Библиографическое описание:

Маренков А. С. Закономерности раннего обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 58-60.



Характер прогресса современного мира обладает дуальной природой: с одной стороны, он предоставляет всё более широкий доступ к благам как цивилизации, так и окружающего мира вообще, таким образом, выступая в качестве явления, облегчающего жизнь человека. Тем не менее, эти же блага цивилизации предъявляют высокие требования к общественной и интеллектуальной культуре индивидов, желающих обладать ими. И хотя изначально может показаться, что такому влиянию подвержены изменения исключительно в области информационно-коммуникационных технологий и вообще сложностями обрастает информация строго технического характера, на гуманитарные науки эта тенденция распространяется с не меньшей скоростью. Коммуникативная компетенция, занявшая одно из главенствующих положений среди требований к компетенциям, которыми должен обладать каждый человек, влечёт за собой необходимость ориентироваться в поликультурном мире, проводником в который выступает знание нескольких языков. Однако знание иностранного языка сегодня предполагает владение не только владение суммой знаний о системе определённого языка, а постулирует необходимость вовлечения в эту систему социокультурной информации о стране изучаемого языка. Все эти требования продиктованы естественными закономерностями развития межкультурной коммуникации, которая всё чаще носит характер глобализации.

В связи с указанными причинами появляется необходимость раннего обучения иностранным языкам, что благоприятствует формированию вторичной языковой личности [1]. В настоящем исследовании будет предпринята попытка соединить особенности каждого возрастного периода (до подросткового) с требованиями к педагогической, психологической и методической компетенциям современного учителя иностранных языков.

Прежде всего, стоит отметить, что на текущем уровне развития теории обучения постепенно становится главенствующей личностно-ориентированная парадигма, направленная на совмещение различных педагогических концепций, как то: проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение. В связи с этим огромное внимание уделяется развитию личности учеников, их психическому благополучию, что нашло отражение в ФГОС начального общего образования. Однако зачастую молодые преподаватели, начинающие работать с маленькими детьми, будто дошкольники или младшие школьники, встречаются с многочисленными проблемами: непреодолимая неусидчивость последних, отсутствие мотивации и проч. В своих неудачах некоторые склонны видеть несостоятельность интеллектуальных ресурсов обучающихся, неправильное воспитание, а иногда и вовсе «несправедливость судьбы». По нашему мнению, причины указанных проблем могут быть классифицированы в две группы, о которых Гизатуллина А. В. пишет в своей статье [2]:

1) состояние здоровья учащихся, их психофизиологические и возрастные особенности;

2) недостаточная методическая и психолого-педагогическая компетентность учителя.

С точки зрения педагогики и методики одним из основных направлений на раннем этапе обучения является воспитательный и развивающий аспекты обучения. С этих позиций иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета. Второй по важности целью является формирование мотивов учения. Экспериментально было выяснено, что среди мотивов, побуждающих учиться детей в возрасте до 6 лет, наиболее распространенными являются следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому) и игровые мотивы. Полноценная учебная деятельность осуществляется благодаря синтезу двух вышеуказанных мотивов, однако наличие игрового момента является решающим в эффективности методики. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает. У учащихся начальной школы большой интерес вызывает использование информационно-коммуникационных технологий в виде мультимедийных презентаций и компьютерных программ, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход и обеспечить стойкую мотивацию к обучению.

Результаты исследований общей психологии ещё с давних пор являются следствием возникновения индивидуализированного подхода к обучению, т. е. к учёту всех особенностей психического развития. В числе этих последних находим: механизмы активации необходимых режимов памяти (произвольная, непроизвольная, послепроизвольная), соотношение мотива и цели для формирования воли, важность способности к воображению в обучении и проч. Не менее значимым является внимание к форме подачи информации, обусловленное существованием людей с разными каналами восприятия информации — аудиалов, визуалов, кинестетиков, дигиталов.

К радости учителей, одной общей психологией закономерности обучения на ранних этапах не исчерпываются: достаточно информативны теории развития возрастной психологии, например, психосоциальный подход Э. Эриксона даст информацию о формировании эго-идентичности и групповой идентичности в онтогенезе. Выработкой определённых навыков занималась некогда популярная бихевиористская теория Скиннера и т. д.

Данные психологии в своё время позволили разработать эффективную методическую основу для раннего обучения иностранным языкам. Бесспорно, речь идёт об игровых концепциях обучения. Игра, как известно, решает множество дидактических задач, в том числе задач по развитию универсальных учебных действий (УУД) [3].

Ориентация на личностно-ориентированную парадигму, учёт особенностей развития современного ребёнка — именно этими факторами объясняется необходимое повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовленности педагогов, что составляет актуальность данной работы.

Объектом выступает раннее обучение иностранному языку.

Предметом работы выступают закономерности раннего обучения иностранному языку в педагогическом, психологическом и методическом аспектах.

Объектная область — методика обучения иностранным языкам.

Цель — выявить характерные особенности методики раннего обучения иностранного языка на современном этапе развития теорий обучения.

Задачи: рассмотрение педагогических, психологических и лингвистических основ обучения иностранным языкам на раннем этапе; обзор основных способов организации занятий; обзор основных способов формирования фонетических, лексических и грамматических навыков.

Методы: исследование и обобщение педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации, метод экспертных оценок.

Литература:

  1. Муриева, М.В. Раннее иноязычное обучение — начальный этап формирования вторичной языковой личности / М. В. Муриева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 4. — С. 123–126.
  2. Гизатуллина А. В. Трудности раннего обучения иностранному языку и пути их преодоления / А. В. Гизатуллина // Филологические науки. Вопросы теории и практики — 2014. — № 9. — С. 43–46.
  3. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов / П. К. Дуркин, М. П. Лебедева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки — 2015. — № 1. — С. 134–142.
Основные термины (генерируются автоматически): обучения иностранным языкам, раннего обучения, раннего обучения иностранным, раннего обучения иностранному, обучения иностранному языку, вторичной языковой личности, необходимость раннего обучения, раннего обучения иностранного, раннем этапе обучения, методика обучения иностранным, закономерности раннего обучения, Трудности раннего обучения, развития теории обучения, основ обучения иностранным, обзор основных способов, психологией закономерности обучения, иностранного языка, развивающий аспекты обучения, развития теорий обучения, игровых концепциях обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle