Библиографическое описание:

Злобина С. Н. Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 83-86.



Модернизация профессионального образования России идет по пути фундаментальной подготовки компетентных специалистов, готовых на «выходе» к решению сложных профессиональных задач, к разработке и реализации масштабных проектных решений, инновационному видению с постоянной направленностью на преобразование различных сфер общества [1], [2], [3].

Одной из важнейших образовательных подструктур вуза, обладающей свойством адаптивного и точного реагирования на запросы рынка труда, является система дополнительного образования. Чутко реагируя на изменение профессиональной и рыночной среды, она постоянно предлагает студентам наиболее востребованные и перспективные программы, курсы, тренинги, мастер-классы, семинары, деловые игры и т. д., способные дополнять основное образование самыми востребованными компетенциями; предоставляет студентам значительный перечень услуг высокой образовательной и профессиональной рентабельности.

Система ДПО играет роль дополнительного стимулятора для изменения управленческой и образовательной политики вуза в сторону четко наметившихся стратегий преобразований, акцентирует внимание на необходимости пересмотра направлений профессиональной подготовки, изменения качества организации образовательного процесса.

Дополнительное профессиональное образование должно брать на себя совместно с системой основной профессиональной подготовки важнейшее направление совместной деятельности — организацию профориентационной работы со студентами в части расширения видения профессионального пути, достраивания профессии актуальными навыками и компетенциями, овладения смежными профессиями и т. д.

Отметим, что профессиональная ориентация, имеющая богатейшие научные и практические достижения в советское время (И. Н. Шпильрейн, Е. А. Климов, Н. И. Пряжников и др.), находится на сегодняшний день в глубоком кризисе как практическое направление при растущем методическом и теоретическом прогрессе [6].

И.Соломин замечает в качестве печальной тенденции, что «практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, в условиях… жесткой конкуренции, в условиях, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности» [6].

Современные вузы в своем коммерческом стремлении привлечь все большее количество абитуриентов на предлагаемые специальности не ориентируются на личностное соответствие поступающих выбранному направлению подготовки, не учитывают их реальные стремления и интересы, способствуя, тем самым, увеличению риска подготовки специалистов с низким уровнем мотивации на будущую профессию и недостаточной степенью профессиональной готовности.

Одной из идей, снижающей подобные риски в сложившейся ситуации отбора абитуриентов и позволяющей активно осуществлять профориентационную работу в системе дополнительного образования вуза, является внедрение профориентационных образовательных курсов (PRO-курсов — авторский термин С. Н. Злобиной).

Данные курсы представляют собой краткосрочные курсы обучения (от 18 часов и более) по направлениям профессиональной специализации студентов с элементами профориентационной работы и возможностью реализации важных развивающих целей и задач.

PRO-курсы были разработаны и прошли начальную апробацию в 2015 году на базе факультета дополнительного образования Брянского государственного университета. Курсы запускались нами для студентов разных специализаций — филологов, журналистов, pr-специалистов, экономистов и менеджеров. Предпочтение отдавалось студентам 1–2 курсов. Для проведения занятий и осуществления консультаций приглашались практикующие специалисты, потенциальные работодатели и лучшие преподаватели вуза.

Профориентационные образовательные курсы были направлены на формирование у студентов адекватного представления о мире современных профессий и профессиях будущего в значительной временной перспективе (до 30 лет). Студентам была предоставлена системная информацию о глобальных профессиональных тенденциях, оказана помощь в определении личных перспектив и оценке долгосрочности выбранных профессий, выявлена возможность их естественных трансформаций и преобразований, актуализирована необходимость рассмотрения возможности смены профессии и т. д.

PRO-курсы позволяли освещать тенденции рынка труда, основные требования работодателей с учетом специфики выбранной студентами профессиональной специализации, помогали увидеть наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции, оценить востребованность своей профессии на сегодняшний день.

В ходе работы каждым студентом определялась возможность трудоустройства по обучаемой специальности, формировались реальные ожидания студентов с позиций заработной платы, предоставляемых социальных гарантий, перспектив профессионального роста и движения в профессии в ближайшие несколько лет.

Важным приобретением студентов на профориентационных образовательных курсах стало расширенное представление о своих профессиональных возможностях, желаниях и намерениях с учетом полученных знаний и работы с наставниками-консультантами; усиление мотивации на самообразование и саморазвитие, профессиональную самоактуализацию и постоянный рост.

В рамках PRO-курсов реализовалась возможность конкретизации модели профессиональной деятельности по специализациям, выделялись дополнительные компетенции, которые не могли быть полноценно сформированы или образовательно «покрыты» в рамках стандартной образовательной программы и требовали дополнительной подготовки.

Выделяя и актуализируя в сознании студентов данные компетенции, мы помогали конкретизировать и дополнять их личностную образовательную стратегию через новые направления, новые смыслы и задачи, делая их выбор в системе дополнительного образования более осознанным, конкретным и продуктивным.

Тем самым, профориентационные образовательные курсы предоставляли студентам множественные профессиональные альтернативы — от определения необходимости «выхода» в новую профессию (дополнительно к получаемой) до формирования важных и востребованных микрокомпетенций в рамках получаемой профессии, делающих будущего выпускника привлекательным на рынке труда как в рамках получаемой им специальности, так и вне ее.

Важным результатом PRO-курсов явилось расширенное знакомство студентов с актуальными и перспективными возможностями информационных технологий в профессиональной деятельности с учетом специфики их подготовки.

Подобная пропедевтическая функция PRO-курсов создавала возможность формирования комплексного, многомерного, многофункционального представления о возможностях ИКТ в каждой профессии, уровне и перспективах развития современных информационных технологий и необходимости их обязательного изучения в рамках стандартных образовательных дисциплин, предлагаемых курсов системы дополнительного профессионального образования и последующего самообучения.

Информационная и консультационная помощь авторитетных практиков, потенциальных работодателей усиливала эффективность последующей работы преподавателей в силу правильно расставленных ими акцентов на профессиональных требованиях, компетенциях и направлениях обучения и самоподготовки.

Также была реализована возможность правильной коррекции нацеленности и мотивации студентов на изучение возможностей современных технологий в их профессиональной деятельности и вне ее в качестве средства повышения их конкурентоспособности на своевременном рынке труда.

В PRO-курсах уделялось особое внимание навыкам поиска работы на рынке труда, знакомству с соответствующими сервисами, информационными услугами и технологиями, рядом имеющихся программных продуктов.

Тем самым, мы давали студентам основы культуры грамотного поиска наиболее подходящей работы, представления-презентации себя в разной форме потенциальным работодателям, составления портфолио студента как показателя его реальных достижений в изучаемой и постигаемой профессии, оптимального поиска временной работы по специальности. Мы ориентировали студентов на необходимость участия в бесплатных стажировках в профильных организациях, обязательность получения ими профессиональной практики.

Осваивая на курсах роль конкурентоспособного претендента, обучающиеся студенты осознавали всю важность обучения в системе вуза, ориентированность на фундаментальную подготовку по всем предлагаемым дисциплинам, становились более ответственными в отношении учебных дисциплин и собственной самоорганизации.

PRO-курсы стали для студентов своеобразным информационным проводником в мир системы дополнительного профессионального образования вуза со всеми возможностями работы с лучшими преподавателями, наставниками, консультантами, тьюторами, тренерами, специалистами-практиками.

Студенты погружались в современное образовательное пространство, существующее как пространство современных форм, методов и средств обучения, обогащенных ИКТ-возможностями и ориентирующих студентов на максимальное проявление самостоятельности, творчества, инновационности, постоянную интерактивность образовательного процесса, высокую индивидуальную и групповую результативность [4], [5].

Предложенная и апробированная нами идея PRO-курсов может транслироваться в работу любого вуза с возможностью ее расширения и обогащения индивидуальным и коллективным видением всех заинтересованных лиц и групп, помогая образовательным учреждениям находить и осваивать новые пути воспитания поколения профессионалов будущего, способных к самостоятельному профессиональному росту и самообучению, успешному и долгосрочному движению в мире профессий.

Литература:

  1. Злобина С. Н., Глушач Н. Н. Креативно-ориентированное образование — новый образовательный путь подготовки современных специалистов // Международная научная школа психологии и педагогики VII (15). Новосибирск, 2015. С.33–36.
  2. Злобина С. Н., Глушач Н. Н. Развитие креативной личности как актуальная потребность постиндустриальной эпохи // Национальная ассоциация ученых. Ежемесячный научный журнал, № 3 (8), Часть 3. Екатеринбург, 2015. С.15–18.
  3. Каку М. Учеба уже не будет базироваться на запоминании [Электронный ресурс] URL: http://www.dsnews.ua/society/mitio-kaku-ucheba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii-28082014231600 (дата обращения: 19.01.2015).
  4. Злобина С. Н., Макарова Г. В., Савин А. В. и др. Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика, книга 3 [монография]. М.: Издательство «Перо», 2015 г. 102 с.
  5. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 16/ О. К. Асекретов, Б. А. Борисов, С. Н. Злобина и др. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 318 с.
  6. Соломин И. Профориентация. Россия. ХХ век. [Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002407 (дата обращения: 19.01.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, системе дополнительного образования, системы дополнительного профессионального, образования вуза, дополнительного образования вуза, рынка труда, профориентационных образовательных, профессиональной деятельности, профориентационных образовательных курсов, рынке труда, Глушач Н, профессионального образования вуза, профессиональной специализации, профессиональной подготовки, систему дополнительного профессионального, образовательных подструктур вуза, профессиональной специализации студентов, система дополнительного образования, дополнительного образования Брянского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle