Библиографическое описание:

Агишева А. В., Кулеша Э. В. Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 742-745.



Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов использована методика Дж. Холланда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональный тип личности.

Вопросы профессионального самоопределения человека являются одним из популярных направлений в области психологии труда. Осознанный выбор профессии, под которым мы понимаем соответствие предпочтений и особенностей личности сфере приложения труда, оказывает положительное влияние на удовлетворенность трудом сотрудника, на уровень конкурентоспособности и карьерный успех, на становление человека как социально зрелой и активной личности.

Проблема профессионального самоопределения личности рассматривается в работах зарубежных и отечественных исследователей. Концепции профессионального развития могут быть разделены на три группы: структурные, мотивационные, индивидуальные.

Представители структурных теорий считают, что различные этапы жизни и условия влияют на изменение профессионального поведения человека. Основой мотивационных теорий является исследование внутренних сил личности, которые будут стимулировать ее к выбору профессиональной деятельности. Представители индивидуальных теорий определяют выбор профессии как возможность реализовать свою «Я-концепцию» [1].

Профессиональная деятельность в сфере медицины предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям, психологическим характеристикам, моральным качествам специалиста. И если процесс обучения в ВУЗе непосредственно формирует первый параметр, то последние два полностью зависят от личностных особенностей специалиста. Результаты исследования прошлых лет достаточно неутешительны: около 30 % абитуриентов плохо представляли себе суть будущей профессии, а лишь 42 % студентов/аспирантов и 50 % врачей-аспирантов отметили правильность выбора профессии [2].

Гипотеза исследования — у большинства студентов медицинского ВУЗа наблюдается соответствие профессионального типа личности и выбранного направления подготовки.

Цель исследования — выявление соответствия между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения.

Методика исследования — опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.

По мнению Дж. Холланда все существующие профессии можно объединить в основные группы. У личностей существует склонность не только к тем или иным группам или типам специальностей, но и к определенным должностям, к положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития по Холланду заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды [3].

Выбранная методика позволяет отнести человека к одному из шести типов личности: реалистический (Р), исследовательский (И), социальный (С), конвенциальный (К), предпринимательский (П), артистический (А). Каждый их этих типов максимально эффективно может реализовать себя в соответствующей профессиональной среде. При этом существует одна предпочтительная профессиональная среда, две сопутствующие и три несовместимые. Данное разделение наглядно представлено в гексагональная модели: чем меньше пространственное расстояние между параметрами, тем больше их совместимость. Согласно методике, студенты медицинского ВУЗа относятся к социальному типу личности, следовательно, предпочтительной профессиональной средой является социальная. В качестве сопутствующих могут выступать артистический и предпринимательский типы, следовательно, артистическая и предпринимательская среды.

http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/210/209930/209930_html_m28281f0c.png

Рис. 1. Гексагональная модель профессиональных типов по Дж. Холанду

В исследовании приняли участие 69 студентов Ростовского государственного медицинского университета и Кубанского медицинского государственного университета. в возрасте от 17 до 23 лет. Распределение респондентов по полу и по факультетам обучения представлены на рисунках 2, 3.

Рис. 2. Распределение респондентов по полу

Рис. 3. Распределение респондентов по факультетам обучения

Половая структура включает 25 % мужчин и 75 % женщин. 57 % опрошенных обучаются на педиатрическом факультете, 29 % — лечебно-профилактическом, 12 % — стоматологическом, 3 % — медико-профилактическом.

Оценим результаты диагностики, используя следующие параметры: конгруэнтность, однородность, дифференцированность.

1. Конгруэнтность. Показатель демонстрирует соответствие профессионального типа личности той среде, где он работает или учится. Определить это можно с помощью подсчета баллов по каждой шкале. Для студентов медицинского ВУЗа должен превалировать социальный тип личности. Также необходимо учитывать, что тип (или профессиональная среда) может быть предпочтительным или сопутствующим. Затем сравнить с той сферой, где респондент реализовывает свой потенциал.

Результаты исследования показывают, что у 29 % студентов социальный тип стоял на 1 месте, а у 22 % студентов на 2 месте (таблица 1). Также обратим, внимание, что такие сопутствующие типы личности как предпринимательский и артистический набрали 22 % и 19 %, соответственно. Данные результаты свидетельствуют о том, что профессиональный тип личности студентов-медиков непосредственно связан с выбранной профессией.

Таблица 1

Распределение респондентов взависимости от преобладающих типов личности

Тип личности

1 место

2 место

Р

12 %

9 %

И

23 %

16 %

С

29 %

22 %

К

1 %

4 %

П

16 %

22 %

А

12 %

19 %

РС

1 %

Сочетание не обнаружено

СИ

6 %

1 %

СП

Сочетание не обнаружено

1 %

2. Однородность. Показатель демонстрирует схожесть типов между собой. Измеряется путем определения близости расположения типов в гексагональной модели. Например, сочетание СП имеет высокую однородность, СК — среднюю, СР — низкую. Высокая однородность описывает согласованность профессиональных интересов, что влияет на стабильность развития карьеры.

В ходе исследования было выявлено, что 48 % респондентов имеют высокую согласованность, 35 % среднюю, 17 % низкую.

3. Дифференцированность. Показатель демонстрирует степень значимости для человека той или иной профессиональной области. Показатель определяется путем подсчета разницы между набранными баллами: чем больше эта разница, тем больше уровень дифференцированности.

Процентное распределение ответов всей выборке респондентов представлено в таблице 2. Как видно из таблицы, значения по каждому из типов близки относительно друг друга, значит дифференцированность низкая. Это говорит о том, что профессиональное самоопределение студентов еще продолжается, их карьерный кругозор достаточно широк.

Таблица 2

Распределение респондентов по типам личности

Р

И

С

К

П

А

Количество респондентов

15 %

19 %

20 %

13 %

18 %

16 %

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: большинство студентов учли свои склонности и сделали осознанный выбор будущей профессии. Данный факт оказывает положительное влияние как на самих будущих сотрудников сферы здравоохранения (выражающееся в заинтересованности и удовлетворенности трудом, профессиональной гармоничности развития личности, в высокой возможности реализации себя как профессионала), так и на все общество в целом (выражающееся в качестве медицинских услуг).

Современные исследования подтверждают мысль о том, что интерес к медицине, внутренние установки личности оказывают влияние на выбор будущей профессии. Так, отвечая на вопрос «Когда Вы выбирали для обучения медицину, Вы исходили из…», больше половины респондентов (61 %) указали на возможность творческой и интересной работы, говорили о мечте с детства; каждый третий (34 %) говорил о престиже, высоком социальном статусе медицинского работника в обществе, и лишь 15 % опрошенных отметили возможность получения высоких доходов в будущем [3].

Профессиональная ориентация оказывает помощь не только школьникам при выборе профессии. Студентам ВУЗов профессиональная ориентация также необходима в силу следующих причин:

– профориентация помогает определить вектор развития карьеры;

– профориентация способствуют профессионально-личностному росту студента;

– профориентация помогает выявить такие личностные особенности и установки, которые будут способствовать успешному обучению и развитию;

– профориентация помогает эффективно распоряжаться своими знаниями.

Литература:

  1. Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 497–499.
  2. Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. — 2009. — № 4. — С. 171–174.
  3. Заляев А. Р. Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 2. — С.139–145.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle