Библиографическое описание:

Илюхина Т. Г. Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 88-93.



За последнее время в мире произошли глобальные изменения, полностью изменившие привычное отношение во многих областях и сферах нашей жизни: стремительное развитие информационных технологий, инновационные открытия в области физики, химии, космосе, медицине.

Изменились жизненные установки людей, их ценности, мотивация. Изменения затронули практически все области. Педагогика, как наука, также переосмысливает накопленный опыт, знания.

В современном мире происходит потеря исторической преемственности с прошлым, не передаются нравственные ценности, идет нарушение связей между поколениями, утратилось понимание процесса воспитания ребенка не только телесно, но и духовно.

Современные родители, в условиях нуклеарной семьи, зачастую испытывают трудности, связанные с воспитанием, уходом и развитием ребенка. Разрозненные знания о воспитании и развитии ребенка в открытых источниках, не всегда согласованные и порой откровенно противоречащие друг другу, затрудняют положение родителей.

В современном обществе, как отмечают ученые и мыслители, идет нарастание неблагоприятных тенденций — пропаганда свободных отношений, однополых браков, отказа от детей во имя личной свободы, роста количества детей, воспитывающихся одним из родителей, прерывание связи поколений, семейных традиций являются, по сути, нормой нашего общества.

А ведь именно семья является определяющим для становления личности ребенка.

«Семья, — пишет И. А. Ильин, — как бы живая лаборатория человеческих судеб — личных и народных». Он говорит о том, что самое большое значение в становлении личности ребенка имеют первые 5–6 лет. «В этот период жизни впечатлениям открыта последняя глубина души…все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить ребенку, или, как говорит народ, испортить ребенка…» [2, с. 71]

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.

В своей книге «Путь духовного обновления» он пишет о том, что семья является первичным лоном человеческой культуры. И то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве. Сможет ли семья раскрыть его потенциал, его задатки — все определяется в раннем детстве. В семье ребенок начинает любить, верить, жертвовать. В детстве слагаются основы его характера, индивидуальных особенностей. И здесь же решается, станет из маленького человека великая личность, или он так и останется маленьким человечком.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — это процесс становления их системы ценностей, которые займут главное место в их жизни. В процессе такого воспитания и развития дети не только оценивают свое место в окружающем мире, но и постигают истины жизни. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его отношение к себе, миру, окружающим.

Если мы обратимся к быту традиционного общества, каким являлось русское традиционное общество с его многовековыми традициями, то можно наглядно видеть, что была создана оптимальная система воспитания (семейные традиции, внутрисемейный уклад), которая обеспечивала передачу важных навыков, знаний, правил для успешного освоения подрастающим поколением различных ролей, другими словами, помогала социально адаптироваться. Ведь для успешного вхождения в социум ребенок должен овладеть различными ролями и уметь приспосабливаться к отношениям, новым условиям, обстоятельствам. Ребенок может научиться этому в семье.

Таким образом, мы можем видеть, что была создана оптимальная система воспитания — внутрисемейный уклад, семейные традиции. Такой уклад обеспечивал передачу важных навыков, правил для успешного освоения подрастающим поколением различных ролей, знаний, другими словами, помогал социально адаптироваться. Ребенок учился строить свою жизнь с учетом действий других людей, входил в социум.

Меняются времена, и говорить об универсальной системе воспитания и передачи жизненного опыта не приходится, тем не менее, в качестве ориентира можно обратиться к традициям, укладу, которые передавались и сохранились, несмотря на время, и представляют для нас особую ценность.

Социум не может существовать без следования традициям, именно они осуществляют духовное ориентирование подрастающего поколения. Изучение ценностных отношений, традиций, воспитания в русской патриархальной семье позволяет утверждать, что духовные скрепы народа, его уникальность и самобытность заключены в традициях.

То, что дают ребенку родители, закладывает его духовную основу, и именно это во многих смыслах будет определяющим ориентиром в жизни. Поэтому особенно важно с самого начала уделить этому большое значение, прежде всего, ориентируясь на личный пример родителей и отношений в семье.

Так, популяризация семейных ценностей и традиций, осознанного воспитания детей как части комплексного подхода, учитывающего врожденные ожидания, должны являться одним из первоочередных направлений государственной политики.

На наш взгляд, разрыв преемственности поколений — потеря духовных семейных скреп, отсутствие единой системы знаний для повышения родительской компетенции требуют научного поиска новых путей решения задач общества. Задачи такого плана необходимо решать комплексно.

Необходимо рассмотреть внедрение новых форм взаимодействия образовательных организаций с родителями для ориентации семей на духовно-нравственное воспитание детей, особенно учитывая тот факт, что именно в дошкольном возрасте появляются первые этические, духовно-нравственные представления.

Таким образом, нам представляется важным повышение родительской компетенции, формирование этических представлений о ценности семьи, семейных традициях, духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Самое время вспомнить слова А. И. Ильина «Семья есть первоначальная, исходная ячейка духовности — как в том смысле, что именно в семье человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом, так и в том смысле, что духовные силы и умения (или, увы, слабости и неумения), полученные от семьи, человек переносит затем в государственную и общественную жизнь». [2, с. 32]

Литература:

  1. Бородина О. В. Семья в современном обществе: особенности преемственности. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2014. —с.180–186.
  2. Кислицына Т. Г. Русская семья. От рождения к вечности. М.: Белый город, 2013, — 359.
  3. Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2013, — 295.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle