Библиографическое описание:

Мишина Н. А., Евтюгина А. А. Законы коммуникации в общении студентов // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 12-14.



Основные коммуникативные законы позволяют эффективно организовать речевое взаимодействие между говорящим и слушающим, быстро установить контакт с аудиторией, достичь кооперативного диалога. Эти законы универсальны и действуют в официальных и неофициальных ситуациях общения. Даже если человек не подозревает об их существовании, они проявляются в процессе коммуникации.

Общение и законы коммуникации в России изучали И. А. Стернин, М. С. Вершинин, В. А. Павлов, Н. Р. Барабанова, А. К. Бондарев, Т. Ю. Волошинова, Е. В. Ганапольская, Е. М. Гашкова и др. В учебнике «Теория коммуникации» под редакцией М. А. Василика авторы выделяют пять законов коммуникации. Однако И. А. Стернин предлагает использовать для эффективного общения двадцать законов. Все они «носят объективный характер, выражают всеобщий характер информационного обмена и действуют в совокупности с другими социальными и природными законами» [2].

Исследуем действие законов коммуникации на отдельно взятой студенческой группе. В качестве примера возьмем группу студентов третьего курса по специальности «Документоведение и архивоведение». Группа состоит из десяти человек женского пола и представляет дружный коллектив. Конфликты в группе случаются редко и достаточно быстро разрешаются. Общение студентов происходит преимущественно в стенах учебного заведения в рамках учебных занятий и в неофициальных условиях. Также они общаются в социальных сетях на темы, касающиеся учебы, литературы, музыки и др. Неформальное общение всей группы за пределами университета и социальных сетей осуществляется достаточно редко. В статье предпринята попытка проанализировать, какие законы коммуникации реализуются в данной группе и в каких ситуациях. Для анализа были использованы шесть законов коммуникации из множества, предложенных учеными.

Первый закон коммуникации, к которому мы обратились — это «закон обратной связи» [1, с. 21]. Любая коммуникация основана на принципе обратной связи. Также для коммуникации необходимо как минимум два коммуникатора. Чтобы данный закон работал, вторая сторона коммуникации должна раскодировать информацию, ответить вербально / невербально или выполнить какое-либо действие. В ситуации, когда преподаватель обращается к студентам с просьбой что-либо выполнить, чаще всего встречаются такие формы обратной связи, как кивок головой, слова «да», «хорошо», «угу», «ладно», «понятно». В групповом общении, когда кто-то из студентов рассказывает о каком-либо событии, обратная связь выражается чаще всего лексическими сигналами «круто», «ничего себе», «здорово», «cool», «клево», «супер», «вот это да» и т. п.

Один из законов, который выделяет И. А. Стернин — «закон зеркального развития общения» [3, с. 114]. Автор, поясняя смысл закона, говорит, что «собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника» [3, с. 115]. Человек чаще всего не осознает, что копирует громкость, темп речи, эмоции, жесты своего собеседника. Специалисты отмечают, что наиболее быстро и эффективно отзеркаливаются негативные вербальные и невербальные сигналы. Нами было замечено, что в выбранной студенческой группе громкость и темп речи часто отражаются собеседниками. В ситуации, когда группа была виновата, и преподаватель высказывал замечания, староста отвечала ему тихим голосом, осознавая вину, и другие студенты так же, как и староста говорили на пониженных тонах. Между группой и преподавателем или внутри группы иногда случаются конфликтные ситуации. В этом случае кто-то начинает говорить громко, агрессивно, и соответственно отвечающий тоже повышает голос. Точно так же, как агрессивная манера общения делает собеседника агрессивным, так и доброжелательная манера вызывает желание ответить тем же. Поэтому, когда кто-то в группе доброжелателен, в хорошем настроении, общение в группе сразу становится позитивным. Чаще всего громкая речь преподавателя побуждает студентов говорить громко, а тихая — тихо.

Еще один из законов, выделенных И. А. Стерниным — «закон прогрессирующего нетерпения слушателей» [3, с. 117]. «Чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели» — поясняется в книге «Введение в речевое воздействие». Аудирование — сложный вид речевой деятельности. Студенты не могут долго эффективно воспринимать устную речь оратора, особенно, если это научно-учебный текст, требующий повышенного внимания и сосредоточенности на предмете. Если педагог говорит интересно, все равно, примерно минут через двадцать, внимание аудитории ослабляется, студенты начинают отвлекаться (смотреть по сторонам или в окно, писать смс-сообщения, переговариваться, чертить в тетради) и к концу лекции перестают воспринимать информацию. Существует большое количество приемов, позволяющих привлекать и удерживать внимание слушателей на протяжении выступления до конца речи. Можно, например, приводить больше ярких примеров из жизни, иногда шутить или рассказывать анекдоты, чаще обращаться к аудитории с вопросами. Но все же нужно рассчитывать свою речь не более чем на десять минут. В рамках учебных лекций это сделать невозможно. Лекционное занятие рассчитано на полтора часа. На примере нашей студенческой группы мы можем увидеть, что первое время лекции студенты внимательно слушают, записывают, активно отвечают на вопросы преподавателя. Ближе ко второй половине занятия они слушают невнимательно, отвлекаются, некоторые перестают записывать лекцию. Также этот закон хорошо прослеживается в ситуации, когда кто-то из студентов группы очень медленно, затянуто и невнятно отвечает на вопрос. У других студентов появляется желание прервать говорящего и помочь ему закончить мысль.

Следующий закон — «закон доверия к простым словам» [3, с. 127]. Его также выделил И. А. Стернин. Автор поясняет закон следующим образом: «чем проще твои мысли и слова, тем лучше тебя понимают и больше верят» [3, с. 127]. Простое содержание и форма в общении — залог успешной коммуникации. Чтобы вызвать доверие у аудитории, быть услышанным и воспринятым, нужно использовать в своей речи простые понятные слова, короткие фразы, ясные формулировки и выражения. На семинарских занятиях в группе документоведов хорошо прослеживается действие этого закона. Многие студенты читают свои доклады монотонно, используют много научных слов и выражений, не комментируют и не поясняют рассказанное. Соответственно не всегда понятна главная мысль, не понятно, что хотел донести студент до аудитории. Содержание доклада, когда научный текст переработан и упрощен, становится доступнее для аудитории. Поэтому студенты, рассказывающие сложный материал своими словами, воспринимаются одногруппниками лучше. Это заметно, потому что студенты сосредотачивают внимание на ораторе, меньше отвлекаются на посторонние дела, задают вопросы.

Среди других законов И. А. Стернин выделял «закон детального обсуждения мелочей» [3, с. 132]. В учебнике этот закон сформулирован так: «люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем» [3, с. 132]. В группе студентов, как и в любой другой группе людей, обсуждение мелочей бывает оживленным и затянутым, а решение важных серьезных вопросов происходит в короткий срок. Так происходит, потому что в мелочах разбирается каждый, а в отношении глобальных проблем не все имеют свою точку зрения. Например, если преподаватель предложил оценить экономическую обстановку страны, выскажутся по этому вопросу несколько человек и ограничатся они двумя-тремя предложениями. А если зайдет разговор, например, о музыке, которую нужно выбрать для определенного мероприятия, в дискуссии примут участие все, и обсуждение затянется.

«В эмоциональном состоянии человек теряет логичность и аргументированность речи эмоционального подавления логики» [3, с. 137] — так И. А. Стернин расшифровал «закон эмоционального подавления логики» [3, с. 137]. Радостный или расстроенный человек не способен воспринимать замечания, аргументы, доводы, не способен логически мыслить и делать выводы. Потому ему бесполезно что-либо объяснять, пока он не успокоится. В группе документоведов этот закон иногда находит свое применение. Например, когда становится известно об изменении расписания занятий, все выражают свое недовольство, никто не может оценить ситуацию здраво. Через некоторое время, когда эмоции утихнут, они понимают, что не все и не всегда зависит только от их желаний. Иногда так случается, когда кто-то отвечает на вопрос, заданный преподавателем. Студенты не аргументируют свою речь, не говорят по существу, а высказывают свои ощущения, возмущения или восторг. Такая речь неубедительна, безосновательна и нелогична.

Мы уделили внимание лишь некоторым известным законам коммуникации и рассмотрели на примере отдельно взятой студенческой группы их работу. Кроме вышеуказанных законов, есть и другие. Некоторые из них мы стали рассматривать, потому что они не могут осуществиться в группе студентов документоведов. Например, «закон падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера» [3, с. 117] не работает, так как размер группы достаточно мал и всегда стабилен (как мы уже упоминали — десять человек). «Закон узкого круга» [3, с. 133] — еще один закон, который тоже не может быть реализован внутри студенческой группы. Он гласит: «постоянное круглосуточное общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес» [3, с. 133]. Выбранная нами группа проводит вместе только треть дня, поэтому интерес в общении не притупляется. А наиболее распространенным законом, который реализуется почти каждый день, является «закон прогрессирующего нетерпения слушателей» [3, с. 117]. В рамках учебных занятий студенты утомляются каждый день и устают слушать преподавателей и друг друга.

Таким образом, в группе студентов реализуется большинство известных законов. Одни из них — в большей степени, другие — в меньшей. Одни — намеренно, другие — неосознанно. Знание и использование основных коммуникативных законов помогает оратору достичь своим выступлением поставленных целей, увлечь аудиторию и удержать ее внимание и интерес. Чем лучше человек знает законы коммуникации и умеет ими пользоваться, тем успешнее он как оратор и собеседник.

Литература:

  1. Василик, М. А. Основы теории коммуникации. — М.: Гардарики, 2003. — 615 c.
  2. Ляхова, О. С. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. Базовый аспект. — Режим доступа: [http://www.distanz.ru/videoLacture/3403/].
  3. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001. — 226 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle