Библиографическое описание:

Степанов В. Г., Леванова Е. А., Клемантович И. П. Нейропедагогика и ее задачи // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 228-230.



Ключевые слова: нейронауки, нейропедагогика (нейропсихопедагогика), педагогическая антропология, отражательная функция мозга, функция системного и целостного управления организмом, всестороннее и гармоничное воспитание личности.

В настоящее время необыкновенно больших успехов достигли науки о мозге: нейрохирургия, нейрофизиология, нейробиология, нейропсихология, нейрохимия, нейродизайн и другие. Именно с ними связаны основные достижения в исследовании центральной нервной системы и всего организма высших животных и человека. Однако среди этих наук отсутствует нейропедагогика, использующая данные новых открытий в деятельности мозга для создания технологий воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей. Такой науки официально, общепризнанно пока нет. Но вопрос о ее предмере и назначении обсуждается в различных странах (Канаде, США и других). Однако, в основном происходит подмена понятий: вместо нейропедагогики предлагается нейропсихология, сводящая все к проблемам психокоррекции и восстановительного обучения пациентов с аномалиями и заболеваниями мозга. Мы весьма одобрительно относимся к этому научному направлению, помогающему больным людям и инвалидам труда. В то же время авторы считают, что науке надо ориентироваться не только на Панацею, но и на Гигиену, т. е. обеих дочерей древнегреческого бога здоровья Асклепия. Ныне следует серьезно бороться за физическое и психическое состояние здоровых людей, их эффективное и гармоничное развитие, предотвращение массовых заболеваний и инвалидизации населения. Требуется больше заниматься проблемами профилактики подобных нежелательных явлений, а это возможно лишь на основе полученных знаний о нормальной жизнедеятельности человека и приобретенных навыков и умений их повседневного соблюдения и исполнения. Короче, необходима ориентация на разумное, научно обоснованное воспитание и самовоспитание людей, их развитие и саморазвитие, т. е. педагогика. Такая постановка вопроса может вызвать даже чисто терминологические возражения со стороны ученых разных стран Запада. Дело в том, что там в Вузах нет учебного предмета под названием «педагогика», а имеется некоторое синтетическое название «образовательная психология», подчеркивающее связь науки об образовании с психологией. Считаем такой подход оправданным, т. к. нельзя заниматься воспитанием, не зная возрастной и педагогической психологии. Но подобный подход уже был предложен и разработан великим русским педагогом К. Д. Ушинским (1824–1870). В своем основополагающем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он среди всех необходимых для учителя и воспитателя наук ставит на первое место психологию. Но не ограничивается ею, а указывает на необходимость учета данных всех наук о человеке и условиях его жизни. В этой связи Ушинский называет также анатомию, физиологию, географию, политэкономию и другие науки. Классик педагогической мысли считал, что одна педагогическая практика без теории подобна знахарству в медицине.

Такую научную систему в воспитании человека на основе данных всех наук о нем К. Д. Ушинский назвал педагогической антропологией. Понятно, что она выходила за рамки сложившейся к тому времени традиционной мировой педагогики.

Авторы считают, что идеи и опыт работы К. Д. Ушинского не следует предавать забвению, а расширять, углублять, связывать с современностью. Поэтому мы предлагаем обратиться к данным нейронаук, которых в 19 веке не было, а ныне они занимают лидирующее место. Поэтому сегодня вполне естественным и необходимым является возникновение новой отрасли науки — нейропедагогики. В то же время, учитывая первостепенную значимость психологии для теории и практики воспитания, для научного употребления был бы наиболее пригодным термин «нейропсихопедагогика». Однако он слишком громоздок для использования в повседневном общении среди учителей. Поэтому мы для краткости останавливаемся на названии «нейропедагогика», учитывая в то же время важность для теории воспитания психологической науки.

Постараемся дать определение предлагаемой к научной разработке новой отрасли знаний. Нейропедагогика (нейропсихопедагогика) — наука о теории и технологии воспитания, основанная на данных современных наук о мозге. Происходит от понятий «нейрон» (нервная клетка) и «педагогика» (наука о воспитании), «психика» — от греческого слова «психе» (душа).

Нейропедагогика, в отличие от педологии, не стремится заменить собою все науки о человеке. Поэтому она призвана тесно взаимодействовать с различными специалистами, прежде всего в областях нейронаук, основываться на совокупности их данных. В этом ей весьма существенно должно помогать подключение к электронным информационным системам BigData (англ. — «большие данные»). Для наших исследований надо иметь представления о современной картине деятельности мозга и сотрудничать с разработчиками ЭВМ.

Что дает учителям и воспитателям углубленное знакомство с нейронауками? Использование данных указанных наук позволит существенно повысить эффективность воспитания и развития детей и взрослых, их творческие и трудовые способности, физическое и психическое здоровье, сформировать законопослушность, а тем самым оптимизировать проживание и поведение в социальной и природной среде.

Если говорить более конкретно, то речь пойдет о значительном расширении и углублении содержания понятия «отражательная функция мозга», т. е. о способах познания человеком окружающей среды, прежде всего о потребностно-мотивационной сфере личности человека, ее движущих силах, механизмах принятия (выбора) решений, целях и стратегиях их достижения. Это позволит воспитателям и учителям сильнее влиять на поведение учащихся, их самоопределение и саморазвитие.

Значительно содержательным и более разносторонним с позиций нейронаук становятся знания о познавательных процессах (ощущениях, восприятии, памяти, мышлении, воображении). Особенно важны сведения об индивидуально-типологических особенностях право — и левополушарных людей. Новые педагогические технологии позволяют более эффективно обучать учебным дисциплинам в средней школе левополушарных учащихся и научиться использовать особенности правополушарных, которые до этого времени были мало известны. Причем подобные методы будут полезны для развития творческих способностей не только правополушарных, но и левополушарных детей и взрослых.

Сегодня педагоги могут по-новому подойти к проблемам воспитания эмоционально-волевой сферы школьников, которая в советское время почти не изучалась. В этой связи для формирования черт гражданственности и партиотизма, предотвращения и психокоррекции девиантного поведения подростков и взрослых весьма важным являются последние сведения нейронаук о закономерностях формирования и развития эмоционального интеллекта человека.

Много интересных и полезных сведений могут получить учителя, изучая индивидуальную сферу личности учащихся (темперамент, характер, способности).

Помимо отражательной функции мозга, нейронауки изучают также другие, не менее важные для жизнедеятельности функции. И не в меньшем, а, может быть, большем количестве. Это функции мозга по целостному и системному управлению всем организмом и его отдельными органами. Со времен Аристотеля стало понятным, что в людях сочетаются растительные, животные и собственно человеческие начала. Многие из них прямо не управляются сознанием, но их надо знать. Например, не приходится доказывать важность для человека питания, т. е. пищевого поведения. Великий физиолог И. П. Павлов получил Нобелевскую премию за изучение пищеварительной системы. Эти исследования показали, что глубоко понять ее закономерности нельзя без изучения деятельности мозга. Это привело его к гениальной научной теории высшей нервной деятельности, связанной с функционированием коры больших полушарий головного мозга и подкорки. Между тем, большое количество людей даже в обеспеченных семьях страдают избыточным весом или истощением из-за неправильного питания. Режим питания еще более-менее соблюдается для маленьких детей, где без него ребенок долго не просуществует. Подобное положение и с питьевым поведением. А ведь вода составляет 92–94 % нашего организма. Наконец, всем известно правильное суждение: движение это жизнь. А между тем, многие люди стремятся к покою, сидячей работе, передвижениям на автомобилях. Кроме того, люди до сих пор опасно экспериментируют в области полового поведения. Решение всех указанных выше проблем связано с изучением мозга. Данные нейронаук помогли бы людям в определении норм поведения и преодоления девиантности.

Следует сказать о других важнейших для воспитания факторах, изучаемых нейронауками: генетике, возрасте, поле. Понять генетику невозможно без знания строения и функций нейронов. Генетические исследования уже сегодня входят в жизнь, помогая строить здоровую и счастливую семью. Возраст тоже имеет свои закономерности, которые невозможно произвольно отменить или навязать, но которые поддаются социальным влияниям. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Мозг и организм ребенка очень быстро развиваются, особенно в младенческом и раннем возрастах. Отсюда большая восприимчивость к внешним влияниям. Поэтому важно знать не только то, что ребенок может в том или ином возрасте, но что ему полезно, а не вредно для дальнейшего гармоничного развития.

В заключение хочется отметить, что важность данных современных нейронаук для общества и государства начинает широко осознаваться в странах с развитой экономикой и культурой. Так, в 2013 году была принята в США президентская программа «Карта мозга». Она считается даже более важной, чем программа покорения космоса в прошлом веке.

Личностно-ориентированные методики справедливо составляют основу современных психолого-педагогических исследований. В то же время глобальные перемены в истории человечества ставят большие социальные проблемы, ведущие к пересмотру многих национально-культурных, религиозных, семейных и других ценностей, взаимоотношения человека с миром электронной автоматики и телемеханики. Эти обстоятельства делают особенно актуальными социальную педагогику и психологию. Одними из наиболее эффективных инновационных методик для решения указанных проблем призваны стать когнитивные и другие технологии нейропедагогики.

Литература:

  1. Клемантович И. П., Степанов В. Г., Седых В. В., Фарниева М. Г. Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношей./ Фундаментальные исследования, 2014, № 6, с. 360–363.
  2. Клемантович И. П., Степанов В. Г., Миносянц Н. Г. Молодежный экстремизм и духовно-нравственное воспитание./ В сборнике материалов международной научно-практической конференции «Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика». М., 2014, ч. II, с. 250–254.
  3. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация./ М., Академический Проект, 2013.
  4. Степанов В. Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии./ М., Академический Проект, 2008.
  5. Степанов В. Г. Психологические исследования процесса восприятия школьников и взрослых (1958–2008 гг.)./М., Издательство МГОУ, 2008.
  6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии./ Избранные педагогические сочинения. М., 1953–1954 гг.
  7. Wolf L., Washington E. Mapping the brain onto the mind./ Chemical & engineering news. April 2013, pp. 41–43

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle