Библиографическое описание:

Жданова М. Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 77-78.



Наиболее значимыми качествами личности в современном динамичном мировом сообществе становятся активность, мобильность, конкурентоспособность. Подростку же самоопределиться и следовать требованиям постоянно меняющегося общества достаточно сложно, для него именно это время является определяющим в развитии и становлении его личности. Большое значение имеет то, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Подростковый возраст — это время, когда развиваются важнейшие качества личности, позволяющие ей шагнуть во взрослую жизнь. Работая с подростками, к сожалению, сегодня можно наблюдать безынициативность, пассивность, неумение организовать жизнь коллектива, социальную апатию и даже равнодушие к жизни общества. Результаты проведенного нами исследования только подтверждают это. Например, по результатам анкетирования, лишь 20 % респондентов проявляют инициативу в общении с людьми. Согласно этому же исследованию, 27 % считают, что умеют убеждать, а смелыми себя назвали около 14 % опрошенных. Что касается организаторских способностей, то высокий уровень отмечен у 22 % подростков. Стоит сказать, что приведенные выше данные являются одним из показателей проблемной ситуации: таково положение современных школьников в общественной жизни.

Успех в социуме требует набор определенных знаний и умений, которые могут помочь подростку определить собственную жизненную позицию и благополучно реализовывать ее в рамках той или иной деятельности. Чтобы быть конкурентоспособным в этой деятельности, нужно быть человеком с особой энергетикой, остро чувствовать проблему, иметь своеобразный набор качеств, свойств. Эти люди — лидеры. Те, которые могут проявить инициативу и стать ответственными за принимаемые решения. Понятие «лидер» можно толковать с точки зрения политики, философии, психологии, педагогики, однако нет единого подхода к изучению лидерства. За основу можно взять следующее определение лидерства: «феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного индивида (или нескольких) правом <…> оказывать определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы, а также признание группой (в той или иной степени) такого права за данным индивидом, что приводит к обладанию одного или нескольких видов власти у данного индивида и занятию им центральной позиции в статусной иерархии группы» [1, 408]. Также мы придерживаемся точки зрения на проблему лидерства канадских ученых Питера Урса Бендера и Эрика Хеллмана. Они рассматривали лидерство как внутреннее свойство личности, которое необходимо постоянно развивать, самосовершенствовать [2].

Как правило, лидер — это личность, которая деятельная, любознательная, реалистичная, целеустремленная, смелая, оптимистическая, честная, ответственная, творческая. Лидер всегда успешно преодолевает трудности и достигает успеха. Кроме того, на плечи молодого поколения лидеров будет возложена ответственность не только за себя, за свое дело или ближайшее окружение, но и за мир в целом, включая решение глобальных проблем: это и охрана окружающей среды, и сохранение современной цивилизации, и многое другое.

На наш взгляд, ребенок начинает приобретать лидерские качества в детском коллективе, чаще всего — в детском саду или школе. Здесь, несомненно, школьному самоуправлению отводится первое место по развитию лидеров. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом, он требует организации. Настоящего лидера необходимо выявить еще в младшем школьном возрасте и помочь ему развить свои лидерские качества, учитывая его возрастные особенности. В процессе школьного самоуправления необходимо установить преемственность между активистами-учащимися начальных классов и среднего (или старшего) звена для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности, ведь именно деятельность как ни что другое формирует лидерские качества личности [6], [7]. Если ребята проявляют инициативу, активно участвуют в школьных мероприятиях и т. д., то они, тем самым, учатся самостоятельно принимать решения. Процесс формирования лидерских качеств у ребенка может включать в себя: во-первых, выработку установки ребенка на лидирующую позицию; во-вторых, обучение моделированию, планированию деятельности и, в-третьих, реализацию актуальных и потенциальных способностей и потребностей.

Необходимо уже на этапе школы помочь подросткам сформировать свою активную позицию, чтобы в будущем они могли успешно использовать свои возможности и достигли того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества. Самоуправление — это лишь один из путей формирования лидерских качеств, также с данной задачей может справиться любой вид досуговой деятельности, например,

система мастер-классов по разнообразным направлениям;

игры и игровые тренинги;

клубы (например, дискуссионный), объединения;

творческие мастерские;

различные виды театрализации: театральная студия, праздничные вечера и т. д.;

конкурсы и соревнования;

и др.

Навыки, которые ребята получат в результате досуговой деятельности, при условии, что она будет грамотно организована педагогом, могут помочь им в самосовершенствовании, улучшении организации своей жизни, помогут стать социально активными, приобрести черты лидера, развить организаторские способности. Педагогам всегда следует иметь в виду, что лидера формирует и выдвигает деятельность, поэтому через профессионально грамотную организацию внеклассной работы можно создать благоприятные условия для успеха учеников, оказывающих положительное влияние на других детей в коллективе. В процессе развития коллектива может происходить смена лидеров в зависимости от деятельности, которая наиболее полно раскрывает их потенциал. Таким образом, в роли лидера могут побывать разные дети.

Литература:

  1. Бендас Т. В. Психология лидерства: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. 448 с.
  2. Бендер П. У., Хеллман Э. Лидерство изнутри. — Мн.: Попурри, 2010. — 304с.
  3. Викулова М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. — М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990.
  4. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. — М.: Евразийский открытый институт, 2010. — 119 с.
  5. Мокшина Н. Г. Формирование лидерских качеств у детей и подростков как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-liderskih-kachestv-u-detey-i-podrostkov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 27.02.2016).
  6. Шубина И. В. Понятия «деятельность», «деятельностный подход» в отечественной науке // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 313–327.
  7. Шубина И. В. Теория деятельности в педагогической науке ХХ века // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. — М.: МЭСИ, 2013. С. 186–191.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle