Библиографическое описание:

Лушникова И. И. Организационно-управленческая креативность преподавателя иностранных языков в процессе интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 156-158.



В статье рассматриваются особенности интерактивного обучения иностранным языкам, характеризующиеся субъектно-субъектным взаимодействием обучающихся и преподавателя, комплексностью, многоаспектностью и динамичным характером меняющихся исходных характеристик педагогического контекста. Данные особенности актуализируют значимость организационно-управленческих умений преподавателя иностранных языков и указывают на целесообразность развития организационно-управленческой креативности.

Ключевые слова: интерактивное обучение, динамика, многозадачность, полиаспектность, организационно-управленческие умения, креативное мышление, организационно-управленческая креативность.

В настоящее время в теории и практике обучения иностранным языкам отмечается возрастающий интерес к интерактивным формам организации учебного взаимодействия.

Интерактивное обучение, основанное на диалогичном субъектно-субъектном партнерском взаимодействии обучающихся и преподавателя, повышает возможности индивидуализации учебного процесса и активизации личности обучающегося. Роль преподавателя не директивна, не догматична, не центральна, а сравнима с ролью координатора, ведущего образовательного процесса. Главной задачей педагога становится создание условий и организация учебного процесса таким образом, при котором происходит активизация и вовлечение всех обучающихся в процесс совместного создания нового знания [10].

В числе важных характеристик интерактивного обучения отмечается возможность достигать и превосходить исходные запланированные результаты за меньший период времени, что становится несомненно значимым и актуальным критерием оценки эффективности учебного процесса в условиях модернизации образования.

Вместе с тем, несмотря на существенные преимущества интерактивного обучения, исследователи отмечают «фрагментарный характер» его внедрения и связанную с этим недостаточную эффективность применения в высшей школе [2].

Говоря об интерактивных технологиях в обучении иностранным языкам, следует отметить специфику предмета «иностранный язык», которая заключается в нелинейном характере формирования умений обучающихся.

В процессе обучения иностранный язык одновременно выступает средством и целью обучения. Так, в процессе развития одних видов коммуникативных умений задействуются и развиваются другие виды, приводя к дальнейшему формированию и развитию более сложных знаний и умений иноязычной коммуникативной компетенции [9, с. 42–46]. Иными словами, обучение принимает многонаправленный полиаспектный характер.

Полиаспектность, многонаправленность, многозадачность в сочетании с многообразием форм организации учебной деятельности — работа в парах, малых группах, группах, индивидуально; а также динамический характер организации учебного процесса в интерактивном обучении, актуализируют значимость организационно-управленческих педагогических умений преподавателя, определенных ФГОС как умения организовывать сотрудничество и развивать самостоятельность обучающихся, поддерживать их инициативность, активность, творческие способности.

Одной из важных характеристик современного преподавателя становится не только умение одновременно координировать работу обучающихся в динамично меняющихся условиях, но и как отмечает Е. Н. Соловова, способность к импровизации, «непредсказуемость и неожиданные повороты в уроке, которые он может обеспечить» [9, с. 49].

Исходя из практики обучения иностранным языкам, отметим, что необходимость импровизации может быть обусловлена целым рядом динамических характеристик, которые просчитать и предвидеть заранее зачастую не представляется возможным. Например, опережение во времени выполнения учебного задания одной или несколькими группами, парами, обучающимися; изменение мотивационной направленности участников учебного процесса; появление новых прочих обстоятельств в учебном процессе. Так, при опережении в выполнении задания одной из групп возникает необходимостью оценить выполнение задания и вновь включить обучающихся в учебный процесс. А значит, определить новое задание (возможно, связанное с работой другой группы обучающихся), реорганизовать учебный процесс, не допуская бесполезного ожидания одних другими, учесть индивидуальные особенности обучающихся, включая когнитивные стили, темперамент, уровни сформированной иноязычной коммуникативной компетенции и другие индивидуальные характеристики. Таким образом, перед преподавателем возникают задачи целостного одномоментного восприятия и оценки педагогической ситуации и контекста, определения альтернатив и принятия креативных педагогических организационно-управленческих решений, которые связаны со знаниями и умениями в области креативной педагогики и креативной организации коллективной работы. Анализ исследований креативного управления и креативности преподавателя, проведенный на основе работ Е. П. Ильина, О. Г. Макаренко, В. С. Ротенберга, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова и др., позволяет определить организационно-управленческую креативность как комплекс социально-психологических и профессиональных характеристик, основу которого составляет общая креативность личности преподавателя и сформированная организационно-управленческая компетенция [5].

Важный показатель организационно-управленческой креативности, исходящий из общей креативности личности, — пространственно-образное, творческое, дивергентное мышление, характерное для людей с угадывающим типом восприятия, способствующее целостному и одномоментному восприятию предметов или явлений, отражению многочисленных связей между ними [6, с. 6–20; 8 и др.].

Исследователи креативности в педагогике отмечают, что проблема формирования и развития творческого дивергентного мышления — актуальная задача современности, затрагивающая как самих обучающихся, так и преподавателей высшей школы [3, с. 17].

Как отмечает В. Г. Степанов, современная система обучения на протяжении столетий опирается на детализирующий способ приема и переработки информации, «при том, что угадывающий способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции и т. д». [7, с. 77].

Важной задачей современной системы образования становится не только «разработка новых подходов в обучении, позволяющих реализовать стандарты обучения, но и формировать новые знания и новое самосознание на основе интереса и творческих способностей» [4, с. 18].

Разделяя мнение В. И. Блинова о новых требованиях к современному педагогу, которому «необходимо сочетать в себе качества педагогов предшествующего и нового поколения», обладать помимо глубоких предметно-профессиональных знаний стремлением самосовершенствоваться, осваивать знания в области маркетинга и менеджмента [1], отметим, что в преподавании иностранных языков данное высказывание приобретает особую значимость и актуальность.

Следует отметить, что в настоящее время вопрос организационно-управленческой креативности преподавателя еще недостаточно изучен. Вместе с тем, развитие интерактивных, активных и ряда других технологий, основанных на активном творческом взаимодействии обучающихся и преподавателя, возрастающие требования к эффективности организации и проведению обучения в рамках аудиторных занятий, ценность естественного общения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции, указывают на необходимость дальнейших исследований креативности и организационно-управленческой креативности преподавателя в учебном процессе.

Литература:

  1. Блинов В. И. Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука. 2009. № 11. С. 13–23.
  2. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. С. 286–290.
  3. Креативная педагогика. Методологя, теория, практика / А. И. Башмаков [и др.]; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. — М.: БИНОМ, 2012. — 319 c.
  4. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Электронный ресурс] / под ред. д.т.н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. — 4-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 322 c.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10''.
  5. Лушникова И. И. Обучение английскому языку в неязыковом вузе: роль организационно-управленческой компетенции преподавателя // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2014. № 3. С. 55 -58.
  6. Макаренко, О. Г. Креативный менеджмент: учебное пособие / О. Г. Макаренко, В. Н. Лазарев. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 154 с.
  7. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация: Учебное пособие. — М.: Академический Проспект, 2013. — 315 с.
  8. Ротенберг, В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. // Электронный ресурс. URL: http://www.rjews.net/v_rotenberg/tvorchestvo.html#.U3xvCX9sP_Z (дата обращения 24.03.2016).
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239 с.
  10. Энциклопедии и словари. // Электронный ресурс. URL: http://enc-dic.com(дата обращения 24.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle