Библиографическое описание:

Завражин А. В. Реализация деятельностного подхода в интерактивном обучении // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 80-83.



Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-то делать, а для этого — узнать, как это надо делать. То есть цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Взгляд на процесс подготовки специалистов в условиях вуза с позиции теории деятельности позволяет по-иному раскрыть особенности организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Содержание образования с точки зрения деятельностного подхода позволяет определить тот факт, что его эффективность зависит не только от содержания обучения и методов его организации, но и в большей степени от того, удастся ли в ходе учебы сформировать у студента адекватную предстоящей профессии мотивацию. Более того, содержание обучения и методика должны быть подчинены этой центральной задаче, поскольку в противном случае мы получим человека с дипломом, не собирающегося работать по специальности, в нем записанной [4], [5].

Технология деятельностного метода — инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования — с формирующей на развивающую, то есть построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности обучающихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод — перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его обучающимися. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Выделяют пять уровней сформированности профессиональных педагогических умений. За основание в данной классификации взято оперирование знанием. Причем, каждый новый уровень деятельности включает в себя предыдущий, и вместе с тем, характеризуется качественным изменением в структуре знаний и умений педагога. В основе каждого из уровней лежат разные уровни алгоритмов, системы действий, получения информации, ее переработки и в соответствии с ней изменения своего поведения, принятия новых решений. Можно предположить, что у части педагогов эти алгоритмы формируются в виде очень жестких и консервативных правил, не позволяющих им сделать новый шаг, подняться на более высокий творческий уровень деятельности.

  1. Репродуктивный уровень деятельности характеризуется тем, что человек может сообщать другим знания, которыми владеет сам. Это знание может быть более или менее глубоким. Но даже очень глубокое знание в какой-либо области еще не является признаком педагогической квалификации, так как оно может быть свойственно людям, не связанным с педагогическим процессом, или людям, которые, несмотря на великолепное знание предмета, не умеют учить других. Они могут выполнять функцию, успешно заменяемую техническими средствами: телевидение, компьютер, мультимедийные средства.
  2. Адаптивный уровень — новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знания предмета, но и знание особенностей его восприятия, понимания, усвоения теми, на кого направлено преподавание.
  3. Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности характеризуется тем, что педагог умеет не только передавать знания и трансформировать их применительно к аудитории.
  4. Системно-моделирующий уровень деятельности характеризуется тем, что педагог, раскрывая перед учащимися ту или иную тему, учитывает всю систему знаний учащихся: на какие знания, ранее усвоенные, он может опереться.
  5. Системно-моделирующий уровень поведения означает — осознание конечной цели, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно формировать.

Творчество в педагогической деятельности возможно, только начиная со второго уровня педагогической деятельности. Его функции и требования особенно возрастают на пятом уровне овладения педагогическим мастерством.

Для педагога это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий.

Многие инновации, в особенности в гуманитарном образовании, сегодня связаны с активным применением новых технологий — интерактивных методов обучения. Само понятие «интерактивный» происходит от английских слов «inter» (взаимный) и «act» (действовать), что означает «взаимодействие». Этот подход в образовании является как бы антиподом пассивного обучения, когда знания обучающимся передаются преподавателями в форме лекций, в виде готовых теорий и решений. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать, т. е. вести диалог, вырабатывать совместные решения, умение работать в группе. Для высшей школы интерактивность обучения способствует выработке у студентов навыков критически анализировать и ранжировать информацию, отстаивать свою точку зрения, эффективно общаться, легче усваивать программный материал. С развитием информационно-коммуникационных технологий интерактивность включает в себя и различные технические возможности обучения [1], [6], [7, с.56].

Выделяют три уровня взаимодействия в процессе изучения гуманитарных дисциплин: 1. Индивидуальное взаимодействие студента с материалом. 2. Взаимодействие студента с преподавателем. 3.Взаимодействие между студентами.

К индивидуальному взаимодействию относят дифференцированные задания, интеллектуальные игры, портфолио, реферирование, индивидуальные проекты, исследовательские задания, творческие работы и др. [1].

Для взаимодействия группы студентов с преподавателем используются современные средства: интерактивные доски, демонстрационные эксперименты, схемы, макеты и т. д. К используемым при этом технологиям относят круглые столы, игровые формы занятий, «мозговой штурм» и др.

Взаимодействие между студентами в процессе изучения гуманитарных дисциплин может проходить в виде имитационных ролевых и деловых игр, групповых проектов, дебатов по корпоративным группам и т. д.

За рубежом интерактивные методы в образовании стали использовать в 70–80-х гг. XX века. В настоящее время к ним относятся компьютерные обучающие игры, тренинги, учебные групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) и др.

В 2013 г. был опубликован отчет NMC Horizon Report 2013 Higher Education Edition., в котором были выделены новые технологии, которые окажут влияние на образование на протяжении следующих пяти лет. Это облачные вычисления, мобильное обучение, обучающий анализ, открытый контент, 3D-печать, массовые открытые онлайн-курсы, виртуальные и удаленные лаборатории, игры, планшетные компьютеры и др. В основу отчета были положены экспертные мнения 750 специалистов из колледжей и университетов почти 40 стран [8].

Данный проект предсказывает временные рамки для внедрения этих технологий в систему гуманитарного образования и представляет внушительный список организаций и частных лиц, которые уже используют их в каждой дисциплине. Указаны также технологии, которые станут основными в краткосрочном (1–2 года), среднесрочном (3–4 года) и долгосрочном (4–5 лет) периодах.

В сфере высшего образования, согласно опубликованному отчету, в краткосрочном периоде станут широко распространены массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

Термин был введенв 2008 году для описания моделиоткрытыхонлайн-курсов, разработанных канадскими ученымиСтивеномДаунсоми Джорджем Сименсом. С 2011 года начался рост объема и разнообразияинициативМООК в институтах и компаниях. В результате концепцияМООК была распространена для обозначенияпочти всех курсов, предлагаемых массово, бесплатно и онлайн [1].

В сентябре 2011 года при Стэнфордском университете была продемонстрирована возможность ведения таких курсов принизкой стоимости и большом объеме дистанционного образования. Курсыпривлекли более100 тыс. студентов каждыйи были основаны на обычномформатезаписанныхлекций, заметок и заданий, которые ранее былиразмещены через систему управления обучениемдля студентовкампуса.В начале 2012 г. академиками Стэндфордского университета Daphne Koller и Andrew Ngбыла создана платформа Coursera в качестве независимойтехнологиинекоммерческих курсов, предлагаемых партнерами учреждения. Сейчас эта платформа объединяет 69 университетов. Более 300 курсов распределены по предметам: компьютерные науки, биология, гуманитарные науки, экономика и финансы, бизнес и менеджмент и т. д. На март 2013 г. на курсах было зарегистрировано более 3 миллионов обучающихся. По окончании курсов выдаются сертификатыCoursera, предусмотрены и очныеэкзаменыв партнерстве с PearsonVUE. Такжеразвиваются методы онлайн проверки и оценки [7, с.196].

По данным на январь 2014 г. на платформе Coursera проходили обучение 42,8 % бакалавров, 36,7 % магистров, 11 % старшеклассников, 8,2 % выпускников колледжей и 5,4 % — имеющих научную степень.

После экспериментов в Стэнфорде некоторые учебные учреждения приступили к разработке подходов на основе формата видео-лекций. Массачусетский технологический институт (МТИ) запустил свою платформу MITx осенью 2011 года. Впоследствии она была включена в EDX, бесприбыльную платформу совместной собственности Массачусетского технологического института и Гарвардского университета. Сейчас платформа объединяет 12 институтов и университетов (МТИ, Гарвард, Беркли и др.), на ней предложено 33 курса по гуманитарным и социальным наукам, физике и естественным наукам, компьютерным, юридическим и медицинским наукам. На этой платформе акцент сделан на более высоком рейтинге и высокой интенсивности курсов под управлением совета при МТИ и Гарварде. Кроме того, учреждениям предоставлено право разработки курсов за пределами ядра бренда EDX. Платформа имеет большой общественный акцент на инновации в обучении и на интеграцию курсов в практику кампуса. Как и в Coursera, выдается сертификат об окончании курсов и устраиваются очные экзамены.

Кроме того, естьнезависимыенекоммерческие инициативы, такие какUdacity, созданная Себастьяном Труном. Эта платформа насчитывает 22 курса, посвященных компьютерным наукам и связанным с ними областям. Она работаетс отдельнымиученымии в сотрудничестве с технологическими фирмами, в том числе Googleи Microsoft. Инновационный интерфейсдля курсов включает в себявзаимодействие междувидео и упражнениями. Но на ней введена многоуровневаясистема обучения, состоящая из начинающего,среднего и продвинутогокурсов. На курсах занимается свыше 750 тыс. студентов [7, с.56].

Еще одна платформа — Futurelearn — создана Открытым университетом в Великобритании в 2013 г. и имеет партнерские отношения с 21 университетом. Другими крупными партнерами этой платформы являются Британская библиотека, Британский Совети Британский музей,которые будут предоставлять доступ к их уникальнымэлектронным ресурсами курсам. Futurelearnстремится сделать обучение интересным и увлекательными позволяет заинтересованным слушателям обучаться, когда и гдеудобно [1], [2, с.41].

Большиепровайдеры, включающиеCoursera, EDX, Udacity,насчитывают сотнитысячзарегистрированных студентов. Массовые открытые онлайн-курсы помогают получить образование бесплатно. Это один из способов дистанционного обучения с возможностью онлайн-общения с преподавателями, прослушивания курса лекций, сдачи экзаменов онлайн. В США в настоящее время более 6 миллионовстудентов обучаются, по крайней мере, на одном онлайн-курсе. Они составляют почтитреть всех обучающихся.

МООКразрабатываются независимо друг от друга учеными или создаются в рамкахдоговорных соглашениймежду высшими учебными заведениями и стороннимионлайн-площадками. Ониобеспечивают студентам доступ к высококачественномусодержанию учебных программ, а также дают возможность ученымвзаимодействовать с гораздо более широкой аудиторией. Как правило, такие курсы подходят дляболее продвинутых обучающихся, которым требуется меньшаяакадемическаяподдержка для изучения курсови материалов.Тем не менее,практика таких открытых курсов быстро развивается, что улучшает их качество и учитывает опытдля студентовна разных уровнях.Курсы, как правило,автономны, студенты могутполучить сертификат об окончании и могут иметьэкспертизу его подтвержденияза отдельную плату.

МООК объединяет вместе связь с социальными сетями, содействие признанных экспертов в исследуемой области и сбор свободно доступных интернет-ресурсов. Но что еще более важно, эти открытые курсы основываются на активности от нескольких сотен до нескольких тысяч «студентов», которые сами организуют свое участие в соответствии с целями обучения, предшествующими знаниями и навыками и общими интересами. Как правило, для участия в таких открытых курсах нет никаких денежных взносов, кроме доступа в Интернет.

Научные учреждения и исследовательские объединения в США и Европе помогают стимулировать развитие Интернета и развивают научное обоснование принципов World Wide Web. Академические журналы уже оцифровываются с конца 20-го века, а в высших учебных заведениях работают сети, которые занимаются с десятками тысяч уникальных пользователей, часто работающих удаленно и использующих свои собственные устройства. Почти все учреждения имеют системы для оперативного управления обучением по гуманитарным дисциплинам, которые позволяют студентам получить доступ к их учебным материалам, таким как чтение текстов и просмотр видео лекций, в их свободное время и использовать множество других технологий для занятий [1], [6].

Массовость и бесплатность курсов приводит к тому, что общее количество студентов, завершивших курс,может достичь 20 %. Для большинства курсов этот показатель составляет менее10 %.

Технологии МООК совершенствуются, чтобы привлечь новых слушателей и повысить процент окончивших курсы. Некоторыеэкспериментыориентированына смешиваниионлайн и физическихклассов. Например, некоторыеМООКработают вместе с обычнымикампусами, и для студентовкампуса открывается доступ к ресурсам и заданиям,освобождая времядляобсуждения в классах и решения проблем.Другой пример — на курсе Modern and Contemporary American Poetry (под руководством профессора Аль Филрисуниверситета Пенсильвания) записывалисьобсуждения, состоявшиесяв специализированных учебных аудиториях, и выкладывались в интернет, чтобы дать студентам возможность видеть текстили задания, которые обсуждались студентами и академиками [3, с.26].

Таким образом, МООК предоставляют студентам возможность активной работы с преподавателем и друг с другом, проводя различные вебинары и конференции, вовлекая обучающихся в активный диалог и стараясь по максимуму воссоздать картину реальной учебы. Такой способ обучения считается наиболее эффективным, так как общение с преподавателями и другими студентами способствует качественному усвоению учебного материала.

Литература:

  1. Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В., Карманов А. М. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество. Монография. М.: МЭСИ, 2015. 247 с.
  2. Мамедова Т. Н. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в образовании // Университетские чтения: сб.научных трудов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013.
  3. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2012.
  4. Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
  5. Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.
  6. Шубина И. В. Дистанционная среда образования. Монография. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им.Г. В. Плеханова», 2011. 78 с.
  7. Nguyen L., Barton S. M., Nguyen L. T. iPads in higher education—Hype and hope // British Journal of Educational Technology. Vol 46. No 1. 2015. P. 190–203.
  8. NMC Horizon Report 2013Higher Education Edition http://www.nmc.org/pdf/2013-horizon-report.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle