Библиографическое описание:

Папин И. Д., Шкабара И. Е. Учет особенностей системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 62-64.



Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвинул новые требования к формированию личности учащихся, к результатам освоения основных образовательных программ обучения иностранным языкам. Многие исследователи отмечают, что данное поколение образовательных стандартов, возможно, впервые создано на основе наиболее фундаментальных учений, наук о ребенке. Необходимо отметить, что все это стало возможным благодаря введению новой методологической основы стандартов общего образования нового поколения — системно-деятельностного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода к обучению было впервые введено в 1985 г. Этим нововведением ученые попытались объединить взгляды на два подхода: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, одной из основных характеристик которого всегда была системность (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи) [2, С. 18]. Становление системно-деятельностного подхода в педагогической науке основывается на исследованиях таких ученых как А. Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности), П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна (достижение результата при наличии обратной связи), Г. П. Щедровицкого (целевая предопределённость социальных явлений) и др. [1, с. 184]. В своих исследованиях системно-деятельностного подхода А. Г. Асмолов говорит о нацеленности подхода на развитие личности, формирование гражданской идентичности, отмечает возможность формирования ценностных ориентиров [2, с. 22]. Под системообразующей основой для развития личности в рамках системно-деятельностного подхода к реализации ФГОС понимается деятельность. Данное положение предлагает особую модель взаимодействия учителя и ученика. Знания больше не даются учителем в готовом виде. Учитель отвечает за организацию исследовательской работы детей таким образом, чтобы они сами могли найти решение поставленной проблемы и объяснить, как необходимо действовать в подобных условиях. Учебный материал более не выступает в роли результата, получаемого учащимися, а берет на себя роль образовательной среды, целью которой является создание условий для получения учениками собственного образовательного продукта [3, с. 36].

Как уже было отмечено, отечественные ученые пришли к понятию «системно-деятельностного подхода» благодаря попытке свести воедино два направления исследований в психологии и педагогике: системный и деятельностный походы. Развитие идей системного подхода или системной составляющей в рамках системно-деятельностного подхода основывается на положении о том, что вследствие увеличения количества информации преодоление противоречия между ее ростом и возможностями ее усвоения может быть достигнуто только с помощью системной организации знания. Системный подход направлен на раскрытие целостности изучаемого явления или процесса, определение его внутренних и внешних связей или взаимодействий, среди которых необходимо выявить наиболее существенную или, иными словами, системообразующую связь (например, системообразующими связями/компонентами учебного процесса выступают: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и его результат) [4, с. 11]. Деятельностная составляющая системно-деятельностного подхода направлена на анализ структуры учебной деятельности детей и изучение ее составляющих: предметного содержания; мотивов, побуждающих субъект к деятельности; цели, средств и результатов. Это предполагает проведение педагогом специальной работы по выбору и организации деятельности детей, по активизации их познавательной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что выбор цели и планирование деятельности, ее организация и контроль осуществляется воспитанником сознательно, также проводится самоанализ и оценка результатов собственной деятельности [Там же, с. 11].

Учет вышесказанного имеет большое значение для работы учителя иностранного языка. Выступая в качестве методологической основы организации процесса обучения иностранному языку, системно-деятельностный подход позволяет наиболее точно подойти к организации учебной и внеурочной деятельности, что в свою очередь, обеспечивает их большую эффективность и результативность.

Литература:

  1. Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. — 2012. — N 4. — С. 183–189.
  2. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009. — N 4. — С. 18–22.
  3. Нарыкова Г. В. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС основного общего образования // ФӘН-Наука. — 2014. — N 5–6. — С. 36–38.
  4. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) –– Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle