девиантного поведения требует широкого использования комплексной системы профилактических мер. И большую роль в данной системе играет культурно-досуговая деятельность как главная составляющая социально-культурного аспекта работы специалиста.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств оптимизации социокультурной среды, окружающей человека. Такая деятельность заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии. Основная идея заключена в рациональной организации свободного времени детей с акцентом на содержательную составляющую занятий в целях совершенствования личности каждого ребенка, развития их физического, психологического и духовного здоровья.

Преодоление девиантного поведения средствами культурно-досуговой деятельности в рамках организации внеурочных занятий будет наиболее эффективно, если работа будет проводиться по трем основным направлениям.

Во-первых, это возможно благодаря стимуляции саморазвития подростков, поддержанию их творческой активности. Создание определенных условий для самореализации позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (алкоголизм, наркомания, преступная деятельность и пр). Однозначно, одной из таких сфер самореализации молодежи должно быть досуговое пространство.

Эффективность творческой составляющей структуры внеурочных занятий подростков для профилактики девиантного поведения подтверждает следующее положение возрастной психологии: ведущими потребностями данного возраста являются социальное признание, самоутверждение и самореализация. Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения.

Во-вторых, добиться снижения уровня развития той или иной девиации можно путем использования средств субъектной педагогики, где происходит отбор наиболее оптимальной воспитательной концепции, направленной на решение поставленной задачи. Разрешение данной проблемы требует кардинальной перемены логики организации досуга и форм взаимодействия специалиста со школьниками.

В-третьих, это возможно благодаря изменению статуса воспитанников. Приобретение подростком положительного статуса во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом способно значительно снизить вероятность проявления отклоняющегося поведения.

В социально-культурной деятельности в культурно-досуговом аспекте предпочтение отдается следующим методам профилактического воздействия: просвещение, воспитание, организация творческой деятельности, рекреация, импровизация, убеждение, дифференцированные, инновационные (тренинги).

Эффективность воспитательного воздействия на подростков во многом зависит от выбора форм как приемов выражения содержания деятельности. В социально-культурной деятельности выделяют следующие формы работы:

Художественная: массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи.

Просветительная: лекции, беседы, диспуты, экскурсии.

Познавательно-развлекательная. У ребенка-подростка изменяется суть игровой деятельности и особое значение приобретает познавательная составляющая любой игры.

Социально-практическая. С учетом социальных и практических направленностей самореализации подростков можно организовывать комнаты психологической разгрузки, спортивные секции, кружки по интересам.

Существующие сегодня формы культурно-досуговой деятельности направлены, в первую очередь, на духовное развитие личности, что основывается на положительном взаимоотношении личности с социальной средой и обществом.

По мнению А. С. Макаренко «участие детей в культурно-досуговой деятельности — это упражнение в социально положительном поведении, между нравственным сознанием и реальным поведением существует «канавка», которую необходимо заполнить социально-полезным практическим опытом» [3, с. 125].

Однако в настоящее время можно заметить, что одни подходы в рамках организации деятельности с целью профилактики девиантного поведения оказываются эффективными, а другие не дают никакого положительного эффекта. Дело в том, что у подростков неминуемо возникает чувство неприязни и нежелания что-то делать, если от них это требуют другие люди. Особенно ярко это проявляется в стенах образовательной организации, даже если деятельность планируется вне рамок уроков. Любая работа, даже внеурочная, расценивается девиантными подростками как ненужная им самим, неэффективная для их самовыражения. Она вызывает чувство упрямства и потребность через отказ, а иногда и бунт, отстоять противоположные обществу интересы, показать себя и свою личность таким способом. Это обстоятельство особенно важно учитывать при организации и проведении внеурочной деятельности.

Мы полагаем, что здесь также важно не пытаться подавить эту бунтарскую энергию у подростка, а сделать все, чтобы перенаправить ее в иное русло, показать предлагаемую работу как средство успешной и особо нужной ему самореализации и возможности получить положительный социальный опыт, шанс изменить свой социальный статус. Для этого специалисту (воспитателю, педагогу, психологу-педагогу и т. п.), который будет вести эти занятия важно рассматривать нестандартные формы проявления подростком себя как личности, его характерологические особенности и индивидуальные нюансы мировоззрения как способность к нестандартному мышлению и умению выходить за рамки в положительном ключе, что может иметь шанс претворения в жизнь с помощью творческой деятельности.

В сравнении с другими формами и методами проведения внеурочных занятий, творчество способно вызвать куда больше положительных эмоций и откликов от девиантных подростков, нежели, например, лекция или диспут. Это объясняется тем, что даже в рамках какой-либо темы занятия творчество всегда предполагает свободу выбора, к тому же конечный результат всегда представляет продукт личного труда, который может быть так или иначе оценен окружающими, что особенно важно для личности на этапе возрастного (подросткового) кризиса. Ведь даже если ребенок пытается скрыться от общества, для него все равно крайне важно знать, что его ценят по достоинствам и заслугам. И задача внеурочной деятельности — предоставить все оптимальные условия для успешной творческой самореализации и личностного роста для обучающихся с девиантным поведением.

Деятельностный подход во внеурочной деятельности дает новые пути расширения сферы возможностей учеников [7]. Чем больше ребенок выполняет действий, тем больше он имеет возможностей раскрыть и найти себя, определить свое место в жизни, ведь сколько бы ни было в нем различных врожденных задатков, они могут развиваться лишь в процессе деятельности.

Таким образом, благодаря разнообразным формам и методам воздействия на личность культурно-досуговая деятельность, осуществляемая во внеурочной работе в школе, способна решить задачу профилактики девиантного поведения подростков: изменить мировоззрение, поведение, развить инициативу, самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности в социально-культурной деятельности и культурно-бытовой сфере.

Литература:

  1. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М. 2010.
  2. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100». 2001. URL: http://school2100.com/upload/iblock/ddb/ddbd4b0d94c5c90731c84a2ebc7865c1.pdf (дата обращения: 22,03,2016).
  3. Соколов А. В. Феномен культурно-досуговой деятельности: монография. — СПб.: СПГУП, 2003. 204 с.
  4. Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
  5. Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.
  6. Шубина И. В. Понятия «деятельность», «деятельностный подход» в отечественной науке // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 313–327.
  7. Шубина И. В. Теория деятельности в педагогической науке ХХ века // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. — М.: МЭСИ, 2013. С. 186–191.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle