Библиографическое описание:

Гаврюшин А. В. Реформация технологий преподавания на примере финской системы образования // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 59-62.



В современном мире образование играет основополагающую роль. Прогрессивная часть человечества в конце 20 века пришла к пониманию, что основным фактором успеха любой нации является образование, его качество, доступность и даже последующая имплементация в повседневной жизни.

В связи с существующим запросом модернизации образования в России, я решил в этой статье провести сравнительный анализ систем образования Российской Федерации и Финляндии и предложить шаги для реформации технологий преподавания на примере нашего северного соседа. Такой выбор объекта исследования был продиктован тем, что по результатам тестирования PISA в настоящее время Россия занимает 38 место по качеству образования в мире, а Финляндия –– почетное первое место, не говоря уже об общемировом признании «финского образовательного феномена».

Система образования в Российской Федерации находится в откровенно затруднительном положении. Внедрение европейских образовательных трендов встречает большое отторжение со стороны всех участников образовательного процесса. На мой взгляд, стоит выделить пять основных проблем современного российского образования:

  1. Кризис средней школы и профессиональных училищ –– отсутствие инновационных внедрений и современных методик преподавания практических знаний.
  2. Излишняя теоретическая направленность –– неприменимость полученных в учебном заведении знаний с практической деятельностью.
  3. Недостаточное финансирование –– как следствие недостаток новых технологий.
  4. Низкий уровень связи между этапами образования –– обучение в школе теряет всякий смысл, так как по факту не дает ни практических, ни академических знаний.
  5. Увеличение спроса на высшее образование –– ВУЗы постепенно заменяют собой профессиональные училища, при этом, предлагая академические знания, а не практические навыки.

Рис. 1. Структура образования в России

Структура образования в Финляндии имеет значительное сходство с российской, однако разнится в вопросах доступности и свободы выбора. Обязательное обучение в школе начинается с 7 лет, которое, в абсолютном большинстве случаев, уже подкреплено дошкольным образованием. Согласно исследованиям, 93 % юных финнов посещают подготовительные группы, это связано с тем, что местные управленческие органы обязаны предоставлять место в учебных заведениях для каждого желающего.

Рис. 2. Структура образования в Финляндии

Обязательное начальное образование длится в течение 9 лет и делится на два этапа –– «младшая школа», продолжающаяся 6 лет и трехлетняя «старшая школа» (7–9-й год обучения). На весь период этого обучения государство берет на себя все расходы на обучение, включая учебники, канцелярские товары и даже бесплатное школьное питание. Количество младших школ в Финляндии составляет около 3000. Все предметы, кроме иностранных языков, преподает один классный учитель, что позволяет ученикам и учителям построить прочную доверительную связь и не травмирует детей, не отвлекая от процесса обучения. Второй вид достигает количества 600 школ, где работают учителя-предметники. Объединение двух школ является редким исключением и встречается только в регионах с очень высокой плотностью населения. Финская «основная школа» предполагает максимально маленькое количество учеников, работающих с одним учителем. По всей стране преподается один и тот же стандарт образования, однако учителя в Финляндии используют свой собственный уникальный подход, что делает эту работу более творческой и значимой, а также создает продуктивную атмосферу, которая помогает ученикам реализовать креативные навыки.

По окончанию обязательной школы ученики уже имеют знания 3-х иностранных языков, наряду с практическими навыками и умениями. Скорее всего, это и является основным преимуществом финского образования, по сравнению с принятым в России вектором на приобретение энциклопедических знаний. Это значит, что образовательная программа основывается на получении конкретных знаний учениками, которые будут полезны им в повседневной жизни, а не просто преподаются, как набор академических фактов, оторванных от реального поля дальнейшей имплементации. Что интересно, такой подход не подразумевает иного содержания учебных дисциплин, которые привычны российскому глазу. Просто юные финны знают, почему они посещают школу –– они на собственном опыте знакомятся с науками, учатся моделировать поведенческие ситуации, приобретают навыки системного анализа, использовать различную справочную информацию, будь то Интернет или классические печатные издания. В школе финские дети обучаются необходимой практической грамоте: как оформить налоговую квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар через Интернет и прочее. А на финальном экзамене, проверяющим интересен не объем заученного материала, а умение пользоваться полученной в стенах школы информацией, вычленять суть, при этом разрешается приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом.

За все время обучения ученики практически не имеют домашних заданий, имеют удобное расписание и проводят время в школе в «свободной атмосфере». Такой подход к обучению и аттестации обуславливает отсутствие у школьников Финляндии мотивации к обучению.

За весь процесс обучения в основной школе есть всего лишь один аттестационный элемент –– выпускной централизованный экзамен. Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.

Помимо нетривиальной структуры образования, Финляндия значительное внимание уделяет социокультурным условиям в своей стране. В финском обществе существует запрос на интеграцию в него всех индивидов, независимо от их социального статуса, происхождения или умственных способностей. Основным преимуществом интегрированной системы обучения является гибкая адаптированность всех выпускников к постоянно повышающимся требованиям рынка труда.

Еще одна особенность –– это отказ от внутренней дифференциации в обучении. Превалирующее изучение определенных предметов в ущерб других и создание исключительно «элитных» классов запрещены.

Однако, стоит отметить, что успешная реализация такой политики в немалой степени достигается за счет того, что уровень доходов населения Финляндии несильно дифференцирован. В целом, все финские семьи придерживаются схожих ценностей и нормативных установок, чего не скажешь о семьях в России.

Почему же при общей схожести структур российского и финского образования так разнится результат? На пять основных проблем, поставленных в начале статьи можно дать пять основных советов для реформации отечественного образования, учитывая успешный опыт финского:

  1. Увеличение профессиональной подготовки учителей –– давать возможность для творческого подхода к обучению студентов с применением инновационных технологий.
  2. Изменение вектора образования в практическом направлении –– обучение учеников самостоятельному поиску и анализу информации, которое позволит им быть готовым к рынку труда.
  3. Увеличение финансирования –– общие расходы на образование в Финляндии составляют примерно 15 % государственного бюджета и показывают высокую эффективность данных инвестиций.
  4. Снижение тотального контроля –– финская образовательная система основана на культуре доверия, а студенты учатся самостоятельности и критическому мышлению и творчеству, оцениваясобственную работу и свои достижения.
  5. Изменение социокультурного климата –– обучение всех студентов вместе в системе образования, поясняющей, что нет непрестижных профессий и пр.

В современной России изменилось национальное сознание, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, а система образования сосредоточена на сохранении традиционных методов и технологий преподавания, что порождает новую «стагнацию» в образовании и в обществе, которая может нанести серьезный урон стратегическому развитию государства.

Литература:

  1. Загвоздкин В. Секрет финского успеха. Факторы эффективности финской системы образования // Народное образование. — 2006. — № 4.
  2. Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире // Невское время. — 2009. — 13 янв.
  3. Гин А. Учиться у финнов // Народное образование. — 2007. –№ 2.

4. Беспалова Т. Система образования в России. — URL: www.kop.ru

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание Законодательства Российской Федерации. — № 12. — ФЗ от 13.01.1996 г.
  2. Чудинова В. Чтение детей как национальная ценность //Информационно-публицистический бюллетень. — 2009. — № 1 (23). — С. 5.
  3. Образование в Финляндии. — URL:https://ru.wikipedia.org/
  4. Education in Finland. — URL: https://www.proza.ru/2012/01/03/1230

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle