Библиографическое описание:

Петроченкова Е. И. Деятельностный подход и информационные технологии в образовательном процессе вуза: преемственность применения // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 184-186.



Алексей Алексеевич Леонтьев определяет деятельностный подход в образовании как «своего рода философию образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями» [5]. Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельностном подходе в системе высшего профессионального образования может облегчить коммуникацию между студентами и преподавателем, выполнение различных заданий и научной деятельности [3], [6], [7], [9].

В настоящее время мы все больше наблюдаем влияние новых технологий на жизнь человека, люди уже не могут обойтись без компьютера и Интернета. Процесс информатизации затронул все сферы общества, в том числе и образование. Развитие и само создание этого процесса предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут быть определены как технологии, используемые для доступа, сбора, распространения, хранения, отображения, презентации или сообщения информации. ИКТ включают в себя как технические средства, так и программные средства.

Основное средство информационно-коммуникационных технологий в образовании — персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

  1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ в образовательном процессе может способствовать развитию интереса и формированию мотивации студентов, так как существует широкий выбор форм, содержания и уровней проведения занятий и учитываются индивидуальные образовательные потребности и возможности студентов.
  2. Содержательный аспект. ИКТ могут быть использованы при самостоятельном домашнем задании, при составлении таблиц и т. п.
  3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
  4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы при индивидуальном обучении и при подгрупповой форме работы.
  5. Контрольно-оценочный аспект. Составление тестов и заданий для контроля знаний учащихся на входном, промежуточном и итоговом этапе. Тесты могут быть представлены в режиме on-line и в off-line [2], [3], [9].

Информатизации образования обязывает преподавателей не только иметь основные навыки владения компьютером, но и развиваться в сфере ИКТ, выяснять новинки взаимодействия со студентами и улучшения подачи материала. Многие преподаватели при подаче лекции студентам используют презентации и наглядные материалы в электронной версии (таблицы, схемы, видео и т.д). Благодаря современным технологиям, преподаватель может читать лекцию в одной аудитории, и она будет транслироваться online в Интернете.

Сейчас многие вузы предлагают получить высшее образование дистанционно. Дистанционная технология обучения — это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Процесс дистанционного образования осуществляется через следующие средства информационно-коммуникационных технологий:

– предоставление учебников в электронном виде;

– пересылка изучаемых материалов через компьютерные телекоммуникации;

– дискуссии и семинары, проводимые через Интернет;

– видеоматериалы;

– электронные образовательные ресурсы

– скайп и другие средства двустороннего онлайн общения [2], [3], [4].

Несомненно, процесс внедрения ИКТ в образование приносит в основном положительные результаты:

– ускоряется передача знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

– повышается качество обучения и образования, что позволяет человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям

– студенты и преподаватели имеют более гибкий график и возможность отправить материал или какую-то работу через Интернет, учиться, не выходя из дома [9].

Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование в соответствии с требованиями современного общества

Несомненно, есть и отрицательные стороны использования ИКТ в образовательном процессе ВУЗа. Упрощенный способ общения с помощью Интернета влечет за собой сокращение живого общения студентов между собой и студентов с преподавателем. При дистанционном образовании студенты не умеют вести беседы с преподавателем, они не могут задать вопрос и сразу же получить на него ответ. Студенты не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения не формируется самостоятельное мышление.

Общедоступность опубликованной в Интернете информации приводит к тому, что студенты перестают творчески мыслить, они чаще всего просто скачивать нужную Информацию из Интернета и не пытаются ее осмыслить.

Актуальная проблема современного общества — Интернет-зависимость. Она проявляется в навязчивом желании находиться online, проверять почту, искать новую информацию и т. д. В процессе обучения, каждый студент проводит большое количество времени в Интернете, что негативно сказывается на его физическом и психологическом состоянии: боли в спине, головные боли, ухудшение зрения, невозможность остановиться или контролировать время пребывания за компьютером.

ИКТ можно отнести к эффективным средствам обучения, так как они способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь студента и преподавателя. Однако важно уметь правильно использовать новые технологии и контролировать время, проведенное за компьютером.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, — 2008. — 352 с.
  2. Галанов А. Б. Реализация метода проектов средствами компьютерных телекоммуникаций в системе профильного обучения [Электронный ресурс]/ А. Б. Галанов — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0723–4.htm
  3. Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В., Карманов А. М. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество. Монография. М.: МЭСИ, 2015. 247 с.
  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и науке [Электронный ресурс]https://docviewer.yandex.ru/?url=http %3A %2F %2Fconference.osu.ru %2Fassets %2Ffiles %2Fconf_info %2Fconf8 %2Fs15.pdf&name=s15.pdf&page=1&lang=ru&c=56f5c6fcdf6a
  5. Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1998. № 5. C. 82
  6. Одинокова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в образовательной среде технического вуза //Среднее профессиональное образование. 2009. N8.
  7. Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
  8. Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.
  9. Шубина И. В. Дистанционная среда образования. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им.Г. В. Плеханова», 2011. 78 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle