Библиографическое описание:

Кудренко Н. А. Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 146-148.



В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к участию в научно-исследовательской деятельности вуза на основе формирования научной творческой компетенции.

Ключевые слова: деятельностный подход, одаренность, научно-исследовательская деятельность студентов, компетентность, творчество, образовательная среда.

Деятельностный подход в образовании предполагает деятельность человека, направленную на становление сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода личность становится самой собой, происходит ее саморазвитие и самоактуализация, приобретается ряд профессиональных компетенций [2], [7].

В современной России общество нуждается в профессионалах, обладающих глубокими теоретическими знаниями, способных эти знания применить, в компетентных специалистах, умеющих мыслить инновационно. В. В. Путиным была предложена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (от 3.04.2012 г.) [4]. Одним из пунктов данной системы является работа с одаренной молодежью в высших учебных заведениях. Эффективность образовательной системы может быть улучшена посредством учета индивидуальных особенностей студентов [3], [8].

Одаренность основывается на совокупности особых качеств личности [5]. Это совокупность внутренних предпосылок, возникших в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной сфере. Одаренными считают тех, кто обладает потенциалом к высоким достижениям, хотя они могут и не проявлять своих способностей в деятельности (потенциальная одаренность).

О наличии способностей следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться особенной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве. Американский психолог Д. Н. Морган проанализировал более 25 определений творчества и выделил общую для каждого из них характеристику — создание чего-то уникального [9].

Научная позиция Торренса (американский психолог) может быть охарактеризована подходом к творчеству как процессу, в центре которого ощущение трудностей, разрывов в информации и ее нехватка, ощущение недостающих элементов, что и провоцирует выдвижение гипотез, их решений, проверок и оценок, пересмотра и перепроверки с целью нахождения результата [1].

Отметим, что одаренный и творческий человек по своим личностным характеристикам похожи. Их объединяет стремление к созданию, изучению, рассмотрению и открытию нового, желание быть лучше, перфекционизм, заинтересованность в деятельности, которой они занимаются, стремление развиваться и выделяться на фоне остальных.

Работа по выявлению талантливых студентов, созданию условий для развития их творческого потенциала, выбору средств оказания индивидуальной психолого-педагогической поддержки начинается с первого курса и ведется в учебной, научной, общественной сферах [2]. Основным критерием отбора на сегодняшний момент является количество баллов, полученных за Единый государственный экзамен. Следующим важным моментом в выявлении является анкетирование студентов (опрос и тестирование) с определением интересов и ценностных ориентаций молодежи с последующим предложением участия в научной деятельности вуза.

Ориентация на талантливых студентов предполагает разработку системы мер для оптимизации организационного пространства образовательного процесса. Такие студенты больше других нуждаются в создании специальных условий для самостоятельной работы, предпочитая не традиционные консервативные формы занятий, а работу в компьютерном классе, в творческих мастерских, лабораториях.

Для протекания творческой деятельности в вузе необходимы: комфортная психологическая атмосфера, стремление к познанию с наличием соответствующих способностей, информационное богатство среды, насыщение образовательного процесса трудными ситуациями и задачами.

Образовательный процесс одаренных студентов должен включать такие виды деятельности, как написание и защита рефератов, проектов, докладов, разработка и защита целевых программ, составление аннотаций, рецензирование научных статей, авторефератов, реферирование, самостоятельные творческие работы и т. д.

Функционирование и развитие научно-исследовательской деятельности студента (далее — НИДС) предусматривает улучшение механизмов стимулирования с учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Основными методами мотивации в высшей школе являются:

– установление стимулирующей стипендии студенту и научному руководителю за каждую заявку, направленную на конкурс;

– дополнительное поощрение авторов и их научных руководителей за работы, завоевавших почетные места, гранты на конкурсах;

– учёт результатов, полученных в процессе выполнения научно-исследовательской работы, при оценке знаний;

– поощрения за публикацию в сборниках и депонирование (архивирование) научных работ;

– выдвижение наиболее способных студентов на соискание государственных научных и именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными общественными организациями и фондами и т. д.;

– представление лучших студенческих работ на конкурсы, предусматривающие чествование и награждение победителей;

– оплачиваемые командировки для участия в научных форумах студентов и их научных руководителей;

– письменные рекомендации для обучения или стажировки;

– рекомендации для обучения в магистратуре, аспирантуре в «своем» или выбранном студентом вузе;

– финансовая, материально-техническая, кадровая поддержка лабораторий, научных сотрудников и кафедр, активно занимающихся в системе НИДС [2], [3], [7].

Сопровождение одаренных студентов в вузе способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса, раскрытию их творческого потенциала, приобретению компетенций. При этом создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития высшей школы.

С учетом вышесказанного, мы выделили ряд методических рекомендаций:

– реализация потенциалов НИДС должна строиться на принципах личностно-деятельностного подхода;

– перед началом работы, необходимо определить ценностные ориентиры и интересы молодежи;

– взаимодействие научного руководителя со студентом должно быть направлено на оптимальное развитие способностей последнего, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным. Студент должен видеть пример «правильной» работы над научным исследованием;

– привлечение молодежи в сферу исследований должно строиться на методах стимулирования деятельности. От выбора определенного способа зависит заинтересованность в работе студента, а, следовательно, и качество проводимого исследования.

Литература:

  1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  2. Завражин А. В., Шубина И. В. Роль вуза в стимулировании научно-исследовательской деятельности студентов //Право и образование. 2012.№ 3. С.23–34.
  3. Завражин А. В., Шубина И. В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.2011. № 5. С.14–19.
  4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов В. В. Путин [Электронный ресурс]. — // http://kremlin.ru/news/14907 (Дата обращения 18.03.2015 г.).
  5. Папкова Е. А. Исследование потенциальной интеллектуальной одаренности студентов / Е. А. Папкова // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5.
  6. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Электронный ресурс]. http: www.center‐nlp.ru/library/s55/nlp/cold.html (Дата обращения 18.03.2015 г.).
  7. Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
  8. Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.
  9. Emotions. Theory, Research and Experience. V. 1. N.Y.: Academic Press, 1980. P. 3 34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle