Библиографическое описание:

Агишева А. В., Кулеша Э. В. Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 742-745.



Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов использована методика Дж. Холланда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональный тип личности.

Вопросы профессионального самоопределения человека являются одним из популярных направлений в области психологии труда. Осознанный выбор профессии, под которым мы понимаем соответствие предпочтений и особенностей личности сфере приложения труда, оказывает положительное влияние на удовлетворенность трудом сотрудника, на уровень конкурентоспособности и карьерный успех, на становление человека как социально зрелой и активной личности.

Проблема профессионального самоопределения личности рассматривается в работах зарубежных и отечественных исследователей. Концепции профессионального развития могут быть разделены на три группы: структурные, мотивационные, индивидуальные.

Представители структурных теорий считают, что различные этапы жизни и условия влияют на изменение профессионального поведения человека. Основой мотивационных теорий является исследование внутренних сил личности, которые будут стимулировать ее к выбору профессиональной деятельности. Представители индивидуальных теорий определяют выбор профессии как возможность реализовать свою «Я-концепцию» [1].

Профессиональная деятельность в сфере медицины предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям, психологическим характеристикам, моральным качествам специалиста. И если процесс обучения в ВУЗе непосредственно формирует первый параметр, то последние два полностью зависят от личностных особенностей специалиста. Результаты исследования прошлых лет достаточно неутешительны: около 30 % абитуриентов плохо представляли себе суть будущей профессии, а лишь 42 % студентов/аспирантов и 50 % врачей-аспирантов отметили правильность выбора профессии [2].

Гипотеза исследования — у большинства студентов медицинского ВУЗа наблюдается соответствие профессионального типа личности и выбранного направления подготовки.

Цель исследования — выявление соответствия между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения.

Методика исследования — опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

По мнению Дж. Холланда все существующие профессии можно объединить в основные группы. У личностей существует склонность не только к тем или иным группам или типам специальностей, но и к определенным должностям, к положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития по Холланду заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды [3].

Выбранная методика позволяет отнести человека к одному из шести типов личности: реалистический (Р), исследовательский (И), социальный (С), конвенциальный (К), предпринимательский (П), артистический (А). Каждый их этих типов максимально эффективно может реализовать себя в соответствующей профессиональной среде. При этом существует одна предпочтительная профессиональная среда, две сопутствующие и три несовместимые. Данное разделение наглядно представлено в гексагональная модели: чем меньше пространственное расстояние между параметрами, тем больше их совместимость. Согласно методике, студенты медицинского ВУЗа относятся к социальному типу личности, следовательно, предпочтительной профессиональной средой является социальная. В качестве сопутствующих могут выступать артистический и предпринимательский типы, следовательно, артистическая и предпринимательская среды.

http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/210/209930/209930_html_m28281f0c.png

Рис. 1. Гексагональная модель профессиональных типов по Дж. Холанду

В исследовании приняли участие 69 студентов Ростовского государственного медицинского университета и Кубанского медицинского государственного университета. в возрасте от 17 до 23 лет. Распределение респондентов по полу и по факультетам обучения представлены на рисунках 2, 3.

Рис. 2. Распределение респондентов по полу

Рис. 3. Распределение респондентов по факультетам обучения

Половая структура включает 25 % мужчин и 75 % женщин. 57 % опрошенных обучаются на педиатрическом факультете, 29 % — лечебно-профилактическом, 12 % — стоматологическом, 3 % — медико-профилактическом.

Оценим результаты диагностики, используя следующие параметры: конгруэнтность, однородность, дифференцированность.

1. Конгруэнтность. Показатель демонстрирует соответствие профессионального типа личности той среде, где он работает или учится. Определить это можно с помощью подсчета баллов по каждой шкале. Для студентов медицинского ВУЗа должен превалировать социальный тип личности. Также необходимо учитывать, что тип (или профессиональная среда) может быть предпочтительным или сопутствующим. Затем сравнить с той сферой, где респондент реализовывает свой потенциал.

Результаты исследования показывают, что у 29 % студентов социальный тип стоял на 1 месте, а у 22 % студентов на 2 месте (таблица 1). Также обратим, внимание, что такие сопутствующие типы личности как предпринимательский и артистический набрали 22 % и 19 %, соответственно. Данные результаты свидетельствуют о том, что профессиональный тип личности студентов-медиков непосредственно связан с выбранной профессией.

Таблица 1

Распределение респондентов взависимости от преобладающих типов личности

Тип личности

1 место

2 место

Р

12 %

9 %

И

23 %

16 %

С

29 %

22 %

К

1 %

4 %

П

16 %

22 %

А

12 %

19 %

РС

1 %

Сочетание не обнаружено

СИ

6 %

1 %

СП

Сочетание не обнаружено

1 %

2. Однородность. Показатель демонстрирует схожесть типов между собой. Измеряется путем определения близости расположения типов в гексагональной модели. Например, сочетание СП имеет высокую однородность, СК — среднюю, СР — низкую. Высокая однородность описывает согласованность профессиональных интересов, что влияет на стабильность развития карьеры.

В ходе исследования было выявлено, что 48 % респондентов имеют высокую согласованность, 35 % среднюю, 17 % низкую.

3. Дифференцированность. Показатель демонстрирует степень значимости для человека той или иной профессиональной области. Показатель определяется путем подсчета разницы между набранными баллами: чем больше эта разница, тем больше уровень дифференцированности.

Процентное распределение ответов всей выборке респондентов представлено в таблице 2. Как видно из таблицы, значения по каждому из типов близки относительно друг друга, значит дифференцированность низкая. Это говорит о том, что профессиональное самоопределение студентов еще продолжается, их карьерный кругозор достаточно широк.

Таблица 2

Распределение респондентов по типам личности

Р

И

С

К

П

А

Количество респондентов

15 %

19 %

20 %

13 %

18 %

16 %

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: большинство студентов учли свои склонности и сделали осознанный выбор будущей профессии. Данный факт оказывает положительное влияние как на самих будущих сотрудников сферы здравоохранения (выражающееся в заинтересованности и удовлетворенности трудом, профессиональной гармоничности развития личности, в высокой возможности реализации себя как профессионала), так и на все общество в целом (выражающееся в качестве медицинских услуг).

Современные исследования подтверждают мысль о том, что интерес к медицине, внутренние установки личности оказывают влияние на выбор будущей профессии. Так, отвечая на вопрос «Когда Вы выбирали для обучения медицину, Вы исходили из…», больше половины респондентов (61 %) указали на возможность творческой и интересной работы, говорили о мечте с детства; каждый третий (34 %) говорил о престиже, высоком социальном статусе медицинского работника в обществе, и лишь 15 % опрошенных отметили возможность получения высоких доходов в будущем [3].

Профессиональная ориентация оказывает помощь не только школьникам при выборе профессии. Студентам ВУЗов профессиональная ориентация также необходима в силу следующих причин:

– профориентация помогает определить вектор развития карьеры;

– профориентация способствуют профессионально-личностному росту студента;

– профориентация помогает выявить такие личностные особенности и установки, которые будут способствовать успешному обучению и развитию;

– профориентация помогает эффективно распоряжаться своими знаниями.

Литература:

  1. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 497–499.
  2. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. — 2009. — № 4. — С. 171–174.
  3. Заляев А. Р. Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 2. — С.139–145.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самоопределения личности, типа личности, тип личности, профессионального типа личности, профессиональный тип личности, соответствия типа личности, Распределение респондентов, будущей профессии, соответствие профессионального типа, студентов медицинского ВУЗа, выбор будущей профессии, личности студента медицинского, внутренним профессиональным самоопределением, профессиональным самоопределением студента-медика, социальный тип личности, личности типу профессиональной, типов личности, тип личности студентов-медиков, особенностей личности сфере, сопутствующие типы личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle